Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ученые выделяют, что происходят существенные изменением практически во всем. Все подструктуры личности изменяются и качественно перестраиваются в подростковый период. И таким образом возникают и формируются и стойко закрепляются новые психологические новообразования. Именно этот процесс изменением, по мнению ученых, и влияет на все основные и личностные, и поведенческие особенности подростков.

Как выделяет исследователь Ю. Юричка, у подростка складываются разнообразные образы себя. Сначала они могут подвергаются внешним влияниям. Потом же, к окончанию этого периода они объединяются в одное целое. Таким образом, на границе ранней юности возникает «Я – концепция». Она и является центральным новообразованием всего периода подростничества 2 .

Х. Ремшидт при описании подросткового периода отмечает его как возраст врастания в культуру. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом кризисным, описал три типа развития в этот период.

Особыми чертами первого периода являются резкое, бурное, кризисное течение. То есть, этот отрезок воспринимается и переживается как второе рождение. И таким образом возникает новое «Я» подростка.

Характеризуется плавным, медленным и постепенным ростом второй период. В этот период подросток как бы начинает входить во взрослую жизнь без особых уже глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

В процессе этих действий люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1)    как нас, по нашему мнению, нас же воспринимают другие;

2)    как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3)  как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

А уже тот период процесса развития, когда подросток сам начинает активно и сознательно формировать и воспитывать себя, начинается третий период. Подросток преодолевает усилием воли свои внутренние тревоги и кризисы. Формируется в этот период важные для человека свойства – высоки1 уровень самоконтроля и самодисциплины. По мнению ученого самым важным и главным становится открытие своего я. Возникает и укрепляется рефлексия - осознание своей неповторимой индивидуальности 3.

Данная теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джорж Герберт Мид пошел еще дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.


По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети всегда копируют поведение взрослых, не понимая его. Потом следует игровая стадия, когда дети понимают поведение, как исполнение определенных ролей: врача, полицейского, актера и т. д.

А третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр, тогда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Еще одна доминанта социализации проявляется в тяге подростка к преодолению, к волевым напряжениям, правда они иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета). Еще одна доминанта – это доминанта романтики. Она проявляется в стремлении подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму. Особое внимание ученый обращал на развитие полноценного мышления в подростковом возрасте. Главным в развитии мышления он считал овладение подростком – умением преобразовывать и использовать различные понятия. Такое умение - овладение специальными понятиями в какой -либо области, ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности. Тем самым происходит усвоение новых способов поведения. Ученый придавал особо важное значение еще двум новообразованиям возраста. Это – развитие рефлексии и на ее основе – развитие самосознания 4.

Этот подход к анализу процесса социализации, по факту, является частной конкретизацией социогенетического подхода, в котором при этом ярко прослеживаются интеракционистские влияния.

Начало изучению социализации в рамках данного подхода положили работы известного американского исследователя детства и юности У. Бронфенбреннера (1976). По его мнению, в анализе социализации необходимо учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциальное окружение, влияние средств массовой информации, национальные и культурные особенности, характеристики социальных институтов и т. п.

В итоге в структурном строении социального окружения выделяются четыре уровня: Первый уровень - микросистема, включающая в себя всех, с кем ребенок взаимодействует и вступает в близкие отношения, кто оказывает на него прямое влияние.

Второй уровень – это мезосистема, включает в себя взаимоотношения между различными областями микросистемы, например, между семьей и школой. Третий уровень — это экзосистема — это социальные институты, органы власти и другие элементы социальной среды, к которым индивид непосредственно не относится, но которые имеют на него влияние (например, органы опеки и попечительства, администрация школы, городские власти, и т. п.) Четвертый уровень — это макросистема, она включает в себя доминирующие на данный момент социокультурные нормы, системы социальных представлений и установок, а также нормы и правила социального поведения, существующие в той или иной субкультуре.



Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых членов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом возрасте — и члены их семей.

Несомненно, что социализация невозможна без активного взаимодействия индивида с обществом, в процессе которого происходит личностное становление и развитие человека путем освоения им духовной и материальной культуры в конкретно-исторических условиях его жизнедеятельности. Выделим целенаправленный характер воздействия общества на личность, благодаря чему последняя усваивает социальные правила, ценности, нормы, в целом общественный опыт.

