Файл: Методическая разработка раздела Мультимедийные технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ СПО «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»


Методическая разработка раздела
«Мультимедийные технологии»
преподавателя информатики и ИКТ Александровой Н.Н.

2012 г

Пояснительная записка



В тех случаях, когда необходимо привлечь внимание к какой-ли­бо проблеме, товару или услуге, убедить в необходимости сделать что-либо, кого-либо обучить, разъяснить цели и задачи, продемонст­рировать результаты проделанной работы или наметить планы на бу­дущее, используют презентации. Совещание, собрания, конференции, а сейчас и уроки сложно представить без использования презентации. Жизнь требует знаний и умений работы над созданием и обработкой разных видов информации. Предоставить информацию правильно и доступно для общества.

Повседневная жизнедеятельность практически каждого члена современного общества насыщена взаимодействием со средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными, информационными системами и мультимедийными технологиями человек приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Современные средства мультимедиа предоставляют богатые возможности не только по созданию сюжета будущей презентации, но и по созданию или внесению в нее высококачественной графики и видеоизображения, звукового сопровождения, анимации и спец­эффектов.
Данный раздел «Мультимедийные технологии. Microsoft PowerPoint» предназначен для студентов 1 курса. Тема рассчитана на 6 часов, 3 занятия по 90 минут, в объеме 2 часа в неделю и ориентирована на использование ПК класса IBM PC с программным обеспечением Windows и выше, MS Office, MS PowerPoint. В настоящее время эти продукты являются одними из самых популярных. Не мало важным является и то, что лицензионные версии этих программ поставляются в учебные заведения вместе с ПК.
Занятия представляют собой самостоятельное выполнение практических работ, так как многие программы уже изучены, а интерфейс одинаков, студентам не представляет труда самостоятельно изучать эту программу. Преимущество практических работ заключается в том, что студенты, работая на компьютере, самостоятельно выполняют определенные задания. Это помогает закрепить основные понятия. На последнем занятии целесообразно провести итоговую роботу. Изучение раздела «Мультимедийные технологии Microsoft PowerPoint» на ступени среднего профессионального образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение систематических знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных системах, технологиях и моделях; понимание сущности и особенностей объектов мультимедийных технологий Microsoft PowerPoint;

  • овладение умениями работать в среде мультимедийных технологий Microsoft PowerPoint, создавать слайды, дизайн, оформление, анимацию, гиперссылки

  • формирование навыков

  • разрешения проблем,

  • сотрудничества (при совместной работе в парах или группах),

  • коммуникации (действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми),

  • самоорганизации (организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты),

  • рефлексии,

  • самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний (в ходе создания или исследования новой информации, представления её в новой форме)

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Отбор содержания раздела «Мультимедийные технологии» программы «Информатика и ИКТ» основан на:

  1. приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» № 56 от 30.06.1999.

  2. Примерная программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» (на базе основного общего образования) для специальностей среднего профессионального образования, подготовленная Министерством образования и науки Российской Федерации Федеральным институтом развития образования.

Согласно федеральному перечню допущенных и рекомендованных учебников по Информатике и ИКТ для специальностей среднего профессионального образования рекомендуется использовать учебники:

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10 класс, 11 класс. – М.: БИНОМ;

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10-11 класс, – М.: БИНОМ;

  • Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10 класс, 11 класс, Питер Пресс;

  • Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни), 10 класс, 11 класс, Просвещение.


Для преподавания курса информатики и ИКТ следует сохранять выбранную авторскую линию, поэтому и для специальностей среднего профессионального образования использую программу Н.Д.Угринович (базовый уровень) и его элективный курс «Исследование информационных моделей».

УМК «Информатика и ИКТ» для специальностей среднего профессионального образования, базовый уровень, автор Н.Угринович:

  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса

  • Практикум по информатике и информационным технологиям

  • Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для

Элективный курс Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц:

  • Учебное пособие

  • Компьютерный практикум на CD-ROM+программное обеспечение

  • Методическое пособие для учителя


Содержание раздела «Мультимедийные технологии» представлено тремя тематическими блоками:

  1. Основные команды

  2. Создание тематической презентации "Состав ПК"

  3. Создание тематической презентации


Содержание раздела  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ. Подобраны задания социальной направленности. При  освоении раздела обучающиеся изучат общие закономерности функционирования, создания и применения информационных систем, получат знания, умения, навыки и опыт решения практически важных задач.

