Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

2.1

Вид работы

Комплексная электронная предзащита

Название дисциплины

Защита выпускной квалификационной работы (бакалавриат 37.03.01 «Психология») -1 неделя (2)

Тема

Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.
(на примере Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»)

Фамилия выпускника

Романова

Имя выпускника

Ольга

Отчество выпускника

Андреевна

Id (№ контракта)

03900617406457007

Содержание


Основные данные о работе 1

Содержание 2

Введение 3

Основная часть 6

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6

Глава 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 39

Заключение 47

Глоссарий 50

Список использованных источников 53

Приложения 58

Приложение А 58

Приложение Б 59



Введение


Актуальность темы данного исследования заключается в том, что в современных условиях включение человека в социальную структуру является неотъемлемой частью, так как благодаря этому процессу можно обеспечить единую целостность общества. Социализация позволяет человеку стать полноценным членом общества, решать собственные проблемы и помогать решать их другим.

В результате социализации усваиваются нормы и ценности общества, правила поведения и социальные нормы.

Часто в психологии прослеживается стремление многих авторов при изучении процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентичность. Это понятие было введено в науку Э. Эриксоном, который определил идентичность как субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и постоянств), соединенное с верой в тождественность и непрерывность определенной картины мира, разделяемой с другими людьми.


Следует отметить, что в настоящее время, с изменением социально – экономических условий и жизни общества в целом, в качестве общего для всех требования выступает требование быть толерантным, но не переходить границы дозволенных социальных норм, правил и обычаев, сложившихся в ходе длительного становления мирового общества.

В период активного развития этноса в обществе начинают преобладать ценности, ставящие акцент на значение личного успеха, риска и достижения в различных сферах общественной жизни, что в конечном счете стимулирует прогресс этноса. При этом чаще всего успешно социализированными оказываются личности с ярко выраженной индивидуальностью, непосредственностью, самореализация которых обусловлена общественными интересами. В основном эти люди «напрямую» связывают себя и человечество, подчиняя этим двум доминантам устоявшиеся групповые нормы и у них наиболее ярко сформированными оказываются конкретно личностный и общечеловеческий уровень идентичности.

Поэтому, важным фактором успешности социализации является вхождение в общество, так как процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.

Цель исследования – выявить психологические условия развития личности для успешной социализации.

Объект исследования – межличностные отношения в обществе

, психологические факторы влияющие на социализацию индивида.

Предмет исследования – влияние психологических факторов на успешную социализацию.

Гипотеза исследования. Согласно нашей гипотезе мы предполагаем, что:

- личностная конфликтность руководителей имеет различия в самооценке и экспертной оценке и проявляется в различных стилях управления;

- конфликтность руководителя и особенности стиля управления профессиональной группой влияют на качество взаимоотношений (авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчинение, зависимость, дружелюбие, альтруистичность, эмпатийность) работников различных подразделений предприятия.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ основных понятий социализации, психологических условий развития личности для успешной социализации.

2. Подобрать диагностический инструментарий и провести эмпирическое исследование  психологических условий развитие личности как фактор успешной социализации на примере Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»).

3. Выявить взаимосвязь неблагоприятных или благоприятных факторов для успешной социализации.

Методы и методики исследования.

Теоретические методы. Применялся теоретический анализ.

Психодиагностические методы: опрос, тестирование с применением диагностических методик: методики диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности личности Ладанова И.Д., методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методики диагностики межличностных отношений, разработанную Т. Лири, методики диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко.

Для статистической обработки данных использовался критерий U (Манна – Уитни).

Общая выборка исследования составила – 50 человек, несовершеннолетних детей в возрасте от 10 до 14 лет. Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН».

Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных нами данных при адаптации молодого поколения к взаимодействию с обществом и формированию в них позитивных отношений.


Основная часть


Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ




1.1 Понятие личности, основные факторы развития личности.
Одной из явных проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации и исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и почему чему человек становится деятельным общественным субъектом. Проблема социализации индивида в российской науке исследуется, в основном, с точки зрения социологии и социальной психологии. Если в социологическом направлении социализация индивида понимается как развитие определенных социальных качеств с целью интеграции в систему социальных отношений, то для социально-психологического направления социализация выступает процессом интериоризации индивидом ценностно-нормативной системы культуры.

Так, история возникновения тeрмина «социализация» связана недоразумением или скoрее с неточностью при переводе с немецкого языка на английский. Но все жe, новое слово прижилось и аккумулировалo классическую проблематику. Пoнятие «социализация» намного ширe традициoнных понятий «образование» и «воспитание». Образoвание подразумевает передачу определенной суммы знаний.

Вoспитание – это систeма целeнаправленных, сознательнo спланированных дeйствий, целью которых является формированиe у рeбенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание и никем не запланированные воздействия извне.

Подростковый этап развития личности является весьма сложным. Ученые указывают, что именно в этот период происходит много изменений как в отношении формирования личности, так и его поведенческих проявлений. А главной особенностью подростка нестабильность его личности. В этот период – все противоположные черты и стремления подростка сосуществуют, но в то же время и борятся друг с другом. Выделяется при этом противоречивость проявлений характера и поведения взрослеющего ребенка1.

Во множестве современных психологических обзоров определяются следующие теоретические направления изучения процесса социализации, представленные в зарубежной научной литературе: биогенетическое, социогенетическое, интеракционистское, социально-экологическое, социальное научение, психоаналитическое, когнитивистское.