Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе программы для оу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Республики Башкортостан

МКУ «Отдел образования Администрация муниципального района

Мечетлинский район Республики Башкортостан»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Нижнее Бобино

Согласовано

Заместитель директора по УВР

Васёва А.А._______

«___» ____________2021 г.


Утверждаю

Директор МОБУ СОШ

с. Нижнее Бобино

Новоселова Т.М. _________

«___» ____________2021 г.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Танцуй» поизучению вальса с элементами башкирского народного танцадляобучающихся11-хклассов

Базовый уровень

Срок реализации – 1 год

Общее количество часов – 34, 1 занятие в неделю

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе программы для ОУ

Составила: учитель Галиуллина И.Д.

2021 год

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИБАШКОРТОСТАНГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ№1ИМЕНИРАМИГАРИПОВА

Программа образовательного модуля «Танцуй»по изучению вальса с элементами башкирскогонародноготанцадляобучающихся11-хклассов
Срокреализации –1год

Всего17часов,внеделю1час


Составитель:


педагогдополнительногообразованияГБОУБРГИ№1имениРамиГариповаШафиковАнварХакимович


Уфа– 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА




Направленность программыобразовательногомодуля«Венскийвальс» с элементами башкирского народного танца, по содержанию являетсяспортивно-оздоровительной,общекультурной,поформеорганизациикружковой,рассчитаннойна1год.

Восновупроектаобученияфигурномувальсубылиположеныследующиепринципы:

  • системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в ихусвоении;

  • дифференциации–предполагаетвыявлениеиразвитиеуучениковсклонностейи способностей по различнымнаправлениям;

  • увлекательности -являетсяоднимизсамыхважных,онучитываетвозрастныеи индивидуальныеособенности учащихся;

  • коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитиеразносторонних способностейи потребности отдавать их наобщую радостьи пользу.


Актуальность программыобусловленапотребностьюобществавразвитиинравственных,эстетическихкачествчеловекадлявоспитаниявсесторонне-развитойличностииформированиюуучащихсяправильнойосанки.

Педагогическаяцелесообразность данногокурсадлястаршихшкольников обусловлена их возрастными особенностями: разностороннимиинтересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Даннаяпрограммапризванарасширитьтворческийпотенциалребенка,сформировать нравственно - эстетические чувства и основы двигательныхнавыков.

Припланированииработыучитываются основные

Цели:


    • овладениеучащимисяосноввальсасэлементамибашкирскогонародного танца;

    • ознакомлениесисториейразвитияэтого танца;

    • формированиеправильнойосанкиучащихся.

Задачи:


    • в процессе обучения у учащихся развивать технические навыки висполнении вальса;

    • использоватьэстетическиеособенноститанцадлявоспитаниянравственности,дисциплинированности,чувстваколлективизма,организованности;

    • обеспечитьэмоциональнуюразгрузкуучащихся,воспитатькультуруэмоций,культурудвижения;

    • развиватьумениесогласовыватьсвоидействиясдругимидетьми;

    • воспитывать доброжелательность и контактность в отношенияхсо сверстниками;

    • развиватьчувстворитмаикоординациюдвижения.


Формыиметодыработы


Формазанятий–групповыезанятия,совсейгруппойодновременно.Освоение программного материала происходит через теоретическую ипрактическуючасти,восновномпреобладаетпрактическоенаправление.Занятиевключаетвсебяорганизационную,теоретическуюипрактическуючасти. Организационный этап предполагает подготовку к работе,теоретическаячастьоченькомпактная,отражаетнеобходимуюинформациюпотеме.Основноевремяотводитсяна практические занятия.

Привключениетрадиционномувальсуэлементовбашкирскоготанцаобучающиесяначтутпознаватьбашкирскийтанецпрактически.

Режимзанятий


Расписаниезанятийстроитсяизрасчетаоднозанятиeвнеделю.Образовательныйпроцесс строитсявсоответствиисвозрастными,психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагаетвозможнуюкорректировкувремении режимазанятий.


Содержаниепрограммы:


Впрограммныйматериалпоизучениювальсавходит:

  • беседыобисториивозникновенияиразвитиявальса;

  • усвоениетренировочныхупражненийнасерединезала;

  • разучиваниеотдельныхдвиженийикомбинаций;

  • разучиваниекомпозиций.

  1. Теоретическаячасть:

История возникновения и развития вальса. Виды вальса. Музыкальныйразмер¾.Прослушиваниеразличныхвидоввальса.Позицииногирук.Линиятанца.

