ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Тема 1.ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Понятие источники права.
Соотношение источника и формы права
Нормативный правовой акт: понятие и признаки.
Виды нормативно правовых актов в РФ. Законы и подзаконные акты.
1. Понятие источника права
Источник права – понятие многозначное. Это обусловлено:
1) многозначностью понятия «источник» и 2) многозначностью понимания «право», зависит от типа правопонимания.
С точки зрения этимологии (лингвистического происхождения слова «источник» – это то, из чего берется что-либо, служит основой для чего-либо, что дает начало чему-либо, откуда исходит что-то; корень, основание, причина, сила
Применительно к праву – это многообразные причины , силы творящие право.
В широком смысле «источники права» - факторы, обуславливающие возникновение, развитие, действие права
В зависимости от того, что понимается под правом, выделяют и разные источники права.
Источники позитивного права
1) в материальном смысле - материальные условия жизни общества или способ бытия людей как факторы порождающие потребность в создании правовых норм;
2) в идеальном (духовном) – политические, философские идеи, правовые концепции как весьма значимые факторы в правообразовании ;
3) в институциональном смысле – государство, государственные органы, наделенные государственно-властными полномочиями, и в процессе осуществления интеллектуально-волевой деятельности, создающие право в виде общеобязательных нормативных предписаний (норм права), выраженных в форме официального документа;
4) в формально-юридическом смысле – форма внешнего выражения права, правовых норм; способ придания норме государственно-властного характера, общеобязательного значения; закрепление норм права в официальных документах.
2. Соотношение понятий источника и формы права
Позиции ученых:
1) предлагают использовать понятие формы права вместо источника права, поскольку последнее понятие имеет различные трактовки; однако, понятие форма права в юриспруденции так же используется в различных смыслах;
2) отождествляют понятия «источник» и «форма» права - неверно, потому, что данные понятия многозначны и по содержанию не совпадают;
3) совпадение «формы» и «источника» права имеет место тогда, когда речь идет, с одной стороны - о внешней форме права как форме выражения правовой нормы в официальных документах, с другой стороны – об источниках права в формально-юридическом смысле. Поэтому в
юридической литературе нередко источники права в формально юридическом смысле обозначаются словосочетанием источники (формы).
Правовой обычай – это санкционированное государством исторически сложившиеся правило поведения. Наибольшее распространение имеет в обычно-традиционной правовой системе стран Азии и Центральной Африки.
Источник (форма) права – внешняя форма выражения правовой нормы; форма выражения и закрепления нормы права в официальных документах; правовые акты, устанавливающие норму права как результат правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов, должностных лиц.
Правовой прецедент (судебный или административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, являющееся правилом для разрешения аналогичных дел возникающих в будущем. Судебный прецедент наибольшее распространение имеет в англосаксонской правовой системе, в Великобритании.
Нормативный договор – это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права. Различные международные договоры и внутригосударственные договоры (например, Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.)
Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый компетентным государственным или негосударственным органом, должностным лицом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовую норму. Это основной источник права в романо-германской правовой системе, в том числе в РФ.
2. Понятие и признаки нормативно-правового акта
Нормативно-правовой акт – это правовой акт-документ, изданный в особом порядке компетентным правотворческим органом (государственными и негосударственными органами и организациями, должностными лицами), устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовую норму. Это основной источник права в романо-германской правовой системе, в том числе в РФ.
Признаки нормативно-правовых актов
Исходят от государства, выражают государственную волю, т.е. они издаются прежде всего государственными органами и лишь с ведома государства (предварительного или последующего санкционирования государства) негосударственными организациями.
Они содержат в себе общеобязательные правила поведения, имеющие общий характер, регулирующие типичные социально значимые общественные отношения.
Реализуются и применяются в особом процессуальном порядке.
Имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление).
Рассчитаны на постоянное либо длительное действие.
Все НПА находятся между собой в строгой иерархической подчиненности.
3. Виды нормативно-правовых актов в РФ. Законы и подзаконные акты
Нормативно-правовые акты
Законы – принимаются представительным законодательным органом государства (парламентом), регулируют важнейшие общественные отношения и обладают высшей юридической силой.
Подзаконные акты – издаются на основе, во исполнение законов и не должны им противоречить.
по юридической силе подразделяются на
Признаки законов
Принимаются представительным законодательным органом государства (парламентом) или самим народом на референдуме.
Регулирует важнейшие общественные отношения.
Принимается в особом законодательном порядке.
Как правило, содержит правовые нормы, имеющие первичный характер.
Обладает высшей юридической силой.
4. Виды законов в РФ.
Виды законов субъектов РФ
Конституции (например, Конституция РК), уставы (например, Устав Иркутской области) субъектов РФ.
Законы субъектов РФ (например, Закон РК “О структуре органов исполнительной власти РК от 29 октября 2004г.”)
Виды федеральных законов
Конституционные законы
К РФ, принятая 12 декабря 1993г. на референдуме.
