Файл: Методические указания для студентов безотрывной формы обучения Ухта 2013 ббк 34. 41. Я7 Ж72 удк 621 Жингаровский А. Н. Задания на курсовое проектирование по деталям машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 Выбор задания на курсовой проект



4.1 Каждому из студентов дневного обучения номер задания и номер варианта назначает руководитель проекта.
4.2 Обучающиеся заочно выбирают самостоятельно то задание, номер которого соответствует последней цифре их шифра (номера зачетной книжки), и тот вариант, номер которого соответствует предпоследней цифре того же шифра. Цифрам «ноль» в шифре соответствует задание №10 и вариант №10.

Например, по шифру 379282 следует выбрать задание №2 и вариант №8, а по шифру 379290 – задание №10 и вариант №9.

Выбирая задание, будьте предельно внимательны! Проект, выполненный не по своему заданию, к защите не допускается. Поэтому не создавайте себе дополнительных проблем.

5 Литература для работы над проектом



5.1 В конце этого пособия вы найдете список литературы, которая может дать ответы на вопросы по всем заданиям курсового проектирования. Вся эта литература имеется в библиотеке университета.

Для выполнения проекта по вашему только заданию достаточно небольшого числа книг, из перечисленных в списке. Подобрать их после того, как вы осмыслите свое задание, помогут нижеследующие рекомендации.
5.2 Порядок исполнения и оформления пояснительной записки в соответствии со стандартами ЕСКД вы узнаете из пособия /47/.
5.3 Информацию для знакомства с элементами привода и для последующего конструирования привода вы получите из атласа /16/. Здесь имеются иллюстрации конструкций самых различных редукторов и их составных частей, элементов цепных и ременных передач, а также сведения о муфтах, подшипниках, уплотнениях и пр. стандартных изделиях.

В атласе /17/ следует обратить внимание на конструкции планетарных редукторов и мотор-редукторов. Там же вы найдете сведения о различных червячных редукторах и двухступенчатых цилиндрических редукторах, выполненных по развернутой схеме и с раздвоенной ступенью.

Если вы собираетесь конструировать планетарный мотор-редуктор или конический редуктор, то обратитесь к атласу /18/. Там же есть иллюстрации по редукторам коническо-цилиндрическим и двухступенчатым цилиндрическим.

Иллюстрации конструкций цилиндрических, планетарных и червячных одноступенчатых редукторов содержатся в атласе /19/.


За материалами по планетарным редукторам обращайтесь к атласу /20/.

Двухступенчатый цилиндрический мотор-редуктор хорошо иллюстрирован в справочнике /23/. Там же много материалов и о других типах редукторов и мотор-редукторов.

Иллюстрации самых различных конструкций одноступенчатых редукторов, в том числе и двухпоточных, вы найдете в книге /6/. Однако планетарных редукторов здесь нет. В этой же книге излагается последовательность разработки чертежа редуктора.

Обширный материал по конструированию отдельных элементов механических передач (зубчатых, цепных, ременных и пр.) представлен в книгах /8/, /14/, /15/.

Для конструирования рамы привода лучше всего воспользоваться пособием /46/, а для назначения посадок и точности деталей - пособием /44/.

Материалы по коробкам передач вы найдете в атласе /16/, пособиях /12/ ,/14/, /50/.

Что касается информации о натяжных устройствах ременных передач, то смотрите атлас /16/ и пособия по расчёту и конструированию /12/ ,/14/, /15/.
5.4. Порядок расчета всего привода и оформления пояснительной записки изложены в пособии /47/. Указания этого пособия следует соблюдать при выполнении проекта по любому заданию.

В качестве основной литературы по расчету всех передач и источника справочных материалов рекомендуются, прежде всего, книги /7/ или /9/. Вторая предпочтительна для тех, кто проектирует планетарную передачу. В обеих книгах имеются примеры расчета приводов с различными редукторами и описание порядка выполнения чертежа редуктора по результатам расчета.

Материалы по узким ремням имеются в книгах /6/, /9/, /12/.

Сведения об электродвигателях имеются в книгах /7/ и /9/, но более обстоятельные – в книгах /6/, /14/, /15/, /32, т.1/, /21, т.3/.

