ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психопрофилактическая работа включает в себя:
• адаптацию детей к детскому саду , рекомендации родителям или лицам , их заменяющим , по оказанию помощи детям в адаптационный период;
• обследование детей при переходе из старшей группыв подготовительную в плане их готовности к обучению , подготовка для родителей или лиц , их заменяющих , и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов вподготовке к школе;
• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения , раннего выявления способностей , отклонений в развитии и их коррекции;
• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической
реабилитации;
• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни , обучения и воспитания;
• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми , педагогов с коллегами и родителями , консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
Уровни психопрофилактики
I уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психологическом здоровье и психологических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т.е. 10 из 10 учащихся).
Уровни психопрофилактики
II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались.
Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении.
Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.
Уровни психопрофилактики
III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.
ЭТАПЫ
Специалисты выделяют несколько этапов (уровней) психопрофилактики в зависимости от того, здоров ли человек, находится он в зоне риска, имеет психические расстройства или выраженную стойкую патологию. Принято придерживаться международной классификации. Согласно ей, профилактика делится на: первичную; вторичную; третичную.
Первичная психопрофилактика
Первичная психопрофилактика заключается прежде всего в просвещении населения о причинах психических расстройств, отклонений в психическом развитии и адаптации, что позволяет людям организовать здоровый образ жизни и своевременно обращаться к специалистам за консультацией в ситуациях, создающих повышенный риск заболеваний.
Виды первичной психологической профилактики
Можно выделить несколько видов первичной психологической профилактики:
Воспитание у населения психологическойграмотности.
Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им.
Коррекция деструктивных межличностных отношений.
Обучение приемам саморегуляции.
Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек.
Вторичная психопрофилактика
Вторичная психопрофилактика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания.
Третичная психопрофилактика
Третичная психопрофилактика - это система мероприятий, целью которых является предотвращение формирования психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах. Меры направлены на реабилитацию больных, которые лишились полноценной жизнедеятельности.
При третичной психопрофилактике особая роль отводится приемам, которые направлены на сохранение работоспособности. Для этого обычно проводятся следующие мероприятия:
Поиск путей для самоактуализации. Человек должен осознать собственные возможности, чтобы пополнить свои ресурсы роста и развития.
Профессиональная реабилитация. Это поиск возможностей карьерного роста, новых ресурсов для деятельности или смена профессии.
Социальная адаптация. При возвращении больного человека в привычную среду должны быть созданы максимально благоприятные условия.
Список использованных источников
Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - М. : Феникс, 2005. -192 c.
Лежепекова, Л. Н. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача / Л. Н.
Лежепекова, Б. А. Якубов. - Л. : Медицина, 1977. - 160
Буль, П. И. Основы психотерапии / П. И. Буль. – М. : Ленанд, 2015. – 312 с.
Шанина, Г. Е. Психогигиена и психопрофилактика / Г. Е.Шанина. – М. : Логос, 2013. – 184 с.
Демьянов, Ю. Г, Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов / Ю. Г. Демьянов. - Саб. :Паритет, 1999. - 224 с.