  1. Практическаячасть:

Поклон и реверанс. Шаг вальса по линии танца. Маленький квадратвальсасправойноги.Большойквадратвальсасправойноги.Поворотпартнерши под рукой. Положения в паре. «Лодочка» (представляет собойбалансе по линии танца, а затем против нее).Вальсовая дорожка (променад).Разворотдруготдругасраскрытием.«Окошко».Раскрытия.Движениепартнерши вокруг партнера стоящего на одном колене.Маленький квадрат впаре,удерживая руки под локти. Большой квадрат в паре,удерживая рукипод локти. Маленький квадрат в паре. Большой квадрат в паре. Движения впаревперед-назад,держасьзакистирук.Движениявпаревперед-назад.Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Движения в паре споворотом (венский вальс). «Окошко» и смена мест. Раскрытия с поворотомпартнерши подрукой.Шагивальсапо кругу.

Учебно-тематическийплан:



Теоретическая частьИсториявозникновенияиразвитиявальса.

Современный бальный танец является преемником историко-бытового.Он отражает особенности танцевальной культуры, быта и этикета. Каждаяэпоха имела свои танцы. В начале XIX века во все танцевальные залы бурноворвались полька, галоп и вальс. Вальс (от немецкого walzen - вращаться,кружиться) - бальный танец музыкального размера 3/4 с упором на первыйтактиключевойфигурой"шаг-шаг-закрытаяпозиция".Вальсустойчивоассоциируется у нас с торжественностью и возвышенностью, свойственнойнастоящимбаламисильныммелодиям.Первоеупоминаниеотанцах,подобных вальсу, относится к XII, XIII столетию. Некоторые характерныечерты вальса роднят его с французским танцем XVI века- вольтой. Этоттанец исполнялся под народную музыку, называемую "Volta", хотя с даннымназваниемвтожевремясуществовалнародныйитальянскийтанец.Наитальянском слово "voltа" означает "поворот". Уже в первых вариантах танцаосновой являлось непрерывное вращение. В течение 16-го столетия вольтастановитсяпопулярнойвзалахкоролевскихсудовЗападнойЕвропы,гдетогда проводились танцы. В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции,нодамысмещалисьвлевоотносительнокавалеров!Партнердержалпартнершузаталию,дамаклалаправуюрукунаплечокавалера,поддерживая юбку левой рукой. Платье приходилось держать, поскольку вовремя вращений юбка запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше.Вольта тех дней похожа на современный, норвежский фольклорный вариантвальса.Каквлюбомтанцесовращениями,таккакодинизпартнеровфактически выполняет шаги вокруг другого, их
приходится делать длиннее,чем в обычных шагах в сторону. При этом обычно ноги партнера длиннее ногпартнерши,идлятого,чтобыпартнершамоглаобойтипартнера,в4норвежском вальсе он поднимает ее над полом и переносит по воздуху. Ввольте партнеры делали то же самое, при этом так держась друг за друга, чтовсветскомобществетанецсталсчитатьсякрайнебезнравственнымибылзапрещенкоролемФранцииЛуиXIII(1610-1613).В1754вГерманиипоявиласьперваямузыка,котораяотдаленнонапоминаласовременныевальсыиназывалась"Waltzen".Досихпорисследователям,изучающимпроисхождениесовременныхтанцев,

неизвестно,какимобразомпроисходилослияниеивзаимодействиедвухтанцев-"Waltzen"и"Volta",хотяпо-немецкислово"waltzen"тожеозначает"вращаться".Музыка,поритмуихарактерусовпадающаяссовременными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы,"похожие на вальс", впервые исполнялись в Париже в 1775 году."Waltzen",как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени. Развитие иширокоераспространениевальсасвязаносВеной,активностьюеемузыкально-танцевальной жизни, влиянием различных национальностей. Впопулярностивальсасыгралаогромнуюрольдеятельностькрупнейшихавторовмузыкибытовоготанцаипреждевсеговальса-И.ЛаннераиШтраусов(отцаисына).Венскийвальс.Этотвидвальсаможноназватьсамым популярным, не теряющим армию своих поклонников с начала XIXвека. Это легко объяснимо - он наиболее прост по своей структуре и состоитисключительно из правого вращения по линии основного хода. Ныне егоисполняютпошестойпозиции,втовремякакраньшеотдавалосьпредпочтение третьей. Темп Венского вальса был достаточно быстрым, ивскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее.От этой музыки развивался новый стиль Вальса, называемого Бостоном, сболее медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением.Примерно в 1784 году в Англии, образовался очень влиятельный