6 Некоторые советы, разъяснения, замечания



6.1 Во-первых, рекомендуем сразу оформить задание на курсовой проект, как указано в пособии /47/. Во-вторых, черновик расчета рекомендуем исполнять с соблюдением основных требований, изложенных в упомянутым пособии. Это позволит вам с минимальными затратами переработать черновик в правильно оформленную пояснительную записку.
6.2 В каждом задании указана кратковременно действующая (не боле 105 циклов) повышенная нагрузка (перегрузка) привода. Ее величина используется в следующих случаях:

- для проверки контактной и изгибной прочности зубьев зубчатых колес при перегрузках. См., например, /7, с.41…68/ или /47, с. 38…51/, или /9, с. 34…58/;



- при расчете ременной передачи для выбора коэффициента, учитывающего условия эксплуатации (режим работы). См., например, /7, с.122/, или /12, с.11/, или /47, с. 65…70/;

- при расчете цепных передач для выбора коэффициента динамичности. См., например, /12, с.35, 37/или /47, с. 71…78/;

- при расчете подшипников качения для выбора коэффициента безопасности. См., например, /12, с.108/.
6.3 В некоторых учебниках даются примеры спецификаций. Но все они не соответствуют требованиям ГОСТ 2.108-68. Поэтому руководствуйтесь пособием /43/ или упомянутым ГОСТом.
6.4 В некоторых заданиях ставится условие спроектировать редуктор компактным. Если пояснить кратко, то такой редуктор должен отличаться повышенной твердостью зубьев колес и «плотной» упаковкой деталей в корпусе минимальных размеров.
6.5 В справочной литературе номинальная мощность асинхронных электродвигателей указана для длительного режима работы.

В этом режиме время непрерывной работы с постоянной нагрузкой достаточно продолжительно для того, чтобы температура двигателя стала постоянной, а количество выделяемого тепла сравнялось с количеством тепла, отдаваемого в окружающую среду. Можно считать, что в длительном режиме работают, например, двигатели приводов конвейеров, галтовочных барабанов, мешалок. Для таких приводов двигатели подбираются по мощности с минимальной недогрузкой или с перегрузкой не более 5%.

В приводе лебедки или колёс тележки мостового крана двигатель работает в режиме повторно-кратковременном, когда кратковременное включение чередуется с паузой в работе (выключенным состоянием). Во время паузы двигатель остывает.

Для повторно-кратковременного режима можно допустить перегрузку до 15%. Большая перегрузка требует специальных обоснований.
6.6 При подборе электродвигателей по частоте вращения рассмотрите сначала возможности использовать двигатели с синхронными частотами 1000 и 1500 об/мин. К двигателю с частотой 3000 об/мин обращайтесь, если он обеспечит существенные преимущества вашей конструкции, например, уменьшение размеров передач. То же самое относится и к двигателям с синхронной частотой вращения 750 об/мин и менее. Они отличаются повышенными габаритами и массой, стоимость их на единицу мощности выше, а КПД несколько ниже.
6.7 Выполняя компоновку привода, имейте в виду, что у большинства асинхронных двигателей расстояние от оси вала до опорной поверхности лап (высота вращения) меньше половины диаметра корпуса двигателя. При таком соотношении размеров двигатель ложится на плоскую поверхность корпусом, а лапы до этой поверхности не достают. Затруднение преодолевается установкой под лапы подкладок нужной толщины.

6.8 В справочниках дается отношение пускового момента электродвигателя к номинальному ТПН. Если вычислить ТН через мощность и угловую скорость, то последующее вычисление ТП уже не составит трудности.
6.9 В литературе иногда дается синхронная частота вращения асинхронных электродвигателей (600, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин). Это частота идеального холостого хода, которая равна частному от деления частоты промышленного переменного тока в минуту (50Гц  60сек = 3000) на число пар полюсов. Для двигателя с четырьмя полюсами, например, число пар полюсов равно двум, а синхронная частота составляет 3000/2 = 1500 об/мин. Для ваших расчетов синхронная частота практического значения не имеет. Нужна частота асинхронная или номинальная, которая меньше синхронной на величину скольжения. См., например, /7, с.390/.
6.10 В двухскоростном приводе по заданиям 12, 13, 14 вращаются одновременно роторы обоих электродвигателей, но один из них вращается принудительно (вхолостую) и отбирает для этого 2ּּּ4% мощности другого двигателя, работающего под нагрузкой. Поэтому при расчете КПД привода эти затраты мощности следует учесть коэффициентом затрат на принудительное (или холостое) вращение второго двигателя ήпр= 0,96...0,98 (или ήхол= 0,96...0,98).

