ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Базы данных

Добавлен: 20.10.2018

Просмотров: 1258

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE



Кафедра прикладной информатики и моделирования экономических процессов




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Прикладная информатика в экономике и управлении"

на тему: «Разработка базы данных и интерфейса пользователя для информационной системы»







Проверил:

доцент, к.п.н. Пискунова Т.Г.

Выполнила:

студентка группы 51-M-62

Иванова И.А.



Санкт-Петербург

2018



МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ


Кафедра прикладной информатики и моделирования экономических процессов

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине " Прикладная информатика в экономике и управлении»

выдано студенту:

Иванова И.А.

(Фамилия и инициалы)

Бакалавриат 51-M-62 1______

Факультет Гр. Курс


Тема работы: «Разработка базы данных и интерфейса пользователя для информационной системы»


План выполнения курсовой работы:


Этапы курсового проекта:

Практические результаты этапа

Сроки

Выбор и утверждение темы курсовой работы. Составление задания на курсовую работу.

Заполненный бланк Задания.


Анализ и описание предметной области

Описание раздела «Введение»: цели и задачи курсовой работы, краткое описание предметной области как области экономической деятельности организации или предприятия.


Постановка задачи и формализованное описание требований

Описание раздела «Постановка задачи», в котором приведен список требований к разрабатываемой информационной системе.


Разработка модели данных предметной области для разрабатываемой информационной системы

Разработка структуры данных предметной область, для разрабатываемой БД. Описание структуры данных, определение типов даны, нормализация отношений БД


Реализация физической структуры БД в СУБД MS Office Access

Описание раздела «Проектирование базы данных», в котором приведена физическая структура БД и таблиц БД


Разработка прикладного интерфейса БД

Описание раздела «Разработка интерфейса пользователя», в котором приведено описание элементов интерфейса пользователя, их назначение и структура: формы, запросы, отчеты.


Тестирование БД и интерфейса

Описание раздела «Тестирование информационной системы», в котором приводится описание действий пользователя по реализации заданных технологических процессов предметной области.


Оформление пояснительной записки

Сдача разработки и пояснительной записки на проверку преподавателя через ЕЭОС МБИ для получения допуска к защите.





Руководитель курсовой работы:

Доцент, к.п.н. Пискунова Т.Г.

(Должность, фамилия, инициалы) (подпись)












Сожержание

1) Введение 5

2) Анализ и описание предметной области 6

3) Проектирование и разработка БД средствами MS Access 7

3.1) Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы 9

3.2) Разработка форм базы данных 12

3.3) Схема данных базы данных 13

3.4) Разработка запросов к БД 15

3.5) Отчеты 17

3.6) Тестирование БД 18

Заключение 20

Список литературы: 21




















Цель курсовой работы:

Разработать базу данных для информационной системы туристической фирмы.

Задачи курсовой работы:

  • Выполнить анализ и формализованное описание исследуемой предметной области в экономической сфере.

  • Построить реляционную модель данных и базу данных в соответствии с описанными требованиями к разрабатываемой базе данных.

  • Разработать интерфейс базы данных, позволяющий реализовать функциональные требования и учитывающий современные принципы построения информационных систем.

  1. Введение

В современном обществе повсеместно используются информационные технологии, и люди уже не могут обойтись без их использования.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта. [1]

Информационная система (ИС) - материальная система, организующая, хранящая и преобразующая информацию. Основным предметом и продуктом труда в такой системе является информация. Таким образом, можно говорить, что Информационная система – это система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации. Основой любой информационной системы является база данных. База данных – это информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.[1]

  1. Анализ и описание предметной области

Выбранная предметная область данной курсовой работы – сфера туризма. Объект исследования данной курсовой работы – тур фирма

Для того чтобы разработать БД, реализующую такие процессы как:


  1. учет и хранение информации о клиентах

  2. учет путевок

  3. подбор отелей

  4. страхованием клиентов

необходимо провести анализ организационной структуры объекта исследования.

Данная фирма состоит из подразделений: отдел продаж, отдел по работе с клиентами и отдел по персоналу.

Фирма занимается подбором и продажей туристических путевок, подбором отелей. Структура выбранной фирмы указана на рис.1





















Рис.1 Организационная структура туристической фирмы

  1. Проектирование и разработка БД средствами MS Access

Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных, называется система управления базами данных (СУБД). СУБД используются для упорядоченного хранения и обработки больших объемов информации.

СУБД организует хранение информации таким образом, чтобы ее было удобно:

  • просматривать,

  • пополнять,

  • изменять,

  • искать нужные сведения,

  • делать любые выборки,

  • осуществлять сортировку в любом порядке.

Современные СУБД дают возможность включать в них не только текстовую и графическую информацию, но и звуковые фрагменты и даже видеоклипы.

Простота использования СУБД позволяет создавать новые базы данных, не прибегая к программированию, а пользуясь только встроенными функциями. СУБД обеспечивают правильность, полноту и непротиворечивость данных, а также удобный доступ к ним.
Популярные СУБД - FoxPro, Access for Windows, Paradox. Для менее сложных применений вместо СУБД используются информационно-поисковые системы (ИПС), которые выполняют следующие функции:

  • хранение большого объема информации;

  • быстрый поиск требуемой информации;

  • добавление, удаление и изменение хранимой информации;

  • вывод ее в удобном для человека виде.

