Файл: Занятие для обучающихся 34 классов по теме день памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»
Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны.
В ходе занятия актуализируются ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
эмоциональная реакция на проявление несправедливости, жестокости, стремления захватить чужие земли для личной выгоды; -
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны; -
активное участие в освоении исторического материала; -
проявление положительного отношения (уважения, гордости) к героическим событиям прошлого, демонстрирующих патриотические чувства предков.
Метапредметные:
-
участие в познавательной деятельности: активность при выполнении заданий и в учебных диалогах; -
умение оценивать настроение, которое рождается при восприятии героических страниц истории нашей страны; -
участие в совместной деятельности; -
умение сравнивать информацию, представленную в текстовом, графическом, иллюстративном виде.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с
информацией.
Комплект материалов:
-
сценарий, -
методические рекомендации, -
видеоролик, -
презентация.
Рефлексия. Ответ на вопрос: почему сегодня мы должны помнить о преступлениях нацистов против советских граждан? Чему нас учит история Великой Отечественной войны? Почему преступления нацистов не имеют срока давности?
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Ребята, совсем скоро мы будем отмечать один из самых важных праздников нашей страны - День Победы!
Вы уже знаете, что много лет назад у нас в стране была большая война: Великая Отечественная война. Это была жестокая и разрушительная война. Когда она началась? Когда закончилась?
Ответыдетей.
Учитель. Победила наша страна в этой войне благодаря стойкости и сплоченности нашего народа, и мужеству нашей Армии. На разговоре о важном, посвященном Дню защитника Отечества, мы говорили о качествах наших солдат, благодаря которым мы смогли спасти нашу страну и весь мир от фашизма.
Давайте назовем их.
(Ответы детей: мужество, отважность, любовь к Родине, готовностьво что бы то ни сталозащититьсвоюстрануи свой народи др.)
Ответыдетей.
Учитель. Ребята, в городе Берлине, в Германии, в стране, которая напала на Советский Союз, тем не менее стоит памятник русскому солдату.
Демонстрация фотографии памятника «Воину-освободителю» в Берлине(см.презентацию).
История этого памятника связана с подвигом Николая Масалова. Давайте, посмотрим видеосюжет и узнаем, какой отважный поступок совершил Николай Масалов и
что символизирует памятник русскому солдату с девочкой на руках.
Демонстрациявидео(дикторскийтекст).
30 апреля 1945 года старший сержант Николай
Вопросыдляобсуждения:
-
Ребята, как вы думаете, о чем думал солдат Николай Масалов в минуты, когда спасал немецкую девочку? -
Почему спасал девочку, хотя воевал, может быть, с ее отцом или дедом? -
Важно ли было для него, что эта девочка из страны, которая хотела поработить его Родину?
Ответыдетей.
Учитель (обобщаетсуждениядетей). Во время боя, рискуя своей жизнью, спасая немецкую девочку, русский солдат думал только об одном: ребенок может погибнуть, нужно унести его в безопасное место. Солдат понимал, что чужих детей не бывает: ребенок любого цвета кожи, любой национальности, любой страны мира нуждается в защите, бережном отношении и любви. Подвиг Николая Масалова еще называют Подвигом Победы!
И памятник, который стоит в Берлине, напоминаем всему миру не только о подвиге Николая Масалова, но и о человечности русских солдат, потому что практически каждый русский человек поступил бы точно также, окажись он на месте Николая Масалова.
Учитель. Ребята, какие чувства вы испытываете, смотря на этот памятник русскому солдату с немецкой девочкой на руках?
Ответыдетей.
Часть 2. Основная.
Учитель. Великая Отечественная война стала одной из самых страшных войн в истории человечества. За 4 года войны погибли не только миллионы
русских солдат, но и миллионы мирных жителей.
Фашисты, захватывая территории нашей страны, создавали концлагеря – лагрея смерти, где погибали от голода и изнеможения женщины, старики, и самое страшное, дети.
Представляете, существовли даже детские концлагеря!
Нам сейчас очень трудно представить, что такое концлагерь.
Я покажу вам две фотографии (демонстрация презентации – фото «Дети концлагеря»). Смотреть на них страшно, хочется заплакать от жалости к этим детям, которые стали жертвами фашизма. Но об этом нужно знать каждому, это нужно помнить каждому, чтобы ни один ребенок ни одной страны мира никогда не испытал этого.
.
Учитель. Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на лица худых, изможденных детей, которых раз в день кормят хлебом из отрубей и древесных опилок?
А глядя на детей за колючей проволкой, которые остались одни без родителей, наедине с фашистами?
Ответыдетей.
Учитель: Фашиста нельзя сравнивать даже со зверем, потому что любой зверь защищает детенышей, неважно, своих или чужих. А за время войны 5 млн детей из 30 стран мира были лишены родного дома, материнской заботы в фашистских концлагерях.
Страшно представить, что испытали дети, которых мы с вами видим на фотографии.
Вот как описала поэтесса Л. Голодяевская свои чувства о жизни детей в концлагерях:
Дети войны и веет холодом,Дети войны и пахнет голодом,Детивойныи дыбомволосы:
На челках детских седые волосы.Земляомытаслезамидетскими,
Детьми советскими и не советскими.Какаяразница,гдебылподнемцами…
Учитель. Какие
главные слова в этих стихотворных строчках?
Ответыдетей
Учитель (обобщая ответы детей): холод, голод, седые волосы, слезы – эти слова передают состояние пленников фашистских лагерей. В них погибло около 2 миллионов детей. Освобождая лагеря, советские войска спасали не только наших детей, но и детей многих стран Европы.
Учитель. В годы Великой Отечественной войны фашисты хотели, чтобы весь наш народ исчез с лица земли. Получилось ли у них это?
Ответыдетей.
Учитель. Нет! Не удалось фашистам реализовать свой страшный план!
Справедливость восторжествовала!
Более того, преступления, совершенные фашистами, были решительно осуждены во время Нюрнбергского трибунала – судебного процесса, проходившего в городе Нюрнберг (в Германии) в 1945 - 1946 гг. На скамье подсудимых оказались первые лица фашисткой Германии, обвиняемые в совершении военных преступлений. Все подсудимые были признаны виновными!
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Мы сегодня с вами обсуждаем очень непростую, тяжелую тему, потому что понимаем, что нельзя забывать прошлого. Наш долг — бережно хранить память о тех страшных событиях, чтобы они не повторились.
Учитель. На территории нашей страны существует ряд памятников и мемориалов, хранящих память трагических страницах нашей истории. Например, в Крыму – на месте детского концлагеря «Красный», в Ростове-на- Дону – на месте самого большого захоронения жертв фашизма.
Демонстрацияфотографийпамятниковимемориалов(см.презентацию).