ФЗ о поправках к К РФ.
ФКЗ, принятие которых предусмотрено К РФ.
Обыкновенные законы
Кодифицированные
Основы законодательства о культуре РФ
Кодексы – ГК РФ, ТК РФ, УК РФ.
Некодифицированные
Федеральный закон «Об оружии».
Федеральный закон «О гражданстве РФ».
4. Виды законов в РФ.
Основы законодательства – это ФЗ, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования той или иной сферы общественной жизни. Например: основы законодательства о культуре в РФ; Основы законодательства о нотариате в РФ.
Кодекс – это единый юридически и логически цельный внутренне согласованный закон, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование определенной области общественных отношений.
Текущие законы – это акты законодательства, посвященные различным сторонам: экономической , политической, социальной и духовной жизни общества. Например: ФЗ «О гражданстве в РФ». ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан РФ».
Виды федеральных законов
5. Виды нормативно-правовых актов в РФ. Законы и подзаконные акты
Виды подзаконных нормативно - правовых актов в РФ
Подзаконные норматив-но-правовые акты федеральных органов гос. власти
Виды
Постановления Государс-твенной Думы и Совета Федерации ФСРФ
Нормативные указы Прези-дента РФ
Постановления Правитель-ства РФ
Нормативные приказы, инс-трукции, правила, поло-жения и другие нормативно-правовые акты министе-рств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Подзаконные норматив-но-правовые акты органов гос. власти субъектов РФ
Подзаконные норматив-но-правовые акты органов местного самоуправления
Виды
Постановления законода-тельного органа субъекта РФ
Нормативные указы глав су-бъекта РФ
Постановления правитель-ства субъекта РФ
Нормативные приказы, инс-трукции, правила и другие нормативно-правовые акты министерств и иных ор-ганов исполнительной вла-сти субъектов РФ.
Виды
Нормативные акты предста-вительных органов муниципального образова-ния
Нормативные акты главы муниципального образова-ния
Локальные норма-тивно-правовые акты администрации предприятий, учреждений
Правотворчество – это составная часть сложного относительно долговременного процесса формирования права, т.е. правообра-зования.
1. Правотворчество и правообразование.
Выделяют следующие этапы правообразовательного процесса:
Появление необходимости в правовом урегулировании возникающих в обществе новых потребностей и интересов, новых жизненных ситуаций и конфликтов.
Предпроектная научно-исследовательская деятельность, которая осуществляется научными коллективами, социальными службами, различными общественными организациями, заинтересованными в урегулировании возникших социальных противоречий, проблем.
1. Правотворчество и правообразование.
Содержанием этой деятельности является осознание данной необходимости на основе
- анализа конкретных жизненных актов;
изучения общественного мнения, мнения юристов;
изучения предшествующего юридического опыта и формирование взглядов и идей о возможных способах и методах правового урегулирования той или иной группы сферы общественных отношений.
Результатом этой деятельности должна стать разработка научной концепции будущего нормативно-правового акта.
Завершающим этапом является правотворчество.
Правотворчество - это юридически оформленная деятельность субъектов правотворчества, прежде всего государственных органов, по разработке, принятию, изменению и отмене юридических норм.
1.2. Правотворчество: понятие, признаки и стадии.
1) Юридическая деятельность, которая осуществляется компетентными органами, должностными лицами.
Признаки правотворчества
2) Деятельность направленная на расширение, сужение или уточнение сферы правового регулирования, т.е. создание новых, изменение действующих, отмене устаревших норм
3) Деятельность, которая осуществляется в определенных правовых рамках и формах.
4) Деятельность, которая регламентирована правовыми нормами, при этом более детально урегулирован такой вид правотворчества, как законотворчество.
Правотворческая деятельность есть система связанных между собой последовательно сменяемых и урегулированных нормами права юридически значимых действий, которые в совокупности образуют правотворческий процесс.
Таким образом, правотворческий процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок в осуществлении правотворческой деятельности.
Правотворческий процесс состоит из стадий.
Стадии – это урегулированные процессуальными нормами относительно обособленные во времени и в пространстве, совершаемые в определенной последовательности юридически значимые правотворческие действия.
1.2. Правотворчество: понятие, признаки и стадии.
Официальное обнародование нормативно правового акта.
Данная стадия состоит в оглашении, опубликовании, доведения до адресата в форме рассылки и т.п.
1.2. Правотворчество: понятие, признаки и стадии.
Принятие решения компетентного органа о необходимости подготовки проекта нормативно-правового акта, издание и включение его в план работы и т.п.
Как правило, выделяют пять стадий правотворческого процесса
Разработка нормативно-правового акта.
Она включает: подготовку первоначально текста проекта, его предварительное обсуждение, уточнение, проведение экспертной оценки, внесение проекта в повестку дня заседания и т.п.
Окончательное обсуждение проекта нормативно-правового акта в компетентном правотворческом органе.