Двигатели двухскоростного привода должны быть разными по мощности, но по частоте вращения (синхронной) они могут быть одинаковыми или разными. Возможны и другие варианты двухскоростного привода. Подумайте над этим.
6.11 Распределяя общее передаточное отношение между коробкой передач и второй передачей привода (цепной или ременной), старайтесь для первой передачи коробки не назначать передаточное отношение более 4-х, а лучше – поменьше. В противном случае шестерни получаются относительно малого диаметра, в них не размещаются достаточно толстые и жёсткие валы и т. д. и т. п. Межосевое расстояние рассчитывайте по зубчатой паре первой (замедленной) передачи. При этом коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию Ψba назначайте не более 0,15 для колёс прямозубых и не более 0,2 для колёс косозубых.
6.12 Ряд заданий содержит рекомендацию по ориентировочному выбору передаточного отношения цепной передачи i ц. Если придерживаться этой рекомендации, то можно получить такие выходные параметры (частоту вращения, момент) для вашего редуктора или мотор-редуктора, которые соответствуют параметрам одного из стандартных редукторов или мотор-редукторов. См., например, для мотор-редукторов /21, т.3/ или /23/. Последующий подбор соответствующего по частоте электродвигателя позволит вам иметь также и передаточное отношение вашего редуктора или мотор-редуктора весьма близкое к стандартному. В конечном итоге вы получите стандартный аналог, на который можно равняться в своей работе. Впрочем, можете поступать по своему усмотрению и на упомянутую рекомендацию внимание не обращать.

6.13 Предложенные вам схемы приводов принципиально изменять нельзя, но реализованы они могут быть по-разному. Например, в задании 11 ведущая шестерная быстроходной ступени из-за малого размера может не разместиться на валу электродвигателя. Тогда можно немного обточить вал двигателя или выполнить его как вал-шестерню. Двигатель при этом перестанет быть стандартным изделием и превратится в обычную сборочную единицу. Можно, наконец, ведущую шестерню установить на самостоятельный вал с подшипниками и соединить этот вал с валом электродвигателя подходящей муфтой. Двигатель при этом останется стандартным, но размеры мотор-редуктора будут больше, да и конструкция усложнится.

Рассмотрим ещё пример. В задании 12 возможны четыре варианта расположения электродвигателей. Выбор того или другого решения представляется на ваше усмотрение.

Из приведенных примеров следует, что одно и тоже изделие можно сконструировать по разному. Поэтому смело прорабатывайте разные варианты и выбирайте из них наиболее рациональные.

6.14 Если ваш привод содержит планетарный редуктор, то постарайтесь получить литературу /9/. При расчете КПД привода возьмите сначала ориентировочно КПД всего редуктора по литературным рекомендациям. После выбора электродвигателя и назначения передаточных отношений отдельных передач (ременной, редуктора в целом и цепной) введите в свой расчет подраздел, который условно может называться, например, так: «Кинематический и геометрический расчет планетарной передачи». Здесь вы сделаете следующее:

- зададитесь числом сателлитов;

- зададитесь числом зубьев солнечного колеса и рассчитаете числа зубьев остальных колес;

- проверите соблюдение трёх известных условий – соосности, сборки, соседства;

- уточните передаточное отношение. Если оно отличается от ранее принятого, то скорректируйте ранее принятые передаточные отношения других передач или одной из них. В итоге общее передаточное отношение привода должно оставаться неизменным;

- определите угловые скорости звеньев планетарной передачи;

- рассчитайте полный КПД планетарного редуктора. Если он окажется меньше ранее принятого, то убедитесь, что выбранный двигатель не будет перегружен. В противном случае придется выбирать двигатель заново и повторить все с начала.