Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
им. Героя Советского Союза В.Ф.Мируна
муниципального образования Тимашевский район
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ТЕМА: «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ»
Выполнила:
Полежаева Мария
ученица 10
класс
Руководитель
проекта:
учитель Зайцева И.В.
х. Незаймановский, 2023 г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях трансформации современного общества наблюдается тенденция к увеличению проявлений девиантного поведения у детей и подростков. Наличие большого количества девиантных подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания, «криминализация» поведения - все это представляет угрозу для будущего.
Цель проекта: собрать информацию и обобщить материал о причинах девиантного поведения в подростковом возрасте, проанализировать результаты опроса среди подростков.
Задачи:
-
Узнать что такое девиантное поведение и как оно проявляется. -
Рассмотреть причины, по которым поведение молодого поколения отклоняется от норм общественной жизни. -
Провести опрос среди учащихся 9-11 классов МБОУ СОШ 9. -
Сделать вывод по результатам исследования.
Объект изучения: Девиантное поведение подростков.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Поведение — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Поведение человека определяется четырьмя категориями: склад психики человека, нравственность, духовность и уровень интеллекта. Такой подход (механизм) позволяет предвидеть поведение человека в любых ситуациях.
Поведение бывает разных типов, но в своей работе я решила остановиться на изучении девиантного поведения среди молодого поколения, и провела исследование на данную тему.
Девиантное поведение– поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, установленных в обществе.
Признание поступка девиантным имеет относительный характер, что связано с релятивностью самих норм. Одно и то же поведение может считаться отклоняющимся с точки зрения одной группы, и нормальным – с точки зрения другой. Например, непосещение церковной службы оценивается как девиантное поведение с позиций верующего человека, с позиций же атеиста оно воспринимается как естественное, нормальное. Границы терпимости общества к девиантному поведению различны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре.
Есть два вида девиантного поведения: позитивное и негативное.
Позитивное - служит инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, выступает как фактор развития общества.
-
Проявление инициативы -
Сверхтрудолюбие -
Какие либо таланты -
Спортивные достижениями, рекорды -
Новаторские предложения направленные на улучшения общественности
К таким людям можно отнести ученных или даже хороших учеников
Позитивные девиации возникают всегда осмысленно и имеют целенаправленный характер. Эти девиации играют огромную роль в самореализации и саморазвитии личности. Поле для реализации позитивно — девиантной личности является безграничным.
В свою очередь, позитивно — девиантная личность — это совокупность характеристик, которые несут под собой творческий потенциал в своей сфере деятельности, самовоспитание, умение владеть культурой потребления информации, креативность мышления, высокая выносливость в работе, осознание своего «Я» на более качественном новом уровне и многое другое. Проявление творческого и креативного подхода в решение сложных задач и умение мыслить неординарно является очень важным и актуальным в современном обществе .
Бывают и индивидуальные, не наносящие никакого вреда обществу, такие как чудачество или же эксцентричность. Такие виды девиации не наносят вреда обществу, могут даже принести пользу.
В данном проекте больше внимания будет уделено «Негативному девиантному поведению»
Негативное поведение – это поведение вредящее человеку, нарушающее жизнедеятельность общества, дезорганизующее социальную, систему, разрушающее ее и влекущее за собой в конечном итоге девиантное поведение.
По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые, нежелательные действия.
Причины девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. В этот период проявляется упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они пытаются найти свое место в жизни, совершенствоваться, понять кем они хотят стать. Происходит разделение интересов, способностей, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.
Большое внимание изучению проблемы проявления девиантности уделяли такие ученые, как: Змановская Елена Валерьевна, Менделевич Владимир Давыдович.
По мнению известного российского психиатра - Владимира Давыдовича Менделевича, девиантное поведение – это система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, нарушении самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
А доктор психологических наук – Елена Валерьевна Змановская утверждает, что «девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией».
Формы девиантного поведения:
- слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т. п.). корректируется другими людьми – учениками взаимодействий (замечание, внушение, ирония, порицание и т. п. ).
- более значительные формы социальных отклонений (например, правонарушения) влекут за собой осуждения и наказания, исходящие не только от общественности, но и от государства.
- формы поведения, отклоняющегося от норм общества:
-
наркомания как форма девиантного поведения распознается по следующим признакам: Резкое снижение уровня духовных и моральных ценностей у человека, интеллектуальная деградация и, соответственно, деградация личности; Нежелание трудиться, что ведет к занятиям криминальной деятельностью. Разрушение всех приобретенных на протяжении многих лет профессиональных и трудовых навыков; Отсутствие общей культуры, что ведет к тому, что человек начинает неадекватно реагировать на окружающих. Вследствие употребления наркотических веществ возникают опасные болезни (ВИЧ, вирусные гепатиты, которые вызывают преждевременную смерть). К наркотикам люди начинают пристращаться из-за того, что они желают получить совершенно новые ощущения.
Среди подростков такая проблема все чаще и чаще встречается Подростки довольно быстро втягиваются в новую асоциальную среду, где задействованы их сверстники. Поскольку подростки являются наиболее активной и общительной социальной и возрастной группой, то проблема достигает невиданных масштабов.
-
Субкультура (субкультура в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры). Необходимо отметить негативное влияние средств массовой информации на пропаганду распущенности среди молодежи. Частота сообщений о безнаказанности “заказных” убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижает чувствительность населения к отклонениям. Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное, способствует распространению девиантного поведения.
Социологические исследования показали, что в процессе изменений в общественном развитии, у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».
Идейные основы всех неформальных молодежных организаций весьма схожи. Девиантная схема поведения подростка играет здесь важную роль. Основной момент здесь – свобода от общепринятых стандартов, введение своих «норм», зачастую созданных «назло» обществу, привлекающих внимание к их протесту.
Возникновению молодежных субкультур деструктивного характера способствует, как ни странно, школа. В некоторых случаях, низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.
-
Алкоголизм – это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией.
Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах стимулирует ее, снимая сознательное торможение. Эффект проявляется изменением поведения и речевыми нарушениями, снижением способности к прогнозированию, самоконтролю и возможности адекватного поведения. Пьянство среди несовершеннолетних связано с отклоняющимся поведением.
Большинство преступлений совершается в нетрезвом виде (22% краж, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев). Многие преступления совершаются с целью добычи спиртного (40,5% подростков осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков).
Первые выпивки совершаются тайком от взрослых, в компании со сверстниками. Здесь большую роль играет и любопытство, и ложно понимаемый путь к взрослости. Но при повторных выпивках может появиться новый мотив - желание иметь «веселое настроение», чувство раскрепощенности, расторможенности и уверенности в себе. С той же целью может использоваться не только алкоголь, но и другие дурманящие средства, способные вызвать подобное повышение настроения или дать испытать неизведанные еще ощущения и переживания вплоть до галлюцинаций.
-
Воровство — присвоение или потребление не принадлежащих личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.
Основные причины воровства в среднем и старшем школьном возрасте — отсутствие у детей денег на данные расходы, желание испытать острые ощущения.
2. Типы девиантного поведения среди подростков:
Владимир Давыдович Менделевич выделяет 5 типов девиантного поведения у подростков:
-
патохарактерологический тип представляет поведение, детерминированное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания. К ним следует отнести психопатии и выраженные акцентуации характера личности; -
психопатологический тип характеризуется психопатологическими симптомами и синдромами, проявлениями различных психических расстройств и заболеваний; -
аддитивный тип характеризуется формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций -
тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях, характеризуется проявлениями одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни; -
делинквентный тип характеризуется антиобщественным противоправным поведением подростка, воплощённым в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.