В данной курсовой работе в качестве средства проектирования выбрана СУБД MS Access.

MS Access - это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.

Реляционная база данных, по сути, представляет собой двумерную таблицу. 
Столбцы таблицы называются полями: каждое поле характеризуется своим именем и топом данных. Поле БД – это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства.

В реляционной БД используются четыре основных типов полей:

  • Числовой,

  • Символьный (слова, тексты, коды и т.д.),

  • Дата (календарные даты в форме «день/месяц/год»),

  • Логический (принимает два значения: «да» - «нет» или «истина» - «ложь»).

СУБД Microsoft Access предоставляет возможность контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и организацию коллективного пользования этой информацией. СУБД Microsoft Access также существенно увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объемов хранящейся в многочисленных таблицах информации. СУБД Microsoft Access включает в себя три основных типа функций: определение (задание структуры и описание) данных, обработка данных и управление данными. MS Access — это набор инструментальных средств для создания и эксплуатации информационных систем. [2]




3.1 Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы



Таблица является основным информационным объектом базы данных.

Нормализация таблиц – это пошаговый процесс композиции или декомпозиции исходных таблиц в таблицы, обладающие лучшими свойствами при включении, изменении и удалении данных. В данной курсовой работе нормализация таблиц должна быть обязательно.

В процессе конструирования получено пять таблиц:

Таблица 1 «Сотрудники»:

Имя поля

Тип данных

Код сотрудника

Числовой

Фамилия

Текстовый

Имя

Текстовый

Отчество

Текстовый

Номер Телефона

Текстовый

Адрес

Текстовый



Таблица 2 «Путевки»:

Имя поля

Тип данных

Код путевки

Числовой

Страна

Текстовый

Стоимость

Денежный

Дата продажи

Дата/время







Таблица 3 «Клиенты»:

Имя поля

Тип данных

Код клиента

Числовой

Имя

Текстовый

Фамилия

Текстовый

Адрес

Текстовый

Номер Телефона

Текстовый



Таблица 4 «Отели»:

Имя поля

Тип данных

Код отеля

Числовой

Название

Текстовый

Звездность

Числовой



Таблица 5 «Страховка»:

Имя поля

Тип данных

Код страховки

Числовой

Наличие страховки

Текстовый

Срок

Текстовый

Стоимость

Денежный



Разработка макетов таблиц с помощью конструктора MS Access, режим конструктора позволяет автоматически задавать тип данных, указывать имена полей, ключевые поля, ограничения на хранимые данные, разработка структуры БД.




Рис.2 «Сотрудники» в режиме конструктора:

















Рис.3 «Клиенты» в режиме конструктора:


Остальные таблицы сделаны аналогично в Конструкторе.

3.2) Разработка форм базы данных



В данной курсовой работе были разработаны 5 форм, примеры приведены на рисунке. Формы делаются на основе таблиц. Форма в БД - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.

Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.

Формы выполняется посредством ленточного меню → Пункт Мастер форм

Рис.4 Форма к таблице «СОТРУДНИКИ»




Рис.5 Форма к таблице «ПУТЕВКИ»

3.3) Схема данных базы данных



Для того чтобы было удобно просматривать, создавать, удалять и модифицировать связи между таблицами, в MS Access используется схема данных.

Виды связей:

  • Связь один к одному

  • Один ко многим

  • Многие ко многим

В данной курсовой при разработки схемы данных использовались тип связи один ко многим. Поскольку данный тип связи соответствует правилам нормализации и логики разрабатываемой БД.



























Рис. 6 – «Схема данных туристической фирмы»:











3.4) Разработка запросов к БД



Запрос - объект БД позволяющий выбрать необходимую информацию и обработать ее. Запрос может относиться к одной или многим связанным таблицам. Результатом запроса является результирующий набор записей, который внешне выглядит как таблица. Эта виртуальная таблица может рассматриваться как таблица БД (добавление, удаление, обновление, включение в новые запросы). Запросы бывают простые (на выборку, на выборку с параметром) и перекрестные.

Типы запросов.

1. Запрос на выборку. Извлекаем данные из одной или нескольких таблиц и результаты отражаем в объекте «Запрос» в режиме таблицы, в котором допускается извлечение записей. Кроме этого, используется для группировки записей, вычисления сумм значений, количества записей и прочих итоговых значений.

2. Запрос с параметрами. Это запрос, запуск которого вызывает появление диалогового окна для ввода некоторого условия отбора записей или значения для вставки в поле. Может открыться несколько диалоговых окон. Например, можно задать диапазон дат. Это удобно для создания форм и отчетов. При этом форма базируется не на таблице, а на запросе.

В данной курсовой работе было создано пять запросов.

Создадим запрос на выборку: Запрос посредством ленточного меню→ Создание → Пункт Мастер запросов













Рис.7 «Запрос с выборкой »



Создадим запрос с параметром:



















Рис.8 «Запрос с параметром по фамилии сотрудника»