Файл: Курсовая работа дисциплина Экономика организации Тема курсовой работы Проблмы развития малого бизнеса в рыночной экономике.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике
1.1 Понятие малого бизнеса и критерии его выделения
1.2 Роль малого бизнеса в рыночной экономике
1.3 Тенденции развития малых предприятий
2. Проблемы развития и государственная поддержка малых предприятий
2.1 Проблемы развития малого бизнеса
2.2 Государственная поддержка МП
2.2.1 Антимонопольное законодательство
2.2.2 Федеральные программы поддержки малого предпринимательства
2.2.3 Участие малого бизнеса в государственной контрактной системе
Как видно из таблицы, динамика прироста количества зарегистрированных малых предприятий на 2022 г. имеет положительную тенденцию. Наибольший прирост МП наблюдается в Северо-Западном и Дальневосточном федеральном округе РФ.
2. Проблемы развития и государственная поддержка малых предприятий
2.1 Проблемы развития малого бизнеса
Для развития бизнеса в малом бизнесе существует огромное количество проблем, которые мешают его развитию. Несмотря на все значение роли малого бизнеса в российской экономике, власти не могут не поддержать предпринимателей.
Каковы же основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства?
• Проблема в системе налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса.
• Не развитые механизмы финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (банки, общества взаимного страхования) для малого предприятия. [2]
• Запрет на доступ малого бизнеса к производству и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности предпринимателей.
• Взаимодействие малого бизнеса и государственных структур.
• Какими будут новые административные барьеры на пути развития малых предприятий?
• Какова же квалификация у тех, кто занимается предпринимательством?
В данной статье мы рассмотрим эти проблемы.
Уплата налогов Налог
Основная проблема законодательной сферы - неэффективность российской системы налогообложения, которая приводит к чрезмерно завышенным налогам на малый бизнес и создает стимул для развития теневого сектора экономики. Согласно по некоторым данным, в России зарегистрировано только около половины малых компаний, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижен примерно на 70 %. За счет незаконных действий малых предприятий бюджеты разных уровней недоплачивают в различные уровни около 2 раз больше того, что они перечисляют. [1]
Властные барьеры
Он создан государственными органами, которые занимаются регулированием предпринимательской деятельности и лицензированием. Ситуация усугубляется еще и тем, что на государственном уровне существует излишний контроль со стороны множества контролирующих органов. Сейчас необходимо получить огромное количество различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Этот процесс связан с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников и становится серьезным препятствием для развития малого бизнеса. В результате коррупции в государственных структурах может быть нарушено одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики - равноправие всех хозяйствующих субъектов. У предпринимателей огромное количество проверок и проверочных процедур отнимают массу сил и времени, что снижает эффективность их деятельности. Также, в существующих условиях чрезмерный контроль полностью теряет свое прямое назначение и функцию помощи субъектам малого предпринимательства. [2]
Что такое финансовое обеспечение малого бизнеса?
Также к числу не менее важных проблем относится и финансово-кредитное обеспечение малых предприятий. А что же касается поддержки государства, то здесь речь идет не только об этом. Сейчас ситуация в сфере государственной финансовой поддержки очень плачевная. С 1993 по 1997 год в федеральном бюджете были предусмотрены средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирование одной Федеральной программы поддержки малых предприятий. В целом бюджет был исполнен с большим опозданием и не в полном объеме, что привело к задержке в его исполнении. В течение с 1998 года в федеральном бюджете не предусматривалось средств на развитие малого производства. Федеральные фонды государственной поддержки малого предпринимательства профинансировали 78 региональных программ, отчисления по которым составили около 150 млн. рублей. Свыше 40 млн. рублей было выделено соответственно на финансирование более 100 проектов малых предприятий из 38 регионов России и около 30 новых финансовых механизмов. Несмотря на неоспоримое положительное значение этих отчислений, объемы государственного финансирования малого бизнеса остаются незначительными.
При этом следует отметить нерешенность вопроса кредитной поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих бюджетных ассигнований из федерального бюджета для реализации прогрессивных посткризисных финансовых схем и технологий, позволяющих использовать заемные ресурсы. [5]
Наличие способностей и квалификации у предпринимателей, которые занимаются производством.
Низкое качество предпринимателей в сфере организации и управления бизнесом также является важной проблемой:
У многих предпринимателей не хватает элементарных знаний и навыков для организации бизнеса;
Многие из людей, которые пытаются начать бизнес, не имеют способностей к предпринимательству (предприниматель должен быть хорошим электриком и иметь возможность продавать услуги электротехники клиентам с высоким уровнем риска, а также терпеть лишения в надежде на развитие бизнеса.
Очень высокий уровень неудачи в малом бизнесе связан с тем, что большинство предпринимателей не имеют достаточного опыта для того чтобы понять проблемы будущего;
Малый бизнес, обычно имеет недостаточное знание в области финансов и бухгалтерии, что приводит к ошибкам, а иногда и нарушениям;
Представители малых предприятий практически не имеют возможности оплачивать услуги дорогих юристов или юридических консультантов, поэтому профессиональная консультационная поддержка для малого бизнеса практически невозможна;
В большинстве случаев предприниматели не могут оплачивать предоставление статистической информации, необходимой для эффективной работы и ведения бизнеса.
А также инфраструктура, которая будет поддерживать и развивать малый бизнес
Государству было необходимо создать инфраструктуру для поддержки населения, но она не работала.
