Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 690

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заинтересованность по своему усмотрению;

  • нормы ГК четко отражают тенденцию рыночной экономики, которая начала развиваться в конце 20-го века. Многие специальные оговорки, связанные с предпринимательской деятельностью;

  • принципиально новый подход к регулированию положений о юридических лицах, подробное регулирование;

  • многие институты и нормы заимствованы из верховенства права зарубежных стран;

  • подробное регулирование различных видов обязательств, подлежащих наиболее свободному определению условий контракта. Раньше многие из них были экономическими и осуществлялись в четком государственном плане (поставка, подряд, перевозка).

Важно отметить, что значение ГК состоит также в том, что посредством него обеспечивается единство всего гражданского законодательства. Стоит также заметить, что нормы, закрепленные в ГК, регулируют не только гражданские правоотношения, но и нормы, выходящие за рамки гражданских правоотношений (экономические, управленческие, частные, публичные).

При всей важности современного ГК нельзя не отметить, что он вовсе не является совершенным. В него постоянно вносятся изменения, дополнения, последние из них были внесены постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2017 г. № 16-П.

Профессор гражданского права Ю.К. Толстой отмечает, что ГК никогда не был идеальным нормативным правовым актом. Во-первых, при его разработке ориентация была направлена на гайдаровскую модель перехода к рыночной экономике, которая себя не оправдала и не реализовала. Во-вторых, по мнению Ю.К. Толстого, ГК содержит в себе лишь нормы частного права и при его применении правоприменителю постоянно необходимо обращаться к нормам публичного права, которые закреплены в различных нормативных правовых актах22.

В связи с такими несовершенствами ученые предлагают множество модернизаций ГК. Однако, на наш взгляд, кодекс является фактически совершенным, он уже проверен временем и оказался достаточно эффективным в своем действии. В ГК не настолько часто вносились изменения и дополнения, нежели в иные кодексы Российской Федерации.

Д.А. Медведев также говорит не о коренном изменении системы законодательства, а о совершенствовании, раскрытии ее
потенциала и выработке механизмов реализации23. При любом исходе ГК будет оставаться ядром гражданско-правовой системы. «Интересы стабильности гражданского права, стабильности экономических отношений и гражданского оборота в стране требуют постоянного поддержания фундаментальной роли.

Гражданского кодекса в системе гражданского законодательства и тщательного сохранения будущего большинства его норм». Эта мысль следует из самого Указа Президента РФ от 18 июля 2008 года, в котором в качестве одной из целей работы по модернизации ГК названы обеспечение стабильности гражданского законодательства, сохранение в нем всего того, что себя оправдало24. И действительно, то, что уже работает эффективно, не требует кардинальных изменений.

Подведем итог второй главы настоящего исследования.

Важная роль Конституции в регулировании гражданских правоотношений также проявляется в том, что в ней закреплены основные принципы гражданского права, при этом является необходимым толковать нормы ГК в соответствии с нормами Конституции.

При всем этом некоторые ученые отмечают, что Конституции как источнику гражданского права не уделено достаточного внимания при ее изучению. Полагаем целесообразным п. 1 ст. 3 ГК изложить в следующей редакции: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство основывается на её нормах и находится в ведении Российской Федерации», что позволит понимать Конституцию не только как отраслевой источник, как это есть сейчас, но и как общий, универсальный источник регулирования гражданских правоотношений.

Невзирая на постоянно ведущиеся споры относительно места общепризнанных норм и принципов международного права в совокупности источников гражданского права России, нормы международного права в любом случае является важной составной частью правовой системы Росии в целом.

ГК – один из крупнейших законов России, а также самая крупная и обширная кодификация гражданского законодательства в истории России. Он определяет всю правовую систему гражданского права. Он не стоит на месте и постоянно развивается, тем самым совершенствуя все гражданское законодательство.



Глава 3. Иные источники современного гражданского права Российской Федерации

3.1 Нормативные источники гражданского права и система

современного гражданского законодательства




Гражданское право представляет собой систему различных взаимосвязанных и взаимодействующих источников права, содержащих правила частного, гражданского права, необходимым условием для которых является признание их государством. В соответствии со ст. 3 ГК основу данной системы составляет ГК, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие юридическую силу на всей территории Российской Федерации25.

Сегодня в России уже определена концепция «системы законодательства», которая определяется как внешняя форма права, которая представляет структуру ее источников - систему нормативных правовых актов 26. Из данного утверждения исходит, что система законодательства представляет собой единый набор всех применимых нормативных правовых актов государства, разделенных на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений, а также от места органов, принимающих нормативные акты в общем иерархическая система органов государственной власти27.

