Файл: Оперативнорозыскные мероприятия ведомственного санкционирования. Опрос граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе наблюдения могут выявляться:

 очевидцы преступления;

 лица, совершающие преступления, и их участники;

 места сбыта похищенного;

 тайники и места хранения материальных ценностей для дальнейшего обеспечения возмещения материального ущерба лицом;

 данные об образе жизни и о криминальных связях подозреваемого лица;

 конспиративные места нелегального сбора организованных преступных формирований.

Наблюдение может быть: а) физическим; б) электронным; в) комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого.

К физическому наблюдению, основанному на визуальном способе слежения, относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, которая осуществляется либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию. В ходе физического наблюдения могут использоваться технические средства фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие фиксировать ход мероприятия, а также средства маскировки (изменение внешности с помощью грима, оборудование законспирированных стационарных постов наблюдения и др.). Информация, полученная в результате такого наблюдения, как правило, достоверна, поскольку все события, связанные с поведением объекта наблюдения, проходят под контролем наблюдателя.

Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудником оперативно-технического подразделения. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи в целях слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

Всем видам наблюдения предшествуют:

 изучение и оценка оперативным сотрудником имеющихся материалов на объект наблюдения;

 изучение личностных особенностей объекта наблюдения, определение его общественной опасности и осведомленности о методах осуществления ОРД;

 изучение особенностей территории, местности, по которой будет передвигаться объект, и способов передвижения (отсутствие или наличие автотранспорта);

 определение оптимального количества сотрудников и технических средств для успешного осуществления наблюдения и фиксации противоправных действий.

Наблюдение — мероприятие исключительно негласного характера, и физическое участие в нем оперативных сотрудников осуществляются по решению руководителя оперативного подразделения. Электронное наблюдение, ограничивающее конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, проводится на основании решения суда (например, электронное наблюдение, осуществляемое внутри помещения с использованием скрытых средств фиксации и передачи информации).


Субъектами наблюдения являются оперативные сотрудники, сотрудники специализированных оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений. В отдельных случаях к его проведению привлекаются лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе.

Все виды наблюдения в большинстве случаев нуждаются в организационно-техническом обеспечении (негласная фотосъемка, видео- или аудиозапись на магнитные носители информации). Наиболее сложные виды наблюдения осуществляют специализированные оперативные подразделения (оперативно-технические и оперативно-поисковые службы).

Результаты проведенного наблюдения фиксируются в справке с приложением к ней фотографий, дисков, видеокассет (оригиналов), которые могут после их проверки уголовно-процессуальным путем передаваться органам предварительного следствия или судье.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.


Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств— это оперативный (непроцессуальный) осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, а также получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Указанное мероприятие в теории и практике ОРД часто называется оперативным осмотром; данный термин используется как тождественный термину «обследование».

К объектам осмотра относятся служебные и жилые помещения, здания, сооружения различного назначения. Под участками местности понимаются земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования.

Обследование транспортных средств заключается в их осмотре снаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.). В целях обнаружения орудий преступления, наркотических средств, оружия и боеприпасов осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова и салона, номерные детали.

Существуют различные формы обследования: гласная, зашифрованная и негласная.

Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта и в его присутствии. При этом участники такого осмотра не скрывают от окружающих целей своих действий.



При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает истинные цели осмотра либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (сотрудник может представляться представителем жилищно-коммунального хозяйства, членом благотворительной организации и т.д.). В ходе такого обследования используются возможности скрытно носимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.

Из всех обозначенных видов только негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Это обусловливает проведение данного вида обследования только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД). В его проведении участвуют специализированные оперативные подразделения.

Для проведения всех видов обследования могут приглашаться специалисты, обладающие специальными познаниями и навыками отыскания и фиксации следов преступной деятельности (эксперты-криминалисты, специалисты-бухгалтеры, взрывотехники и др.).

В ходе проведения данного мероприятия решаются следующие задачи:

  1. выявление и осмотр предметов и документов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вещественных доказательств;

  2. выявление мест хранения имущества и ценностей, приобретенных преступным путем, а также орудий совершения преступлений;

  3. сохранение выявленных предметов, документов и информации о них до их изъятия гласным путем;

  4. пометка предметов и документов специальными химическими веществами;

  5. обеспечение проведения иных предусмотренных законодательством ОРМ.

