Файл: Освещения российской федерации. Министерство науки и высшего образования российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физиологические особенности, отклонения-дрожание или подергивание рук, слабая моторика и т.п.
Особенности позы, манеры письма, расположение бумаги.
К этому необходимо добавить особенности воспроизведения форм букв, соблюдение последовательности и условий написания, соединение элементов, темп письма.
Если учесть перечисленные особенности и вовремя обратить на них внимание, это позволить скорректировать ситуацию, увидеть недочеты и исправить их.
Принцип параллельного обучения письму и чтению.
Данный принцип известен очень давно. Еще Ушинский ввел его в обучение более 100 лет назад. Изучая буквы, ребенок осваивает чтение. Поэтому рекомендуется параллельно с обучением письму учить детей и читать.
Принцип поэлементного изучения букв.
Ребенку необходимо понимать и освоить правильное написание элементов каждой буквы. Но это не значит, что речь идет об отрывном письме. Написание букв включает в себя непрерывные двигательные движения. Как ранее уже говорилось, важно не просто изображать элементы, но и правильно соединять их, производить цельные законченные движения, сопровождаемые вполне естественным движением руки.
Принцип одновариантного написания письменных букв.
Для красивого письма важно, чтобы буквы были не только ровными и равными по ширине, высоте, углу наклона, но и имели одинаковую форму при написании. К примеру, есть буквы, которые при написании в форме своей имеют овал. К таким относятся: а, о, О, б, д, ф, Ф, ю, Ю. Некоторые буквы содержат прямые линии, переходящие в овал: ъ, ь, Б, Ы. Некоторые буквы содержат линии с петлей, например, В и другие элементы.
Данный принцип можно наблюдать через постоянство написания форм букв и их элементов.
Достичь правильного и качественного навыка можно с помощью многократного повторения однообразных элементов, выполнения однообразных действий.
Перечисленные принципы определенно имеют важность для обучения письму. Они являются основой и опорой для развития навыка письма. Не менее важны и методы, следуя которым можно сформировать этот навык.
Тема 3. Методика и методы обучения письму.
Методика обучения письму предполагает освоение учащимися способов письма, формирование навыков и умений письма, соблюдение правильных гигиенических требований к письму.
Методика обучения каллиграфии-наука древняя. Она схожа с чистописанием. Ранее, примерно в середине 19 века, обучение письму происходило отдельно от обучения грамоте и состояло в копировании букв, механическом повторении этого в упражнениях.
Одновременное овладение графическими элементами при совместном обучении чтению и письму предлагал К.Д. Ушинский (Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России)
Познакомимся с основными методами обучения письму:
Копировальный метод.
В школьной практике этот метод появился еще в 19 веке. Суть данного метода состояла в следующем: дети должны были обвести буквы в специальной тетради, написанные педагогом, или напечатанные точками, или проведенные слабой линией. С помощью этого процесса у детей формировался навык письма. Основа метода-длительное обведение образов, повторение правильных форм, что прививает привычку соединять элементы и писать последовательно, красиво, правильно. В современной школе тоже используются элементы этого метода. Есть специальные тетради с примерами букв и слов, которые дети обводят по точкам или еле заметным линиям. При коррекции почерка данный метод может быть эффективен.
Линейный метод.
Суть данного метода-ограничение высоты, ширины, наклона букв с помощью линий. Впервые это письмо появилось еще в 18 веке. Нам он знаком как тетрадь в косую линейку, которая и сегодня очень распространена у учащихся, особенно на этапе освоения навыков письма, или на этапе коррекции почерка.
Этот метод впервые появился еще в 19 веке и повлиял в дальнейшем на ведение тетрадей в линейку. Сегодня используются тетрадки в одну и две линейки, что значительно упрощает усвоение навыков работы с высотой букв, с коррекцией движения рукой при письме.
Генетический метод (способ).
Письмо состоит из линий различного направления и формы. Такой метод был описан Дюрером (немецкий художник, живописец и гравёр). По его мнению, основа письма-это самая элементарная геометрическая фигура, которую постепенно усложняют, доводя до самой сложной. Таким образом буквы формируются в группы в соответствии со сходством их элементов и по возрастающей сложности. В современной практике можно встретить такой подход.
Ритмический метод.
Иначе его еще можно назвать тактическим. Это освоение письма под счет в определенном ритме и темпе, одинаковым для всех учащихся. В этом методе можно распознать схожесть с методиками обучения скоростному чтению, где в одном из методов тоже используется ритм и звук.
Ритмический метод удобен для фронтальной работы с классом, позволяет установить оптимальную скорость письма.
Но применять такой метод можно скорее для разнообразия обучения письму, чем в качестве основного. Он отнимает много времени, энергии и сил ученика. Со временем этот процесс может наскучить, утомить и притупить интерес ребенка к обучению. В современной практике этот метод используется для формирования плавности руки при письме, часто применяется для коррекции почерка в индивидуальном подходе. И также важно помнить, что данный метод хорош для уровня, когда ученик уже освоил начертание букв в ровном спокойном темпе и его уже ничего не будет отвлекать. Метод хорош для тренировки скорописи.
Метод Карстера.
Имя этому методу дано в честь его создателя Иосифа Карстера (английский педагог). Основу метода составляют специальные упражнения для развития движений рук, для развития свободных, быстрых и уверенных движений. Вначале-это освоение написания простых и крупных элементов, после-буквы, далее-слова. Важно научить ребенка освоить навык работы с пространством листа, направление письма, достичь легкости письма. Такие упражнения выполняются без дополнительной разлиновки.
Элементы этого метода вошли в прописи и пособия по чистописанию и каллиграфии.
Литература:
-
Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка. 47 стр.
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/23/obuchenie_pismu_mladshikh_shkolnikov.pdf
-
Выпускная квалификационная работа по теме «ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ» 56 стр.
https://lpi.sfu-kras.ru/files/4_7.pdf
-
Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте. Емва, 2015г. 139 стр. https://kopilka.edu-eao.ru/formirovanie-kalligraficheskih-umenij-v-period-obucheniya-gramote/