Файл: 1. характеристика железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе страны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО МЕСТО В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы
1.2 Роль железных дорог в единой транспортной системе страны
1.3 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО МЕСТО В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы
В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог России определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог России определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.
Транспорт является связывающим звеном меж производителями и
потребителями товаров и услуг, без которого немыслим рынок и рыночные
дела.
Ведущим видом транспорта в Рф являются стальные дороги.
Они связывают в единое целое все области и районы страны,
обеспечивают потребности населения в перевозках и обычный оборот
товаров индустрии и сельского хозяйства.
Жд транспорт в большой мере содействует
освоению новых районов и их природных богатств, ублажению
вещественных и культурных потребностей населения и развитию связей
Рф с другими странами; он имеет главное значение и для
обороны нашей страны.
Все виды транспорта ведут взаимодействие меж собой, дополняют
друг дружку и составляют единую транспортную систему.
Для оценки перевозочной работы употребляется ряд характеристик. В
качестве основного установлен показатель р объем перевозок
(отправления) грузов, измеряемый в тоннах (т), обычно за год. Этот
показатель обеспечивает наилучшую сбалансированность (увязку) планов
производства с планами перевозок единым измерением тоннами по
сопоставлению с показателем грузооборота.
Грузооборот pl, в тонно-километрах (т-км), представляет собой
сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние
(дальность) перевозки. Для уменьшения расходов на перевозки и
ускорения доставки грузов задания по грузообороту должны выполняться
за счет роста количества перевезенного груза, а не за счет увеличения
дальности перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем,
применяемым для определения потребности в подвижном составе и
ремонтной базе, издержек труда, горючего, электроэнергии и т.д.
К числу важных показателей относится и количество
перевезенных пассажиров, а, обычно за год.
Пассажирооборот аl, (пассажиро-км) представляет собой сумму
произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки.
Приведенная продукция транспорта в приведенных тоннокилометрах:
pl
пр= pl+kаl
где k коэффициент перевода пассажиро-км в тоннокилометры.
Коэффициент перевода принимают равным 1 исходя из
существовавшего в прошедшем примерного равенства себестоимости 1 т-км
и 1 пассажиро-км. В настоящее время себестоимость 1 пассажиро-км
значительно выше себестоимости 1 т-км, но во избежание нарушения
сопоставимости отчетных цифр за прошлые годы значение коэффициента
не меняется.
При определении же производительности труда на жд транспорте значение к почти всегда принимают равным 2,
что дает возможность более точно учитывать издержки труда на выполнение
перевозочной работы.
К числу важных показателей работы стальных дорог относится
грузонапряженность, характеризуемая средним количеством выполненных
тонно-км либо приведенных тонно-километров, приходящихся на
1 км эксплуатационной длины.
Установлены также показатели использования вагонов и
локомотивов. Важнейшим качественным показателем на
железнодорожном транспорте, отражающим работу всех главных служб
дорог, подразделений и компаний, является оборот вагона. Оборотом
вагона именуют время от окончания погрузки вагона до окончания
последующей его погрузки.
К главным экономическим показателям работы транспорта
относятся производительность труда, себестоимость перевозок, также
доходность и прибыль.
Производительность труда определяется объемом выполненной
продукции в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах или 10
тонно-километрах, приходящимся на 1-го работника эксплуатационного
штата, а себестоимость перевозок отношением эксплуатационных
расходов по перевозке к объему выполненной продукции.
Прибыль представляет собой разность меж суммарными доходами
дороги, отделения и эксплуатационными расходами на выполнение
перевозок.
Транспортная система страны представляет собой совокупа разных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающих процессы производства, сферы вещественного воззвания и перемещения людей.
Транспорт, обслуживающий конкретно технологические процессы производства снутри компаний, именуется внутрипроизводственным либо промышленным.
Перемещения различных видов товарной продукции меж производителями (поставщиками) и потребителями, порождаемые территориальным разделением труда, делает транспорт сферы воззвания, который именуют магистральным транспортом общего использования. К нему относятся все универсальные виды транспорта - жд, морской, внутренний аква (речной), авиационный (воздушный), также специальный транспорт трубопроводный (нефте- и газопроводы) и высоковольтные полосы электропередачи (ВЛЭП).
Перевозки пассажиров производят универсальные виды транспорта, также городской (автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, метрополитен). В пассажирских перевозках существенное место занимает личный транспорт людей.
В структуре промышленного транспорта употребляются как универсальные (жд, авто), так и спец виды транспорта (гидро и пневмопроводы, конвейерные полосы, канатные дороги, автокары и д.р.).
Обилие видов транспорта в нашей стране обосновано ее большой территорией, обилием естественных аква путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, многообразием ландшафтов и т.п.
Исторически, ведущим звеном в транспортной системе Рф является жд транспорт. Его толика в ВВП составляет 4,7%, в цены главных производственных фондов 13%, в среднегодовой численности работников 2,7%. Всего в отрасли работают 1,6 млн. чел., в т.ч. конкретно занятых на перевозках 1,2 млн. человек.
Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:
-
возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов -- осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин); -
массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог; -
универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью; -
регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды; -
возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок; -
по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов; -
сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.
Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашей стране.
Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того, железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 человек, занятых на перевозках, а в США -- 1,5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.
К недостаткам российских железных дорог следует отнести также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.
Таким образом, можно выделить ряд недостатков железнодорожного транспорта:
-
большая капиталоёмкость (вложения); -
медленная отдача (6- 8 лет окупается); -
трудоёмкая производительность труда; -
невысокий уровень качества оказания транспортных услуг.
Вместе с тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог России позволяют оставаться им вполне конкурентоспособным видом транспорта.
Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель - объем перевозок (отправления) грузов, тонн, обычно за год, утверждаемый для сети железных дорог. Этот показатель обеспечивает сбалансированность (увязку) планов производства с планами перевозок единым измерением - тоннами.
Грузооборот в тонно-километрах (т-км) представляет собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность) перевозки. Для уменьшения расходов на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен выполняться за счет роста количества перевезенного груза, а не за счет увеличения дальности перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем, планируемым на всех уровнях. Он используется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т. д.
К числу важнейших показателей относится и количество перевезенных пассажиров, обычно за год. Пассажирооборот (пассажиро-км) представляет собой сумму произведения числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки,
Грузонапряженность железных дорогхарактеризуется средним количеством выполненных тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины.
Под эксплуатационной длиной понимают протяженность железнодорожных линий между станциями без учета путей: второго главного, станционных и др.
Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов.
Важнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных служб дорог, подразделений и предприятий, является оборот вагона. Оборотом вагона называют время от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки.
К основным экономическим показателям работы транспорта относятся производительность труда, себестоимость перевозок, а также прибыль.
Производительность труда определяется объемом выполненной продукции в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах или тонно-километрах, приходящимся на одного работника эксплуатационного штата (иначе говоря, работника, занятого на перевозках), а себестоимость перевозок - отношением эксплуатационных расходов по перевозке к объему выполненной продукции. В эксплуатационные расходы входит зарплата с отчислениями на социальное страхование, затраты на топливо, электроэнергию, материалы и запасные части, амортизационные отчисления и прочие издержки.
Прибыль представляет собой разность между суммарными доходами дороги, отделения и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок.
Вместе с тем важно знать не только абсолютную величину, но и размер прибыли, приходящейся на каждый рубль стоимости производственных фондов, т. е. рентабельность, %.