Файл: 1. характеристика железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе страны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО МЕСТО В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы
1.2 Роль железных дорог в единой транспортной системе страны
1.3 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
Железнодорожный транспорт играет оченьзначимую значение в нормальном работе и развитии экономики. Транспортная которая составляет всегда сказывается в ценах на производимую продукцию. Транспортные издержки составляют немаловажную часть в расходах граждан государства.
Предприятия железнодорожного транспорта выполняют не лишь работа по транспортировке грузов, багажа и грузобагажа, в том числе для государственных потребностей, а также пассажиров на далёкие расстояния (свыше 200 км) и в пригородном сообщении, но и:
− погрузочно-разгрузочную и транспортно-экспедиционную работу, сопровождение, охрану и хранение грузов;
− выполняют функцию использования инфраструктуры железнодорожного транспорта совокупного пользования, предоставляют железнодорожные методы необщего пользования, локомотивную тягу, осуществляют функционал по использования, содержанию и ремонту инфраструктуры, услуги по ремонту подвижного состава
Таким образом, железнодорожный транспорт осуществляет важную задачу в работе и развитии экономики державы, занимает одно из первостепенных мест среди всевозможных типов транспорта.
1.3 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
Транспортная система страны представляет собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей. Перемещения различных видов товарной продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, порождаемые территориальным разделением труда, выполняет транспорт сферы обращения, который называют магистральным транспортом общего пользования. К нему относятся все универсальные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный (речной), авиационный (воздушный), а также специальный транспорт − трубопроводный (нефте и газопроводы) и высоковольтные линии электропередач (ВЛЭП). Перевозки пассажиров осуществляют универсальные виды транспорта, а также городской транспорт − автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, такси. В пассажирских перевозках значительное место занимает личный транспорт граждан (в настоящее время в России на 1000 жителей приходится более 250 легковых автомобилей). Транспорт, обслуживающий непосредственно технологические процессы производства внутри предприятий, называется внутрипроизводственным, или промышленным транспортом. В структуре промышленного транспорта используются универсальные (железнодорожный, автомобильный) и специальные виды транспорта (конвейерные линии, канатные дороги, автокары и др.). К новым развивающимся видам транспорта относятся монорельсовый и транспорт на магнитной подушке, рельсовые автобусы, электромобили, космический, которые могут осуществлять перевозки как пассажиров, так и грузов.
Транспортная система России играет ключевую роль в социально-экономическом развитии страны.
Учитывая ее огромную территорию, надежное транспортное обслуживание потребителей транспортных услуг с минимально возможными транспортными издержками является одним из главных условий успешного функционирования экономики, стратегического и социального развития России. Место того или иного вида транспорта в народнохозяйственном комплексе и транспортной системе страны определяется его долей во внутреннем валовом продукте (ВВП), в основных производственных фондах, а также численностью работников, объемами выполняемой перевозочной работы и другими показателями. Все виды транспорта в современных условиях взаимодействуют и конкурируют друг с другом, предоставляя пользователям транспортные услуги различного объема и качества, исходя из своих технико-экономических особенностей и возможностей и образуя тем самым олигопольный транспортный рынок. Труд работников транспорта является производительным, создающим национальный доход и увеличивающим общественное богатство страны, измеряемое в стоимостной форме в виде ВВП. Удельный вес транспорта России в создаваемом годовом ВВП составляет около 9,7 %. На транспорте работает свыше 4,5 млн человек, или примерно 7 % общей численности работников производственной сферы. Стоимость генерирующих активов фиксированной передачи составляет несколько триллионов рублей, и составляет около 20% стоимости основных фондов страны. Доля транспортных расходов в себестоимости промышленной и сельскохозяйственной продукции составляет в среднем 18-20%, а по некоторым товарам - 45-50% и более. Транспортные расходы составляют значительную часть личного бюджета граждан нашей страны. Исторически основным звеном транспортной системы России был железнодорожный транспорт.
