Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Алтайский государственный университет.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 690
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Конституционные основы гражданского права
2.2 Международные правовые акты как источники гражданского права
2.3 Гражданский кодекс Российской Федерации как источник
современного гражданского права
Глава 3. Иные источники современного гражданского права Российской Федерации
3.1 Нормативные источники гражданского права и система
заинтересованность по своему усмотрению;
-
нормы ГК четко отражают тенденцию рыночной экономики, которая начала развиваться в конце 20-го века. Многие специальные оговорки, связанные с предпринимательской деятельностью; -
принципиально новый подход к регулированию положений о юридических лицах, подробное регулирование; -
многие институты и нормы заимствованы из верховенства права зарубежных стран; -
подробное регулирование различных видов обязательств, подлежащих наиболее свободному определению условий контракта. Раньше многие из них были экономическими и осуществлялись в четком государственном плане (поставка, подряд, перевозка).
Важно отметить, что значение ГК состоит также в том, что посредством него обеспечивается единство всего гражданского законодательства. Стоит также заметить, что нормы, закрепленные в ГК, регулируют не только гражданские правоотношения, но и нормы, выходящие за рамки гражданских правоотношений (экономические, управленческие, частные, публичные).
При всей важности современного ГК нельзя не отметить, что он вовсе не является совершенным. В него постоянно вносятся изменения, дополнения, последние из них были внесены постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2017 г. № 16-П.
Профессор гражданского права Ю.К. Толстой отмечает, что ГК никогда не был идеальным нормативным правовым актом. Во-первых, при его разработке ориентация была направлена на гайдаровскую модель перехода к рыночной экономике, которая себя не оправдала и не реализовала. Во-вторых, по мнению Ю.К. Толстого, ГК содержит в себе лишь нормы частного права и при его применении правоприменителю постоянно необходимо обращаться к нормам публичного права, которые закреплены в различных нормативных правовых актах22.
В связи с такими несовершенствами ученые предлагают множество модернизаций ГК. Однако, на наш взгляд, кодекс является фактически совершенным, он уже проверен временем и оказался достаточно эффективным в своем действии. В ГК не настолько часто вносились изменения и дополнения, нежели в иные кодексы Российской Федерации.
Д.А. Медведев также говорит не о коренном изменении системы законодательства, а о совершенствовании, раскрытии ее
потенциала и выработке механизмов реализации23. При любом исходе ГК будет оставаться ядром гражданско-правовой системы. «Интересы стабильности гражданского права, стабильности экономических отношений и гражданского оборота в стране требуют постоянного поддержания фундаментальной роли.
Гражданского кодекса в системе гражданского законодательства и тщательного сохранения будущего большинства его норм». Эта мысль следует из самого Указа Президента РФ от 18 июля 2008 года, в котором в качестве одной из целей работы по модернизации ГК названы обеспечение стабильности гражданского законодательства, сохранение в нем всего того, что себя оправдало24. И действительно, то, что уже работает эффективно, не требует кардинальных изменений.
Подведем итог второй главы настоящего исследования.
Важная роль Конституции в регулировании гражданских правоотношений также проявляется в том, что в ней закреплены основные принципы гражданского права, при этом является необходимым толковать нормы ГК в соответствии с нормами Конституции.
При всем этом некоторые ученые отмечают, что Конституции как источнику гражданского права не уделено достаточного внимания при ее изучению. Полагаем целесообразным п. 1 ст. 3 ГК изложить в следующей редакции: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство основывается на её нормах и находится в ведении Российской Федерации», что позволит понимать Конституцию не только как отраслевой источник, как это есть сейчас, но и как общий, универсальный источник регулирования гражданских правоотношений.
Невзирая на постоянно ведущиеся споры относительно места общепризнанных норм и принципов международного права в совокупности источников гражданского права России, нормы международного права в любом случае является важной составной частью правовой системы Росии в целом.
ГК – один из крупнейших законов России, а также самая крупная и обширная кодификация гражданского законодательства в истории России. Он определяет всю правовую систему гражданского права. Он не стоит на месте и постоянно развивается, тем самым совершенствуя все гражданское законодательство.
Глава 3. Иные источники современного гражданского права Российской Федерации
3.1 Нормативные источники гражданского права и система
современного гражданского законодательства
Гражданское право представляет собой систему различных взаимосвязанных и взаимодействующих источников права, содержащих правила частного, гражданского права, необходимым условием для которых является признание их государством. В соответствии со ст. 3 ГК основу данной системы составляет ГК, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие юридическую силу на всей территории Российской Федерации25.
Сегодня в России уже определена концепция «системы законодательства», которая определяется как внешняя форма права, которая представляет структуру ее источников - систему нормативных правовых актов 26. Из данного утверждения исходит, что система законодательства представляет собой единый набор всех применимых нормативных правовых актов государства, разделенных на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений, а также от места органов, принимающих нормативные акты в общем иерархическая система органов государственной власти27.