Е.А. Суханов отмечает, что охватываемые гражданским законодательством нормативные акты наделены комплексной, межотраслевой природой, т.к. нередко они включают в себя не только нормы гражданского права28. Очевидно, что такие нормы являются преобладающими, однако нередко они вовсе вытесняются нормами иной юридической природы.

Итак, к нормативным источникам гражданского права относятся:

- федеральные законы, которые приняты в соответствии с ГК; - иные нормативные правовые акты.

Федеральные законы призваны конкретизировать нормы ГК, уменьшать его информационный объем и способствовать его развитию.

Как отмечает В.В. Ровный, «законы, что приняты в соответствии с ГК сами могут быть наделены статусом кодифицированного акта, но они в отличие от ГК, наделены специальным (комплексно-подотраслеым или комплексно-институциональным) характером»29.

В свою очередь понятие «система гражданского права» значительно шире и включает не только определение гражданского законодательства, закрепленное в Гражданском кодексе, но также и другие нормативные правовые акты, которые содержат нормы гражданского права и указаны в ст. 3 ГК. Однако здесь не все так однозначно. Ученым-гражданским лицам предлагаются различные варианты систематизации гражданского законодательства. Например, А.А. Диденко предлагает рассматривать систему российского гражданского законодательства как «совокупность Конституции,
федеральных конституционных и федеральных законов, которые в сугубо правовом смысле являются нормативными правовыми актами, обладающими определенными присущими им характеристиками»30. Таким образом, для определения понятия системы гражданского законодательства ученым применяется расширительное толкование ст. 3 ГК, но только в отношении Конституции и федеральных конституционных законов, исключая при этом все остальные нормативные правовые акты, упомянутые в других пунктах данной статьи ГК, и не рассматривая ее в целом. На наш взгляд, такой подход нельзя признать полным и достаточным.

На сегодняшний день ГК содержит немало отсылок к федеральным законам. Так, в частности:

  • ст. 47 ГК содержит отсылку к Федеральному закону от 5 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»31, где указано, что органы, которые осуществляют регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации таких актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния определяется названным законом;

  • перевозка грузов, пассажиров и багажа, как указано в п. 2 ст. 784 ГК, регулируется также транспортными уставами, кодексами и иными законами32. К таковым федеральным законом относятся Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»33, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и др.

Названный перечень исчерпывающим не является, т.к. норма гражданского права содержатся и в иных федеральных законах, которые ГК не называет.

В части регулирования гражданского права возникает немало вопросов. Одним из таких спорных вопросов является разграничение ГК и Земельного кодекса Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие вопросы земли и недвижимости. В связи с этим многие теоретики-правоведы предлагают исключить из ГК главу 17, которая посвящена праву на землю, объясняя это тем, что нормы гражданского права должны носить общий характер о праве на землю, но не регулировать конкретно данные отношения, т.к. данная функция входит в Земельный кодекс России
34.

Необходимо также заметить, что еще до принятия новых законов, которые разрешены ГК, на территории России продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, которые имеют силу закона в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. В первую очередь, к ним следует отнести соответствующие акты, которые были приняты высшими органами законодательной власти России в период с 12 июня 1990 г. до 1 января 1995 г., когда вступила в силу первая часть ГК.

Помимо федеральных законов, в систему современного гражданского законодательства ГК включены иные нормативные правовые акты. Е.А. Суханов отмечает, что такие нормативные правовые акты имеют подзаконный характер, тем не менее, если есть прямое указание в ГК (или в другом федеральном законе), соответствующее отношение возможно урегулировано либо иначе, нежели предусмотрено в правилах ГК либо иного закона.

Наибольшая юридическая сила среди подзаконных нормативных актов принадлежит указам Президента Российской Федерации. В сфере, которая прямо не урегулирована нормами закона, правила указов, в своей сущности, наделены таким же значением, что и закон, очевидно, если в них нет прямых противоречий ему. Такой вывод можно сделать при анализе п. 3 ст. 3 ГК.

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» были разработаны проекты президентских указов «с целью регулирования хода экономической реформы, противоречащего действующим законам» «были представлены на утверждение в парламент, и в случае их непринятия в течение семи дней они вступили в силу35, т.е. тем самым приобретали силу большую, чем закон. Данный порядок функционировал в 1991–1992 гг. и сегодня уже не используется.

Сегодня многие указы Президента по вопросам экономического развития страны состоят из гражданско-правовых норм. Такие указы входят в общую систему нормативных актов гражданского права. Те, которые были опубликованы до принятия ГК или законов, которые он предусматривает, и содержат противоречивые правила, теперь могут применяться только в части, соответствующей требованиям Гражданского кодекса. Президентские указы, выпущенные по вопросам, которые в соответствии с Гражданским кодексом теперь могут регулироваться только законами, остаются в силе до принятия соответствующих законов.