Его доля в ВВП составляет 4,7%, в стоимости основных производственных фондов страны - 13%, в среднегодовой численности занятых - 2,7%. Всего в отрасли работает 1,5 млн человек, из них 1,2 млн непосредственно заняты в транспортной отрасли. Эксплуатационная протяженность магистральных железных дорог России на 1 января 2016 года составляет около 90 000 км. Это число составляет около 5% мировой железнодорожной сети. Во внутреннем грузообороте всех видов транспорта Российской Федерации доля железных дорог составляет более 40%, а в общем объеме грузоперевозок - более 14%. Большая часть погрузочно-разгрузочных работ (более 70%) по магистральным железнодорожным путям осуществляется на железнодорожных ветках предприятия общей протяженностью 53,3 тыс. км. В настоящее время по выручке от грузоперевозок трубопроводный транспорт лидирует и занимает более 49%. Однако без учета специализированного трубопроводного транспорта доля железнодорожного транспорта в доходах от внутренних грузовых перевозок составляет более 80%. В пригородном пассажирском сообщении доля железнодорожных пассажиров превышает 40%. Таким образом, из приведенных данных видно, что железнодорожный транспорт России по загруженности транспорта занимает первое место по грузовым и пассажирским перевозкам (в пригородном сообщении). Однако по объему перевезенных грузов и пассажиров автомобильный транспорт занимает первое место. Разница в доле вида транспорта в доходах от грузовых перевозок и объеме перевозок связана с разными значениями среднего пройденного расстояния для каждого вида транспорта. Так, средняя дальность перевозки грузов на железнодорожном транспорте в 2014 г. составила почти 1615 км, на автомобильном − 42 км, на морском − 2290 км, на речном − 552 км, на трубопроводном − 2323 км. Также значительно различаются по средней дальности поездок пассажиров разные виды транспорта.
В условиях рыночной экономики создаются объективные предпосылки для оптимального распределения перевозок между видами транспорта на основе конкуренции и потребительских предпочтений пользователей с учетом технических, технологических, экономических и качественных характеристик предлагаемых транспортных услуг и условий перевозок. К основным преимуществам железнодорожного транспорта относятся: - возможность массовых перевозок грузов и пассажиров и высокая пропускная и провозная способность железнодорожных линий, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении; - регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток; - более высокая скорость доставки грузов и, как правило, более короткий путь перевозки по сравнению с речным и морским транспортом, в том числе по транспортным коридорам; - большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния, особенно маршрутами; - относительно невысокая себестоимость по сравнению с другими видами транспорта (кроме трубопроводного); - высокая безопасность движения и более низкий уровень ущерба окружающей среде. К недостаткам железнодорожного транспорта можно отнести: - высокую стоимость сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемого капитала (средний срок окупаемости капиталовложений − 8-10 лет); - большой удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок (до 70 %), что ограничивает возможности управления затратами; - большой расход металла, в том числе цветного (более 150 т на 1 км пути) Таким образом, железные дороги хотя и отстают от других видов транспорта по качеству обслуживания, однако весьма надежны по безопасности перевозок и высокоэкологичны.
Железнодорожный транспорт является также эффективным и доступным по себестоимости перевозок и тарифам. Железные дороги России, благодаря правильно выбранной стратегии сокращения внутрипроизводственных затрат, сохраняют хорошие позиции на транспортном рынке. Они осуществляют реконструкцию своих производственных фондов; вводят современные типы локомотивов, комфортабельные пригородные электропоезда-экспрессы, ускоренные грузовые поезда; внедряют новые информационные технологии и виды услуг для пользователей, обеспечивая высокую привлекательность и конкурентоспособность железнодорожных перевозок. Большое значение имеет участие РЖД в транзитных международных перевозках по транспортным коридорам, таким как Транссиб, Центр − Западная Европа, Север − Юг и др. Однако территориальная плотность российских железных дорог по сравнению с другими странами и видами транспорта недостаточна (5,1 км на 1000 км2). В целях освоения новых месторождений полезных ископаемых и улучшения транспортного обслуживания населения необходимо и впредь строить железные дороги, повышать качество транспорта, что повысит значение железных дорог в организации перевозок страны.
Выводы по первой главе
Таким образом, железнодорожный транспорт осуществляет важную задачу в работе и развитии экономики державы, занимает одно из первостепенных мест среди всевозможных типов транспорта.
Цель исследования:
Цель экономической работы железнодорожного транспорта полное и качественное удовлетворение нужд изготовления и граждан при перевозке грузов и пассажиров при очень экономичном заимствовании всевозможных типов ресурсов самого железнодорожного транспорта и которые обеспечивают его внетранспортных секторов изготовления.
В целях освоения новых месторождений полезных ископаемых и улучшения транспортного обслуживания населения необходимо и впредь строить железные дороги, повышать качество транспорта, что повысит значение железных дорог в организации перевозок страны.