Файл: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 7 г. Пятигорска.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №7 г. Пятигорска
Индивидуальный проект:
Некоторые особенности политической системы современного российского общества.
Выполнил:
учащийся 10 класса
Парщик Александр
Учитель:
Алилуя Наталья Евгеньевна
г. Пятигорск
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Основные понятия политической системы 3
1.1. Понятия и функции политической системы 3
1.2. Политическая система СССР и РСФСР 6
Глава 2. Становление современной политической системы России 9
2.1. Особенности современной политической системы России 9
2.2. 15
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Рассмотрение политической системы современной России является актуальной темой для написания проектной работы, так как в настоящие время сама политическая система претерпевает изменения, социальный кризис, политические и духовные изменения, социальные конфликты все это ведет к изменению в политической системе современной России. От того, какой будет политическая система, в значительной степени зависит будущее того или иного государства в целом, а соответственно всего общества и каждого человека в отдельности. От того, как организована политическая система, определяющим образом зависит эффективность политического руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Одним из фундаментальных понятий, наиболее тесно связанных с реальными условиями существования человека, его правами и обязанностями, является политическая система. Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Объектом проектной работы является рассмотрение политической системы современной России, ее типология, функции и понятия. Предмет исследования составляет определение политической системы современной России. Целью настоящего исследования является характеристика политической системы российского общества.
Задачи рассматриваемые в данной проектной работе:
1.) рассмотреть понятия и функции политической системы
2.) рассмотреть политическую системы СССР и РСФСР
3.) рассмотреть особенности современной политической системы России
4.)
Глава 1. Основные понятия политической системы
1.1. Понятия и функции политической системы
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство, партии, политические движения, общественные объединения. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. Для того что бы дать определение понятию «политическая система» нужно дать определение что же такое «система». Термин «политическая система» появился в науке в 50-60-х годах XX века. В литературе можно встретить различные определения политической системы. Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Г.Н. Смирнов: «Политическая система - это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.»
Политическая система включает в себя организацию политической власти, а так же отношения между обществом и государством, устанавливает развитие политических процессов. Понятие «политическая система» практически всегда ассациируется с понятием «государство», хотя значение политической системы шире и не всегда позволяет его соотносить с понятием государства. Основы политической системы и ее сущность проявляются в процессе выполнения ею своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретной исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны. Функции политической системы - это определенный тип деятельности, который удовлетворяет потребности системы в самосохранении и направленной организованности. Эти функции представляют собой уровень социальных функций. Функции политической системы могут быть на макро-, медиа-, микроуровне. На макроуровне выделяют такие функции, которые направлены на определение и отражение общих целей коллектива, интеграция различных элементов политических отношений, сохранение политической системы. На медиауровне выделяют регулирование, распределение ценностей, мобилизация ресурсов и другие функции. На микроуровне выделяют обеспечение поддержки, принятие решений и другое.
Другими словами эти функции можно сформулировать как:
1.) определение целей и задач общества - политической системой устанавливаются и регулируются конкретный формы и методы правления
2.) регулятивная функция- создание подсистем социальных норм: норм права, морали, обычаев
3.) мобилизационная функция - обеспечение использования ресурсов общества
В современной структуре политехнической системе выделяют 5 подсистем. Одна из них - это институциональная подсистема, которая включает в себя государство, государственные органы, общественные объединения, политические партии и профсоюзы, регулятивная или по-другому нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные, корпоративные нормы, обычаи, традиции и ритуалы. Функциональная подсистема включает в себя методы, средства, и способы осуществления власти, такие как авторитет, принуждение, стимулирование и другое, Идеологическая или культурная подсистема содержит в себе политическое сознание, идеологию, религию, правовую культуру, систему ценностей, политическую практику. Коммуникативная подсистема содержит каналы передачи информации, то есть интернет, теле и радио вещание и другие каналы, формы политического взаимодействия как внутри российской системы, так с политическими системами других стран. Последнюю подсистему выделяют только некоторые авторы, такие как С.В.Бошно , Р.Т. Мухаев , поскольку данная подсистема является смежной по отношению к идеологической подсистеме. Уровни политической системы общества можно представить как:
1.) Институциональный.
2.) Регулятивный (нормативный).
3.) Функциональный.
4.) Идеологический (культурный).
5.) Коммуникативный.
Глава 1.2. Становление современной политической системы России
Политическая система СССР и РСФСР
Для того что бы говорить о политической системе современной России, необходимо знать, что послужило фундаментом для построения современной политической системы. В октябре 1917 года в результате “Октябрьской Революции” временное правительство было низложено. Встал вопрос о формирование новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов
, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания. В ходе выборов в Учредительное собрание за большевиков проголосовало лишь 25% избирателей. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой. Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большинство большевиков, и Декретом ВЦИК от января 1918 года оно было распущено. В связи с тем, что принятие нового политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности другим способом. Была принята первая Конституция от 10 июля 1918 года. В соответствии с Конституцией высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Съезд формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов.
Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа, включая полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров. Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИК. После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти. Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1989 года по 1990 год. В феврале 1990 года коммунистические партии советского союза отказалась от своего зафиксированного статуса-кво, в результате чего была отменена статья 6 Конституции СССР, что нашло свое отражение в организации государственной власти и реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип «полновластия Советов», несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР.
В соответствии с Конституцией, Верховный Совет формировался не избирателями, а Съездом народных депутатов из его состава. Эти элементы соответствия характеристик в подборе членов Верховного Совета присутствовали и даже использовались для страны, можно говорить о попытке партийно- государственной бюрократии, так как для страны была характерна двуединая система законодательных органов. Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно. Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. В частности, законы, принятые Съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето. По Конституции Российской Федерации в редакции 1992 года Съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти, обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика. По итогам референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента с достаточно широкими полномочиями. В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.
2.Особенности современной политической системы России
2.1. Особенности современной политической системы России
Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Демократичность