Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Можно также отнести к разновидностям нерешительных людей. Они не могут принять то или иное решение из-за страха ошибиться, поэтому они тянут и тянут с принятием решения. Они выжидают, пока нужное решение будет принято без них или необходимость его принятия не отпадёт вообще. Обычно встречаются два подтипа: аналитики - те, что боятся сделать ошибку, и добряки - те, что не хотят наживать себе врагов. Такие люди делают так много пробных шагов перед тем, как что-либо сделать, что вызывают раздражение у окружающих. Чтобы решиться на какой-либо шаг, аналитики готовы перерыть огромное количество документов, проделать множество вычислений. Однако они отличаются большой осмотрительностью и если уж на что решились, то непременно добиваются. С большой неохотой прислушиваются они к мнениям и сторонятся тех, кто на них оказывает давление. Навязанные им предписания они исполняют без особого энтузиазма 16.
Глава 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
2.1 Описание выборки и диагностических методик исследования, исследование факторов влияющих на успешную социализацию
Социализация направлена на постепенное включение молодёжи в социальную жизнь общества посредством воспитания и образования. Она обеспечивает формирование опыта общественной жизни и общественных отношений, учит взаимодействию с другими людьми, позволяет освоить навыки практической индивидуальной и групповой работы.
Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Данное исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»). Это государственное Бюджетное учреждение, центр для несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, оказавшихся в трудовой жизненной ситуации и социально-опасном положении, получили социальную реабилитацию на базе Центра. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Р.Ф., Гражданским кодексом Р.Ф., Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Уставом и другими нормативными актами.
Педагогическая и реабилитационная работа в Центре направлена на развитие у детей психических и познавательных процессов, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, привитие семейных ценностей, большое внимание уделяется спортивному направлению, формированию здорового образа жизни.
Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране приводит к росту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с этим работа Центра ведется во взаимодействии с учреждениями опеки и попечительства муниципальных образований Самарской области и комплексными центрами социального обслуживания населения Самарской области.
Следовательно, от того, как происходит социальное развитие и социальная ориентация личности в этот период, зависит очень многое в формировании социальных позиций и установок подрастающего человека. Таким образом, становится очевидным необходимость социально -психологической работы с подростками. Следует разрабатывать социально-психологические основы воспитательских мер и воздействий, направленных на гармоничное развитие личности. Следует формировать мировоззрение и нравственные позиции. То есть, они должны явиться новообразованиями этого периода развития. Д.Б. Эльконин особое внимание уделял периодизации подросткового возраста и появлению именно этих новых психических образований. Он считал, что определяются они сменой одной деятельности на другую и развитием новых умений и навыков интеллектуальной и творческой деятельности 17.
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.
Общая выборка исследования составила – 70 человек.
Для достижения цели исследования и решения поставленных практических задач, мы использовали следующие методы: теоретический анализ, наблюдение, опрос, тестирование с применением следующих методик, и метод математико-статистической обработки полученных данных.
Однако далеко не всегда отношения между подростками складываются благоприятно. Причиной тому является неблагоприятное личностное развитие с различными девиациями, и отсутствия коммуникативных умений. Об отсутствии умений говорит неумение подростков проговаривать и вербально фиксировать свои переживания и эмоциональные состояния. Именно это является основной помехой для подростков при попытках устанавливать особенно с противоположным полом. Именно это неумение приводит чаще всего к конфликтным ситуациям недопонимания между подростками
18.
Для диагностики конфликтности использовались следующие методики:
1. Использовалась методика диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности личности, а также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.). Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность; сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций. (Приложении Б).
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает что нужно сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования: конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации.
3. Для диагностики особенностей взаимоотношений в коллективе использовались следующие методики:
Методика диагностики межличностных отношений, разработанную Т. Лири. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своём «идеальном Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.
Использовалась также методика диагностики эмпатических способностей личности В.В. Бойко19.
4. Для статистического анализа эмпирических данных использовался критерий U Манна-Уитни. Для удобства обработки эмпирического материала по руководителям, мы скомпоновали его в удобном для обработки табличном варианте и представили в приложении В – «Таблица для попарного сравнения выбора стратегий и объективности самооценки».
2.2 Результаты эмпирического исследования
На первом этапе мы определяли стратегии поведения несовершеннолетних в конфликтной ситуации. Всего было опрошено 15 детей, из них 5 девочек и 10 мальчиков от 10 до 15 лет. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели стратегий поведения в конфликтной ситуации
№ | Стратегии поведения в конфликтной ситуации | Мужчины - руководители | Женщины - руководители | Итого (по всей выборке) |
1. | Соперничество | 46,6% | 0% | 46,6% |
2. | Сотрудничество | 40% | 26,6% | 66,6% |
3. | Приспособление | 13,3% | 13,3% | 26,6% |
4 | Компромисс | 20% | 20% | 40% |
5 | Избегание | 20% | 33,3% | 53,3 % |
Из представленных в таблице данных мы видим, что мальчики в своем поведении применяют в основном тактики соперничества, сотрудничества и компромисса. Девочки в основном применяют тактики сотрудничества и избегания.
На следующем этапе мы исследовали конфликтность. Результаты диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности представлены в таблице 2 и в приложении А.
Таблица 2 – Результаты исследования конфликтности индивидов.
№ | Уровни | Самооценка | Экспертная оценка |
1 | высокий | 0 % | 26,6% |
2 | средний | 46,6 % | 40 % |
3 | низкий | 53, 3% | 33,3% |