Финансирование малого и среднего бизнеса не стало реальным источником финансирования для малых предприятий.
Самым эффективным способом финансирования малых предприятий остается программа кредитования через российские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока.
Организация профессиональной поддержки бизнеса не создана или эффективна, сегодня предприниматели лишены возможности обратиться к государству и получить бесплатную консультационную поддержку по вопросам развития своего бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п).
Не создана система профессиональной переподготовки предпринимателей (представителей малого бизнеса) и не проводится регулярное обучение;
Некоторые регионы все еще испытывают большие административные барьерные препятствия, создающие трудности для предпринимателей в процессе создания малых предприятий.
В России практически нигде бизнесмены не имеют возможности получить бесплатное или льготное доступ к справочной и статистической информации, важной для развития. [13]
2.2 Государственная поддержка МП
В любой экономической системе государство определяет «правила игры», регулируя права и обязанности экономических агентов. [1]
Для малого бизнеса, существование которого невозможно без государственной поддержки, можно выделить два направления: 1.
1) Построение институциональной среды, необходимой для ведения бизнеса в том числе и малого;
2) В целях лучшей адаптации к условиям хозяйствования в той или иной стране, мы оказываем помощь отдельным мелким предприятиям.
Как и в первом случае, мы рассмотрим антимонопольное законодательство. Оно гарантирует экономическую свободу всех или каждого отдельного предпринимателям, защищает интересы потребителей и поощряет конкуренцию.
Роль институциональной среды в развитии малого бизнеса также играет создание соответствующей инфраструктуры, налоговые льготы для населения.
Второй этап будет посвящен анализу конкретных форм и методов регулирования малого бизнеса в развитых странах и России.
2.2.1 Антимонопольное законодательство
Правительством разных стран стоит задача создания и поддержания конкурентной среды. Тут огромную роль играют законы антимонопольного законодательства. Первым антимонопольным законом, который был принят на территории США в конце 20-го века, стал антитрестовский закон.
В современный период эффективности производства очень важно, чтобы предприятия в отрасли были экономически эффективны. Поэтому антимонопольное законодательство использует математические модели, экономические критерии эффективной деятельности и оптимальную размерную структуру. Антимонопольное законодательство не только борется с монополиями, но и защищает конкурентную среду, защиту мелких и средних предпринимателей от крупного бизнеса и обеспечение свободы для каждого предпринимателя.
В период перехода от административно-командной системы к рыночной экономике, создание конкурентных условий было особенно важно для России. Уже в 1991 г. было принято первое антимонопольное законодательство о конкуренции и ограничениях монополизма на рынке товаров. Он также создал государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который давал согласия на крупные слияния. Кроме того он принимал решение о принудительном разделе монополий и взыскивал штрафы за нарушения закона.
По закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке" необходимо пресекать те соглашения хозяйствующих субъектов, которые в совокупности будут составлять более 35% рынка данного товара или ограничивать конкуренцию. Или устанавливать цены (скидки) либо регулировать цену(надбавки), а также ограничивать доступ к рынку других хозяйствующих субъектов. [4]
2.2.2 Федеральные программы поддержки малого предпринимательства
Главная сила влияния России на развитие малого предпринимательства – это региональные программы государственной поддержки малого бизнеса.
Главным целями государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации являются:
1) Развитие малого и среднего бизнеса в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого бизнеса.
3) Для этого необходимо обеспечить конкурентоспособность малых и средних предприятий.
4) Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к продвижению производимых им товаров (работ, услуг) на рынок Российской
Федерации или рынки иностранных государств;
5) Рост числа малых и средних предприятий.
6) Содействие в трудоустройстве и развитии самозанятости.
7) Увеличение количества произведённых субъектами малого и среднего бизнеса товаров (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте;
8) Повышение доли уплаты субъектами малого и среднего бизнеса налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. [7]
Первоначальная федеральная программа поддержки малого предпринимательства, которая была принята в 1994-1995 годах содержала много очень важных для развития малого бизнеса положений.
На финансирование этого проекта необходимо выделить не менее 50% средств из бюджета РФ, остальные средства - за счет собственных средств и ресурсов субъектов Российской Федерации.
Программа была рассчитана на 210 миллиардов рублей, но фактически выделено только 20-25 млрд. руб.
Российская вторая федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, разработанная в 1996-1997 годах, имеет главную цель обеспечить устойчивое развитие малых предприятий.
Третий федеральный план государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. предусматривает создание общих экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса, формирование целостной системы его социальной защиты на национальном уровне, региональном или муниципальном уровне.
Четыре федеральные программы поддержки малого предпринимательства на 200-2001 годы направлены на обеспечение благоприятных условий для развития малых предприятий.
При этом государственная поддержка малого предпринимательства нашла отражение в концепции развития России до 2020 года. По словам Грефа, эта стратегия предусматривает сокращение численности малых предприятий в сфере торговли до 25% к 2020 году; рост количества малых предприятий сферы услуг до 30%, то есть в два раза по сравнению с 2022 годом; также увеличение числа предприятий науки и информационных технологий в пять раз, а также увеличение малого бизнеса в сфере здравоохранения и социальных услуг. [11]
Рассмотрев все федеральные программы поддержки малого бизнеса, необходимо признать что все они очень содержательны и решают насущные проблемы для малых предприятий. Поэтому, проблем так много и финансов мало что реализация этих программ заведомо невыполнима. Нереалистичность федеральных программ связана с нестыковкой различных блоков программ.