Е.А. Суханов отмечает, что охватываемые гражданским законодательством нормативные акты наделены комплексной, межотраслевой природой, т.к. нередко они включают в себя не только нормы гражданского права28. Очевидно, что такие нормы являются преобладающими, однако нередко они вовсе вытесняются нормами иной юридической природы.
Итак, к нормативным источникам гражданского права относятся:
- федеральные законы, которые приняты в соответствии с ГК; - иные нормативные правовые акты.
Федеральные законы призваны конкретизировать нормы ГК, уменьшать его информационный объем и способствовать его развитию.
Как отмечает В.В. Ровный, «законы, что приняты в соответствии с ГК сами могут быть наделены статусом кодифицированного акта, но они в отличие от ГК, наделены специальным (комплексно-подотраслеым или комплексно-институциональным) характером»29.
В свою очередь понятие «система гражданского права» значительно шире и включает не только определение гражданского законодательства, закрепленное в Гражданском кодексе, но также и другие нормативные правовые акты, которые содержат нормы гражданского права и указаны в ст. 3 ГК. Однако здесь не все так однозначно. Ученым-гражданским лицам предлагаются различные варианты систематизации гражданского законодательства. Например, А.А. Диденко предлагает рассматривать систему российского гражданского законодательства как «совокупность Конституции,
федеральных конституционных и федеральных законов, которые в сугубо правовом смысле являются нормативными правовыми актами, обладающими определенными присущими им характеристиками»30. Таким образом, для определения понятия системы гражданского законодательства ученым применяется расширительное толкование ст. 3 ГК, но только в отношении Конституции и федеральных конституционных законов, исключая при этом все остальные нормативные правовые акты, упомянутые в других пунктах данной статьи ГК, и не рассматривая ее в целом. На наш взгляд, такой подход нельзя признать полным и достаточным.
На сегодняшний день ГК содержит немало отсылок к федеральным законам. Так, в частности:
-
ст. 47 ГК содержит отсылку к Федеральному закону от 5 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»31, где указано, что органы, которые осуществляют регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации таких актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния определяется названным законом; -
перевозка грузов, пассажиров и багажа, как указано в п. 2 ст. 784 ГК, регулируется также транспортными уставами, кодексами и иными законами32. К таковым федеральным законом относятся Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»33, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и др.
Названный перечень исчерпывающим не является, т.к. норма гражданского права содержатся и в иных федеральных законах, которые ГК не называет.
В части регулирования гражданского права возникает немало вопросов. Одним из таких спорных вопросов является разграничение ГК и Земельного кодекса Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие вопросы земли и недвижимости. В связи с этим многие теоретики-правоведы предлагают исключить из ГК главу 17, которая посвящена праву на землю, объясняя это тем, что нормы гражданского права должны носить общий характер о праве на землю, но не регулировать конкретно данные отношения, т.к. данная функция входит в Земельный кодекс России
34.
Необходимо также заметить, что еще до принятия новых законов, которые разрешены ГК, на территории России продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, которые имеют силу закона в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. В первую очередь, к ним следует отнести соответствующие акты, которые были приняты высшими органами законодательной власти России в период с 12 июня 1990 г. до 1 января 1995 г., когда вступила в силу первая часть ГК.
Помимо федеральных законов, в систему современного гражданского законодательства ГК включены иные нормативные правовые акты. Е.А. Суханов отмечает, что такие нормативные правовые акты имеют подзаконный характер, тем не менее, если есть прямое указание в ГК (или в другом федеральном законе), соответствующее отношение возможно урегулировано либо иначе, нежели предусмотрено в правилах ГК либо иного закона.
Наибольшая юридическая сила среди подзаконных нормативных актов принадлежит указам Президента Российской Федерации. В сфере, которая прямо не урегулирована нормами закона, правила указов, в своей сущности, наделены таким же значением, что и закон, очевидно, если в них нет прямых противоречий ему. Такой вывод можно сделать при анализе п. 3 ст. 3 ГК.
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» были разработаны проекты президентских указов «с целью регулирования хода экономической реформы, противоречащего действующим законам» «были представлены на утверждение в парламент, и в случае их непринятия в течение семи дней они вступили в силу35, т.е. тем самым приобретали силу большую, чем закон. Данный порядок функционировал в 1991–1992 гг. и сегодня уже не используется.
Сегодня многие указы Президента по вопросам экономического развития страны состоят из гражданско-правовых норм. Такие указы входят в общую систему нормативных актов гражданского права. Те, которые были опубликованы до принятия ГК или законов, которые он предусматривает, и содержат противоречивые правила, теперь могут применяться только в части, соответствующей требованиям Гражданского кодекса. Президентские указы, выпущенные по вопросам, которые в соответствии с Гражданским кодексом теперь могут регулироваться только законами, остаются в силе до принятия соответствующих законов.