Добавлен: 20.10.2018
Просмотров: 1263
Скачиваний: 22
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE
Кафедра прикладной информатики и моделирования экономических процессов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Прикладная информатика в экономике и управлении"
на тему: «Разработка базы данных и интерфейса пользователя для информационной системы»
Проверил:
доцент, к.п.н. Пискунова Т.Г.
Выполнила:
студентка группы 51-M-62
Иванова И.А.
Санкт-Петербург
2018
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра прикладной информатики и моделирования экономических процессов
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по дисциплине " Прикладная информатика в экономике и управлении»
выдано студенту:
Иванова И.А.
(Фамилия и инициалы)
Бакалавриат 51-M-62 1______
Факультет Гр. Курс
Тема работы: «Разработка базы данных и интерфейса пользователя для информационной системы»
План выполнения курсовой работы:
Этапы курсового проекта: |
Практические результаты этапа |
Сроки |
Выбор и утверждение темы курсовой работы. Составление задания на курсовую работу. |
Заполненный бланк Задания. |
|
Анализ и описание предметной области |
Описание раздела «Введение»: цели и задачи курсовой работы, краткое описание предметной области как области экономической деятельности организации или предприятия. |
|
Постановка задачи и формализованное описание требований |
Описание раздела «Постановка задачи», в котором приведен список требований к разрабатываемой информационной системе. |
|
Разработка модели данных предметной области для разрабатываемой информационной системы |
Разработка структуры данных предметной область, для разрабатываемой БД. Описание структуры данных, определение типов даны, нормализация отношений БД |
|
Реализация физической структуры БД в СУБД MS Office Access |
Описание раздела «Проектирование базы данных», в котором приведена физическая структура БД и таблиц БД |
|
Разработка прикладного интерфейса БД |
Описание раздела «Разработка интерфейса пользователя», в котором приведено описание элементов интерфейса пользователя, их назначение и структура: формы, запросы, отчеты. |
|
Тестирование БД и интерфейса |
Описание раздела «Тестирование информационной системы», в котором приводится описание действий пользователя по реализации заданных технологических процессов предметной области. |
|
Оформление пояснительной записки |
Сдача разработки и пояснительной записки на проверку преподавателя через ЕЭОС МБИ для получения допуска к защите. |
|
Руководитель курсовой работы:
Доцент, к.п.н. Пискунова Т.Г.
(Должность, фамилия, инициалы) (подпись)
Сожержание
2. Анализ и описание предметной области 6
3. Проектирование и разработка БД средствами MS Access 7
3.1 Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы 9
3.2) Разработка форм базы данных 13
3.3) Схема данных базы данных 14
2) Анализ и описание предметной области 6
3) Проектирование и разработка БД средствами MS Access 7
3.1) Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы 9
3.2) Разработка форм базы данных 12
3.3) Схема данных базы данных 13
3.4) Разработка запросов к БД 15
Цель курсовой работы:
Разработать базу данных для информационной системы туристической фирмы.
Задачи курсовой работы:
-
Выполнить анализ и формализованное описание исследуемой предметной области в экономической сфере.
-
Построить реляционную модель данных и базу данных в соответствии с описанными требованиями к разрабатываемой базе данных.
-
Разработать интерфейс базы данных, позволяющий реализовать функциональные требования и учитывающий современные принципы построения информационных систем.
В современном обществе повсеместно используются информационные технологии, и люди уже не могут обойтись без их использования.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта. [1]
Информационная
система (ИС) - материальная система,
организующая, хранящая и преобразующая
информацию. Основным предметом и
продуктом труда в такой системе является
информация. Таким образом, можно говорить,
что Информационная система – это
система, предназначенная для хранения,
обработки, поиска, распространения,
передачи и предоставления информации.
Основой любой информационной системы
является база данных. База данных –
это информационная модель, позволяющая
упорядоченно хранить данные о группе
объектов, обладающих одинаковым набором
свойств.[1]
Выбранная предметная область данной курсовой работы – сфера туризма. Объект исследования данной курсовой работы – тур фирма
Для того чтобы разработать БД, реализующую такие процессы как:
-
учет и хранение информации о клиентах
-
учет путевок
-
подбор отелей
-
страхованием клиентов
необходимо провести анализ организационной структуры объекта исследования.
Данная фирма состоит из подразделений: отдел продаж, отдел по работе с клиентами и отдел по персоналу.
Фирма занимается подбором и продажей туристических путевок, подбором отелей. Структура выбранной фирмы указана на рис.1
Рис.1 Организационная структура туристической фирмы
Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных, называется система управления базами данных (СУБД). СУБД используются для упорядоченного хранения и обработки больших объемов информации.
СУБД организует хранение информации таким образом, чтобы ее было удобно:
-
просматривать,
-
пополнять,
-
изменять,
-
искать нужные сведения,
-
делать любые выборки,
-
осуществлять сортировку в любом порядке.
Современные СУБД дают возможность включать в них не только текстовую и графическую информацию, но и звуковые фрагменты и даже видеоклипы.
Простота
использования СУБД позволяет создавать
новые базы данных, не прибегая к
программированию, а пользуясь только
встроенными функциями. СУБД обеспечивают
правильность, полноту и непротиворечивость
данных, а также удобный доступ к
ним.