«Бостонскийклуб»иначалпоявлятьсяновыйстильтанцаанглийский,названныйвпоследствииМедленнымВальсом.5Специальнодлявальсаоткрывались большие танцевальные залы, на 3000 пар. В 1812 году танецпоявляется в Англии под название "немецкий вальс" и вызывает большуюсенсацию, наибольшей популярности достигая в 1816 году. В разных странахэтот"король"танцевприобреталтеилииныенациональныечерты.Такпоявился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка и др. Пожалуй,ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постояннойпопулярности. История отечественного бального танца напоминает, что еготанцевали люди всех возрастов. Было принято привозить на бал своих детей,как бы вводить их в общество, представлять собравшимся, и день первогобала запоминался молоденькими девушками и юношами на всю жизнь какодноизсамыхторжественныхсобытий.Нонаэтихбалахтанцевалинетолькоюные.ВосьмидесятилетнийЛевНиколаевичТолстойпрекраснотанцевал бальный танец, бытовавший в те годы. А в 1951 году в Будапеште,на приеме в Советском посольстве замечательно вальсировал прославленныймаршал Климент Ворошилов. В середине 20-го века была создана программабальныхтанцев.Конечноже,вэтупрограммубылвключенивальсвпостановке С. Жукова, которому дали название "Фигурный вальс". В основеФигурного вальса лежат простые танцевальные движения Венского вальса.Каждая фигура исполняется на 8 тактов, а весь танец - на 32 такта. Фигурныевальсы исполняются по большей части по 3-й позиции, по кругу. Исходнаяпозиция - кавалер стоит спиной к центру, дама - лицом. Вальсы исполняютсяпо фиксированным схемам. Обычно темп музыки средний, однако возможноисполнение и под медленную, и под быструю музыку. В фигурном вальсе нетниподъемов,ниспусков,которыевесьмасложныдляосвоенияновичками,он весь основан на кружении. В фигурном 6вальсе не запрещается изменятьпозиции: вставать перед партнершей на колено или вращать ее под рукой -большойпростордлявоображенияхореографа.Возможноиз-заэтогофигурный вальс очень часто исполняют на торжествах. Особенности вальса -его импровизационные возможности. Они заключены в свободе выбора исочетанийтанцевальныхдвижений,атакжепоследовательностифигур.Фигурный вальс по праву относится к танцам бальной классики. Изучая его,исполнителикакбыпроходятнеобходимую«школу»пластическойкультуры,
усваивая хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивыедвижениярук.Свободноовладевосновнымиэлементамифигурноговальса— поворотами в правую и левую стороны, променадом, балансе, танцующиемогут создавать разнообразные фигуры и композиции. Музыкальный размер3/4.Темпумеренный.

Практическаячасть


  1. Вспомогательно - тренировочные упражнения.Разминка. Вводныеупражнениядаютсявначалеурокаинацеленынаподготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогреваниемышциактивизациюихвосприимчивости.Независимоотвыбранногокомплекса, для каждогоурока подбираются группы упражнений для всехчастейтела:длярук,ног,мышечныхгруппживота,спины–различныеприседания, наклоны, перегибания, вращательные движения для отдельныхсуставовичастейтела.Втораязадачаэтихупражнений–активизациядыхания.Педагогдолженссамогопервогозанятияобращатьвниманиеучениковнаправильностьдыханияпривыполнениифизическихупражнений.Вдохнарасслаблении,выдохнамоментнапряжения.Предлагается чередовать или объединять вспомогательно - тренировочныедвижения:

статистическаягимнастика(упражнения,выполняемыевосновномбезперемещенияпозалу)

динамическаягимнастика(упражнения,выполняемыесперемещениемпо залу)

тренировочныеэлементыджаз-танцадлямышечногонапряженияирасслабления.

  1. Разучивание техники танцевального комплекса. Для учащихся,не имеющих хореографической подготовки и не знакомых с терминологией,предлагаются элементарные понятия по предмету бальный танец. Знакомят спринятыми сокращениями, основными позициями ног в вальсе, позициямирук, положениями в паре. Изучают поклон и реверанс. Даются рекомендацииначинающим.




  1. Основныедвиженияфигурноговальса. Дляосвоениянавыковисполнения вальса необходимо проучить с учащимися наиболее характерныедвиженияфигурноговальса:

  1. Шагвальсаполиниитанца

  2. Маленькийквадратвальсасправойноги

  3. Большойквадратвальсасправойноги

  4. Поворотпартнершиподрукой

  5. «Лодочка»

  6. Поворотвпаре

  7. Вальсоваядорожка(променад)

  8. Разучиваниеэлементовбашкирского танца

  9. Простейшиетанцевальныерисунки

  10. Раскрытия

  11. «Окошко»

  12. Вращениевпаревокругправойоси

  13. Шагивальсапокругу

  14. Научитьсоблюдатьинтервалилинии,исполнятьдвижениясинхронно