Субъектами оперативного осмотра кроме оперативных сотрудников выступают сотрудники оперативно-технических подразделений. В необходимых случаях проведение осмотра может быть поручено гражданам, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам.

Организационно-техническое обеспечение мероприятия зависит от вида объекта и формы проведения осмотра. Проведение зашифрованного и гласного осмотра требует тщательной разработки плана обследования, выбора тактических приемов, а также технических средств обнаружения и фиксации искомых предметов.

Результаты гласного, а при определенных условиях и зашифрованного опроса оформляются рапортом, справкой или актом, которые могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания. Негласный оперативный осмотр оформляется справкой установленной формы, которая приобщается к делам оперативно-розыскного производства.


Следует учитывать, что в Законе об ОРД нет подробного изложения вопросов, касающихся проведения оперативного осмотра. Его положения носят преимущественно декларативный и общий предписывающий характер. Подобные вопросы конкретизируются в ведомственных нормативных актах, которые регламентируют организацию и тактику проведения оперативного осмотра.

Оперативное внедрение


Оперативное внедрение — это способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминальную среду в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

Объектами внедрения являются: организованные преступные группы, представляющие повышенную опасность, и устойчивые преступные формирования лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 15 УК РФ); организованные преступные группы, имеющие международные и межрегиональные связи; лица, в отношении которых заведены дела ДОУ.

Целью данного ОРМ является разведывательный сбор информации о преступной деятельности лиц, распределении криминальных ролей между ними, местах хранения и сбыта ценностей, приемах противодействия правоохранительным органам и др.

Основными задачами, решаемыми в процессе оперативного внедрения, являются: установление структуры, состава, организатора преступной группы, характеристика деятельности каждого участника группы, выявление мест хранения и каналов сбыта оружия, наркотических средств, похищенного имущества и иных материальных ценностей.

Внедрение осуществляется двумя основными способами: 1) легендированным вводом субъекта (штатного сотрудника оперативно-розыскного органа, лица, оказывающего конфиденциальное содействие); 2) с помощью привлечения к конфиденциальному содействию лиц из числа членов преступной группы.

Сведения о внедренных в преступные формирования штатных негласных сотрудниках или лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренными федеральными законами (ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД).

По продолжительности оперативное внедрение может быть: а) кратковременным; б) долговременным.


Кратковременное внедрение предполагает сбор информации через личный кратковременный контакт оперативного сотрудника или конфидента с объектом мероприятия. Этот способ используется преимущественно для решения частных задач в рамках ДОУ.

Долговременное внедрение отличается от кратковременного по объекту, глубине внедрения и сложности решаемых задач. Этот способ применяется для продолжительного внедрения в организованные преступные группы и организованные преступные сообщества с межрегиональными и международными связями, этнические преступные группы, действующие в различных сферах экономики.

Субъектами данного ОРМ выступают штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, другие сотрудники оперативных подразделений, лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам.

Организационно-техническое обеспечение оперативного внедрения включает в себя составление плана, вынесение постановления, принятие мер обеспечивающего характера и мер защиты в отношении внедренных лиц.

Оперативное внедрение проводится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД). В постановлении обосновываются: необходимость ОРМ, решаемые задачи, сроки внедрения, линия поведения внедряемого лица (легенда), пределы имитации преступной деятельности, варианты действий в экстремальных ситуациях, обеспечение безопасности внедряемого лица и др.

Для имитации преступной деятельности внедряемым сотрудникам Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» разрешается безлицензионное использование данных средств. При возникновении необходимости непредвиденного участия внедренного лица в противоправных действиях оно должно немедленно сообщить об этом руководителю операции. При отсутствии такой возможности оперативный сотрудник самостоятельно создает обстановку, препятствующую совершению преступления или позволяющую ему уклониться от участия в подготавливаемом преступлении.

При осуществлении внедрения оперативные сотрудники имеют право пользоваться документами, зашифровывающими их принадлежность к правоохранительным органам, которые могут содержать различные сведения об их деятельности, используемом транспортном средстве и т.п. Кроме того, сотрудники могут обеспечиваться оперативно-техническими средствами фиксации информации и средствами экстренной связи.

Сотрудники, участвующие в оперативном внедрении, в случае необходимости после соответствующей легализации полученной информации могут выступать в качестве свидетелей в уголовном процессе.