Популярные СУБД - FoxPro,
Access for Windows, Paradox. Для менее сложных
применений вместо СУБД
используются информационно-поисковые
системы (ИПС), которые выполняют
следующие функции:
-
хранение большого объема информации;
-
быстрый поиск требуемой информации;
-
добавление, удаление и изменение хранимой информации;
-
вывод ее в удобном для человека виде.
В данной курсовой работе в качестве средства проектирования выбрана СУБД MS Access.
MS Access - это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.
Реляционная база
данных, по сути, представляет собой
двумерную таблицу.
Столбцы
таблицы называются полями: каждое
поле характеризуется своим именем и
топом данных. Поле БД – это столбец
таблицы, содержащий значения определенного
свойства.
В реляционной БД используются четыре основных типов полей:
-
Числовой,
-
Символьный (слова, тексты, коды и т.д.),
-
Дата (календарные даты в форме «день/месяц/год»),
-
Логический (принимает два значения: «да» - «нет» или «истина» - «ложь»).
СУБД Microsoft Access предоставляет возможность контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и организацию коллективного пользования этой информацией. СУБД Microsoft Access также существенно увеличивает возможности и облегчает каталогизацию и ведение больших объемов хранящейся в многочисленных таблицах информации. СУБД Microsoft Access включает в себя три основных типа функций: определение (задание структуры и описание) данных, обработка данных и управление данными. MS Access — это набор инструментальных средств для создания и эксплуатации информационных систем. [2]
3.1 Разработка структуры таблиц в БД и нормализация таблицы
Таблица является основным информационным объектом базы данных.
Нормализация таблиц – это пошаговый процесс композиции или декомпозиции исходных таблиц в таблицы, обладающие лучшими свойствами при включении, изменении и удалении данных. В данной курсовой работе нормализация таблиц должна быть обязательно.
В процессе конструирования получено пять таблиц:
Таблица 1 «Сотрудники»:
-
Имя поля
Тип данных
Код сотрудника
Числовой
Фамилия
Текстовый
Имя
Текстовый
Отчество
Текстовый
Номер Телефона
Текстовый
Адрес
Текстовый
Таблица 2 «Путевки»:
-
Имя поля
Тип данных
Код путевки
Числовой
Страна
Текстовый
Стоимость
Денежный
Дата продажи
Дата/время
Таблица 3 «Клиенты»:
-
Имя поля
Тип данных
Код клиента
Числовой
Имя
Текстовый
Фамилия
Текстовый
Адрес
Текстовый
Номер Телефона
Текстовый
Таблица 4 «Отели»:
-
Имя поля
Тип данных
Код отеля
Числовой
Название
Текстовый
Звездность
Числовой
Таблица 5 «Страховка»:
-
Имя поля
Тип данных
Код страховки
Числовой
Наличие страховки
Текстовый
Срок
Текстовый
Стоимость
Денежный
Разработка макетов таблиц с помощью конструктора MS Access, режим конструктора позволяет автоматически задавать тип данных, указывать имена полей, ключевые поля, ограничения на хранимые данные, разработка структуры БД.
Рис.2 «Сотрудники» в режиме конструктора:
Рис.3 «Клиенты» в режиме конструктора:
Остальные таблицы сделаны аналогично в Конструкторе.
3.2) Разработка форм базы данных
В данной курсовой работе были разработаны 5 форм, примеры приведены на рисунке. Формы делаются на основе таблиц. Форма в БД - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.
Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.
Формы выполняется посредством ленточного меню → Пункт Мастер форм
Рис.4 Форма к таблице «СОТРУДНИКИ»
Рис.5 Форма к таблице «ПУТЕВКИ»
3.3) Схема данных базы данных
Для того чтобы было удобно просматривать, создавать, удалять и модифицировать связи между таблицами, в MS Access используется схема данных.
Виды связей:
-
Связь один к одному
-
Один ко многим
-
Многие ко многим
В данной курсовой при разработки схемы данных использовались тип связи один ко многим. Поскольку данный тип связи соответствует правилам нормализации и логики разрабатываемой БД.
Рис. 6 – «Схема данных туристической фирмы»:
3.4) Разработка запросов к БД
Запрос - объект БД позволяющий выбрать необходимую информацию и обработать ее. Запрос может относиться к одной или многим связанным таблицам. Результатом запроса является результирующий набор записей, который внешне выглядит как таблица. Эта виртуальная таблица может рассматриваться как таблица БД (добавление, удаление, обновление, включение в новые запросы). Запросы бывают простые (на выборку, на выборку с параметром) и перекрестные.
Типы запросов.
1. Запрос на выборку. Извлекаем данные из одной или нескольких таблиц и результаты отражаем в объекте «Запрос» в режиме таблицы, в котором допускается извлечение записей. Кроме этого, используется для группировки записей, вычисления сумм значений, количества записей и прочих итоговых значений.
2. Запрос с параметрами. Это запрос, запуск которого вызывает появление диалогового окна для ввода некоторого условия отбора записей или значения для вставки в поле. Может открыться несколько диалоговых окон. Например, можно задать диапазон дат. Это удобно для создания форм и отчетов. При этом форма базируется не на таблице, а на запросе.
В данной курсовой работе было создано пять запросов.
Создадим запрос на выборку: Запрос посредством ленточного меню→ Создание → Пункт Мастер запросов
Рис.7 «Запрос с выборкой »
Создадим запрос с параметром:
Рис.8 «Запрос с параметром по фамилии сотрудника»