Теории социального научения. В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже более полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения.

Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить иному поведению. Дети приобретают иное поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства. Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Основная идея теории нашла свое выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.

Вопрос о научении через наблюдение Бандура считает весьма важным, в частности в связи с тем, что «теория должна объяснить не только, как приобретаются образцы реакций, но и как регулируется и поддерживается их выражение». С его точки зрения, «выражение ранее выученных реакций может социально регулироваться через действия влиятельных моделей». На основании вышеизложенного, функция научения с помощью наблюдения (наблюдающего научения) в схеме Бандуры оказывается достаточно обзорной. Главный тезис теорий научения состоит в том, что личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой, причем как большинство форм поведения, так и моральные принципы, установки приобретаются путем научения, которое имеет объемный характер, то есть, человек является результатом своей личной истории научения, и в это смысле к нему малоприменимы понятия морали и этики. В результате последователи теорий социального научения исходят из следующих основных положений:


-   личность является накопительным набором изученных моделей поведения;

-   научение человека социальным действиям происходит преимущественно в процессе наблюдения за поведением других людей и подражания значимым моделям;

-   неотъемлемым элементом процесса научения является подкрепление, т. е. реакции других людей на поведение индивида;

-  одним из вариантов подкрепления является самоподкрепление, т. е. ситуация, когда в процессе научения человек сам себя подкрепляет за успех в какой либо деятельности, имеющей для него важное значение. Следовательно, основная идея теорий социального научения сводится к тому, что личность в процессе социализации улавливает новые образцы действий и соответствующим образом изменяет свое поведение.

Наряду с тем, собственно социально-психологическая проблематика остается достаточно скудной. В качестве примера, групповые процессы, по существу, выпадают из поля зрения сторонников данной ориентации. Психоаналитические теории. Общим теоретическим основанием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория З.Фрейда (1856–1939).

В соответствии с классической психоаналитической точкой зрения процесс социального развития- это процесс последовательного овладения личностью либидозной энергией, открытое проявление которой противоречит нормам культуры. Тем самым социализация представляет собой процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Другим примером теоретического изучения социализации в рамках данного направления может служить концепция психосоциального развития Э. Эриксона (1902–1904), в которой также очень большое значение придается социальному окружению и закономерностям формирования «Я концепции». Таким образом, процесс социализации представителями данного направления трактуется как становление и развитие внутренней активности личности и ее потребностной сферы.

Когнитивисткие теории. Сторонники данного направления в исследованиях социализации исходят из теории развития Ж.Пиаже (1896–1980), согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни человека определяются развитием когнитивных процессов. С точки зрения Ж. Пиаже, на каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле: не только как, например, возможность обучения тем или иным математическим операциям, но и как возможность освоения тех или иных социальных действий.


Одним из ярких представителей данного подхода является Л. Колберг (1927–1987), придававший большое значение изучению закономерностей нравственного развития ребенка. Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые меняют одна другую в строгой последовательности, аналогично познавательным стадиям у Ж. Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже — Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, определенные личности на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Итак, в когнитивистском направлении преобладающим является подход, который отождествляет процесс социализации с моральным развитием личности на протяжении всей жизни, которое является индивидуальным для каждого отдельного человека. Таким образом, различные зарубежные теории социализации могут быть классифицированы, в том числе с точки зрения акцентирования определенных механизмов социализации: социального научения (бихевиористские модели), идентификации (психоаналитические концепции), социального сравнения (интеракционистские мнения) и социальной категоризации (когнитивистские теории).

В различных зарубежных концепциях акцентируется внимание на различных уровнях социальной детерминации — от межличностного влияния до социокультурных факторов развития. В отечественной научной литературе взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений психологической науки: в рамках теории деятельности, психологии отношений и структурно-динамическом подходе.

Проанализируем эти подходы. Деятельностная теория основывается на фундаментальном принципе — деятельностном подходе к психике. Деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психика — это не просто картина мира, система образов, но и система действий. По мнению сторонников этой теории, психическое развитие человека имеет социальную природу: прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами. Видовой опыт человечества фиксируется не с помощью механизмов генетической наследственности, а закрепляется в продуктах материальной и духовной культуры.