ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Гуманитарно-педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
37.04.01 Психология |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Клиническая психология |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_7-8
по учебному курс
«Значение клинической психологии в решении фундаментальных проблем психологии »
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | В.А.ФРОЛОВ | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХмвд-2204а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 7
Раздел 4. Значение клинической психологии в решении фундаментальных проблем психологии
Формулировка задания 7
Изучите и письменно изложите проблему роли исследований в патопсихологии для решения общетеоретических вопросов психологии. Для анализа выберите одну из проблем:
1. роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности;
2. соотношение биологического и психологического в развитии человека;
3. соотношение распада и развития психики.
Вопрос№7
Соотношение биологического и психологического в развитии человека.
Ответ:
Наиболее подробно теоретическое значение патопсихологических исследований для многих общетеоретических вопросов психологии в своих работах раскрыла Б.В. Зейгарник. Она отмечала особую роль патопсихологии в решении следующих общетеоретических вопросов психологии: о роли личностного компонента в структуре познавательной деятельности; о соотношении биологического и психологического в развитии человека; о соотношении распада и развития психики.
Остановимся подробнее на роли патопсихологических исследований в решении данных вопросов, остающихся актуальными и в современных условиях.
1. В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского и его последователей, формируется системный деятельностный подход, в связи с чем преодолевается взгляд на психику как на совокупность отдельных психических функций. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление) согласно этому подходу рассматриваются как различные формы предметной осмысленной деятельности субъекта. Характеризуя деятельность вообще, A.Н. Леонтьев выделял в ее структуре мотивационный (личностный) компонент. Следовательно, если рассматривать познавательные процессы как особые формы психической деятельности, то в их структуре обязательно должен быть представлен и мотивационный фактор. Эти теоретические положения требовали своего экспериментального подтверждения, которое достаточно трудно сделать, имея дело с уже сформированными, интериоризированными процессами. В генетическом плане это сделать легче, что и было подтверждено при экспериментальном обосновании теории поэтапного формирования умственных действий Я. Гальперина.
Еще одним убедительным подтверждением правомерности положения о роли мотивационного компонента в организации познавательной деятельности являются исследования различных форм нарушений психической деятельности. Так, в экспериментальном исследовании патологии восприятия Е.Т. Соколовой было убедительно показано, как под влиянием различно мотивированной инструкции меняются течение и результат перцептивной деятельности больных. Также экспериментально-психологическим путем (в работах Б.В. Зейгарник и ее сотрудников) была выявлена роль мотивационного компонента в нарушении мышления и памяти. Другими словами, патопсихологические исследования показали, что причиной многих нарушений познавательной деятельности является «мотивационная смещенность» больных.
2. Привлечение патопсихологического материала является целесообразным при решении вопроса о соотношении биологического и психологического в развитии человека. Данные психологических исследований показали, что, хотя биологические особенности болезни и психологические закономерности развития постоянно участвуют в формировании патологических симптомов (например, патологических мотивов), их роль при этом принципиально различна.
В основе формирования личности больного человека лежат психологические закономерности, во многом сходные с закономерностями нормального психического развития. Однако болезненный процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые и приводят к искаженному патологическому развитию личности. Таким образом, сами биологические особенности болезни не являются непосредственными причинами нарушений психики. Они изменяют ход психических процессов, играя роль условий, в которых разворачивается собственно психологический процесс – процесс формирования аномальной личности.
Этот вывод согласуется с общими положениями отечественной психологии о природе психических функций. А.Н. Леонтьев вслед за Л.С. Выготским подчеркивал, что биологически унаследованные свойства составляют лишь одно из условий формирования психики. Основным же условием формирования психических функций является овладение миром предметов и явлений, созданных человеком. С.Л. Рубинштейн также указывал на роль внешних (социальных) и внутренних (биологических) факторов в психическом развитии, отмечая, что внешние причины преломляются через внутренние условия. Однако если при нормальном развитии внешние причины (социальные воздействия в широком смысле) приводят к адекватному отражению действительности, то болезнь создает особые условия протекания психических процессов, которые, напротив, приводят к искаженному отражению действительности и закреплению искаженного отношения к миру, к появлению патологических черт личности.
