Файл: Курсовая работа по дисциплине Возрастная психология и психология развития На тему Особенности развития личности в зрелом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целью настоящей работы являлось изучение влияния социально-психологических особенностей личности в зрелом возрасте.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям социально-психологическим особенностям личности зрелого возраста, особенностей стилей общения в зрелом возрасте; выбрана методика для проведения экспериментального исследования влияния особенностей личности на стиль общения в зрелом возрасте (Методика исследования тревожности Спилбергера, Ханина)

По результатам проведенного экспериментального исследования мы не можем говорить об однозначной связи возраста и стиля общения. Это подтверждается данными теста

Анализ не выявил значимых связей между возрастом и особенностями общения. Таким образом, возраст не является основополагающим фактором, определяющим особенности общения в зрелом возрасте.

На основе сделанных выводов можно утверждать, что цель исследования достигнута. Гипотеза получила частичное подтверждение: выявлена связь возраста и определенного стиля общения.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.

2. Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. Учеб. Пособие под ред. А.А. Реана. 1999. - 180 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. 380 c. ((348-357.))

4. Введение в психологию. Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. ((384))

5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей

педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-512 с. ((256-257,227))

6. Годфруа Ж. Что такое психология: Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.-496 с.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие - М.: 1997. - 256 с.

8. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство «Институт психологии», 1996. - 224 с. ((163))

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464 с. ((175-231))

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с. ((492- использ.))

11. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер, с англ. М.С. Жам-кочьян под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с. ((35-36,41-43))


12. Психология развития. Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005, 524 с. ((434))

13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.

14. Рогов Е.И. Общая психология Учеб. пособие - М.: ВЛАДОС, 1998. - 300 с.

15. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969. - 384 с.

16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ.

сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. ((138)))

17. Хулаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость». - М.: 2005 г.

18. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г. - 512 с.

19. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер.с англ. и нем./ Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; - М.:» Прогресс», 1990.-368 с.

20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. Пособие - М.: Аспект Пресс, 2005.-460c.








Приложение 1


Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман и Д. Рикс).
Назначение теста

Самооценка эмоциональных состояний.
Инструкция к тесту

«Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».
Тестовый материал

Спокойствие - тревожность

  • 10. Совершенное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.

  • 9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.

  • 8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

  • 7. В целом уверен и



  • . Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.

  • 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.

  • 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

Энергичность - усталость

  • 10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.

  • 9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.







  • изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии.

  • 1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.

Приподнятость - подавленность

  • 10. Сильный подъем, восторженное веселье.

  • 9. Возбужден, в





  • очень подавленно. Настроение определенно унылое.

  • 2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.

  • 1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Уверенность в себе - беспомощность.

Уверенность в себе - беспомощность

  • 10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что хочу.

  • 9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.

  • 8. Очень уверен в





  • и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

  • 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.

Обработка результатов теста

Измеряются следующие показатели:

  • И1 - «Спокойствие - тревожность».

  • И2 - «Энергичность - усталость».

  • ИЗ - «Приподнятость - подавленность».

  • И4 - «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности».

Индивидуальная самооценка И - равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из соответствующей шкалы.

  • И5 - Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:

И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, где

  • И1И2ИЗИ4 - индивидуальные значения по соответствующим шкалам.

Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» (О.П. Елисеев).

Пожалуйста, прочитайте утверждения и поставьте против каждого из них цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют ваше состояние обычно – 1-нет, это совсем не так, 2- пожалуй, так, 3 – верно, 4 - совершенно верно

  1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности –
    2. Вы часто из-за пустяков краснеете –
    3. Ваш сон беспокоен – 
    4. Вы легко впадаете в уныние –
    5. Вы








  2. 34. Нередко у вас из головы не выходят мысли, от которых следовало бы освободиться –
    35. Вы нелегко сближаетесь с людьми –
    36. Вас расстраивает даже незначительное нарушение плана –
    37. Вы неохотно идете на риск –
    38. Вы нередко проявляете упрямство –
    39. Вы резко переживаете отклонения от принятого вами режима дня –

Приложение 2


Сводная таблица результатов диагностики по методике «Самооценка эмоциональных состояний», балл

ФИО

Методика «Самооценка эмоциональных состояний», балл

  1. Р.В.

15

  1. С.О.

32

  1. Г.Ш.




  1. Г.Л.




  1. Ж.Р.




  1. З.У.




  1. Е.А.




  1. Л.Ф.




  1. К.У.




  1. Н.Н.

30


Сводная таблица результатов диагностики по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» (О.П. Елисеев), балл.

ФИО

Самооценка

Тревожность

Агрессивность

Ригидность

  1. Р.В.

52

65

46

78

  1. С.О.










71

  1. Г.Ш.










32

  1. Г.Л.










36

  1. Ж.Р.













  1. З.У.













  1. Е.А.













  1. Л.Ф.













  1. К.У.

50

72

56




  1. Н.Н.

40

64

13