Практические работы методически ориентированы на развитие критического мышления, использование проблемно-иллюстративного метода, разноуровневых заданий, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.

Обучение ведется на компьютерах IBM PC/Pentium IV (13 комплектов для учеников и 1 для учителя), соединенными локальной сетью, и ориентируется на технологию Microsoft (Windows, Office’2007). На уроках используется демонстрации работы в среде Microsoft PowerPoint

Цели и задачи раздела



Для учителя

Профессиональная:

  • предоставить учащимся практику создания электронной презентации;

  • организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся;

  • способствовать формированию умений и навыков работы в среде Microsoft PowerPoint;

  • создать условия для применения знаний в творческой работе, при защите дипломных работ;


Психолого-педагогическая:

  • включение учащихся в реальные производственно-экономические отношения, познание ими основ менеджмента, маркетинга, предпринимательства;

  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Воспитательная:

  • развитие разносторонних качеств личности: коммуникативных навыков, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, честности, порядочности;

  • воспитание культуры личности во всех ее проявлениях (культура труда, культуры речи, экономическая культура, …);

  • помочь учащимся в осознанном профессиональном самоопределении.



Для ученика:

Познавательные:

  • освоение знаний об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • формирование знаний, умений и навыков создания презентации, слайдов, настройки анимации;

  • овладение умениями организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Развивающие:

  • выявлять потребности семьи, учебного заведения , общества в автоматизации некоторого процесса

  • находить и использовать необходимую информацию

  • выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка информационной модели данных, модели представления данных)

  • планировать, организовывать и выполнять работу

  • оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность.

Воспитательные:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, честности, порядочности;

  • воспитание ответственного отношения к информации.



Ожидаемые результаты освоения раздела программы


В результате освоения раздела «Мультимедийные технологии»

обучающийся должны знать:


  • Правила техники безопасности при работе с устройствами ПК.

  • Назначение, виды и возможности Мультимедийных технологий

  • Этапы проектирования презентаций.

  • Возможности использования основных объектов

  • Правильное формирование структуры слайдов

  • Технологию настройки анимации

обучающийся должны уметь:


  • Использовать готовые Мультимедийные технологии

  • Выполнять проектирования данных и создавать презентации

  • Иметь навыки создания, презентаций и использования их при решении учебных и практических задач

  • Создавать новую презентацию и осуществлять ввод данных

  • Изменять структуру шаблона

  • Вставлять разные объекты

  • Правильно настраивать анимацию;

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:


  • эффективного применения информационных образователь­ных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самооб­разовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информацион­ными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с ин­формацией;

  • эффективной организации индивидуального информаци­онного пространства.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся



Вся учебная деятельность строится на основе конкретно сформулированных учебных целей. При изложении нового материала используются презентации, банк проектов по теме. После изучения вводной части учебной единицы проводится диагностическая практическая работа, по результатам которой оценивается план проведения коррективных обучающих процедур с обучающимися, не достигшими полного усвоения.

Обучающиеся, достигшие полного усвоения на требуемом уровне, могут изучать дополнительные возможности среды Microsoft PowerPoint, новые инструменты, настройку гиперссылок, выполнять разноуровневые задания, оказывать помощь товарищам. С учениками, не достигшими полного усвоения на требуемом уровне, учитель проводит индивидуальную работу: предоставляет более наглядный материал, разделенный на более мелкие, легкие для усвоения части, выявляет в беседе трудности в усвоении и их причины.

Первый урок по теме «Мультимедийные технологии» создания презентаций можно выделить три этапа.

1. Планирование презентации.

Необходимо определить и составить список ключевых вопросов и изучить материал создаваемое презентации. Для этого целесооб­разно собрать первичную информацию, провести собеседование о заинтересованными лицами, выяснить целевую группу, на которую будет ориентирована презентация. Содержание презентации долж­но зависеть от целей докладчика, интереса и уровня подготовленно­сти аудитории. Целесообразно определить основные моменты док­лада, которые необходимо донести до слушателей.