В решении поставленного вопроса о соотношении биологического и социального в психическом развитии большую роль играет и анализ проблемы соотношения распада и развития психики. От того, как решается эта проблема, во многом зависит понимание сущности и строения психической деятельности человека. В свое время Л.С. Выготский справедливо указывал, что для правильного понимания проблемы развития и созревания психики необходимы данные о ее распаде.
Довольно долго в психиатрии и психологии господствовало мнение о том, что при многих психических расстройствах поведение человека начинает соответствовать более низкому уровню, соответствующему тому или иному этапу детского развития. Так, психическое развитие умственно отсталого взрослого человека отождествлялось с поведением ребенка 7–8 лет (или более младшего возраста, в зависимости от степени выраженности интеллектуальной недостаточности). Это мнение подтверждалось рядом клинически установленных фактов.
Во-первых, при некоторых заболеваниях психики больные утрачивают возможность совершать сложные виды деятельности, тогда как более простые, сформированные на ранних этапах развития остаются сохранными.
Во-вторых, в некоторых случаях нарушения познавательной деятельности и поведения больных действительно напоминают мышление и поведение детей на определенных этапах развития. На этих фактах основывалось положение о том, что психический регресс является как бы «негативом» психического развития и при распаде психики происходит послойное разрушение онтогенетически более поздних психических образований и переход на онтогенетически более ранние уровни функционирования психики. Действительно, данные исследований, проведенных на животных, убедительно показывают, что при патологии деятельности мозга раньше всего нарушается то, что было приобретено позднее. Так, в первую очередь у животных разрушаются условные рефлексы при большей сохранности безусловных. Поражение более поздних в фирогенетическом отношении образований мозга ведет к ослаблению их регулирующей роли и приводит к «высвобождению» активности более ранних.
Развитие и распад психики не являются негативными аналогами. В основе развития и распада психики лежат различные механизмы. Психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не повторяют закономерностей развития психики. Как известно, психическая деятельность, высшие психические функции формируются прижизненно на основе общественно обусловленных временных связей в процессе обучения, воспитания и общения, т. е. психическое развитие обусловливается в первую очередь социальными факторами, тогда как распад психики – биологическими.
Психологический анализ различных форм нарушений деятельности психически больных является ценным материалом, который должен учитываться при построении общепсихологической теории, особенно при изучении вопросов о сущности, природе психического и о механизмах психического развития.
Литература
Наталья Васильевна Репина, Дмитрий Владимирович Воронцов, Ирина Ивановна Юматова.Основы клинической психологии. М.2003г. 216с.
Практическое задание 8
Раздел 4. Значение клинической психологии в решении фундаментальных проблем психологии
Вопрос№8
Формулировка задания 8
Изучите и опишите систему мер психопрофилактики в клинической психологии. Дайте полную письменную характеристику первичной, вторичной и третичной профилактики.
Ответ:
Психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновениязаболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации.
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся на всех этапах развития
Психопрофилактика – это один из разделов общей профилактики, который включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изучение причин и своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.
Цель психопрофилактики – это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии.
К задачам можно отнести следующие.
Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики.
Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм.
Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы.
Принципы
Специалисты отмечают, что при проведении психопрофилактики необходимо соблюдать следующие принципы:
Адресность. Это означает, что следует учитывать, половые, возрастные и социальные характеристики.
Комплексность. Эффективнее всего воздействовать на различных уровнях: личности, семьи и социального пространства.
Позитивность информации.
Сведение негативных последствий к минимуму.
Направленность результата на будущее.
Максимальная активность, личная заинтересованность и ответственность участников.
Психологическая профилактика предполагает:
ответственность за соблюдение в образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениями в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.