Файл: Функциональная грамотность. Развитие естественнонаучной грамотности учитель биологии мбоу зимовниковской сош 10.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Учитель биологии

МБОУ Зимовниковской СОШ №10

Варченко И.Н.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Характер заданий для оценивания функциональной грамотности основывается на материалах международного исследования PISA и включает в себя:

 математическую грамотность

 читательскую грамотность

 естественно-научную грамотность

 креативность мышления

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 научно объяснять явления

понимать особенности естественнонаучного исследования

 научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов

ЗАДАНИЯ

o компетентность

o естественно-научное знание

o контекст

o уровень сложности

МОДЕЛЬ ЕНГ

Контекст

Компетенции

Отношения

Знания

КОНТЕКСТЫ

Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:

 здоровье

 природные ресурсы

 окружающая среда

 опасности и риски

 связь науки и технологий

КОНТЕКСТЫ

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:

 личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями)

 местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны)

 глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)

КОНТЕКСТЫ (примеры)

Например, тип знаний – «Физические явления», контекст – «связь науки и технологий»

 Личностный уровень – работа бытовых электрических приборов.

 Местный/национальный уровень – работа ветряного электрогенератора, используемого для обеспечения энергией небольшого поселения.

 Глобальный уровень – использование в целом возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.

Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика заданий по формированию/оценке этих умений

Компетенция: научное объяснение явлений

Компетенция: понимание особенностей естественно-научного исследования

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Познавательные уровни

Низкий – выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице

Средний – использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более,

интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Учитель биологии

МБОУ Зимовниковской СОШ №10

Варченко И.Н.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Характер заданий для оценивания функциональной грамотности основывается на материалах международного исследования PISA и включает в себя:

 математическую грамотность

 читательскую грамотность

 естественно-научную грамотность

 креативность мышления

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

 научно объяснять явления

понимать особенности естественнонаучного исследования

 научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов

ЗАДАНИЯ

Для формирования (оценки) стественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации и задания, связанные с этой ситуацией. Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:

o компетентность

o естественно-научное знание

o контекст

o уровень сложности

МОДЕЛЬ ЕНГ

Контекст

Компетенции

Отношения

Знания

КОНТЕКСТЫ

Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:

 здоровье

 природные ресурсы

 окружающая среда

 опасности и риски

 связь науки и технологий

КОНТЕКСТЫ

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:


личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями)

местном/национальном (связанном с проблемами данной местности или страны)

глобальном (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)

КОНТЕКСТЫ (примеры)

Например, тип знаний – «Физические явления», контекст – «связь науки и технологий»

Личностный уровень – работа бытовых электрических приборов.

Местный/национальный уровень – работа ветряного электрогенератора, используемого для обеспечения энергией небольшого поселения.

Глобальный уровень – использование в целом возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.

Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика заданий по формированию/оценке этих умений

Компетенция: научное объяснение явлений


Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания, направленного

на формирование/оценку умения

Применить соответствующие

естественнонаучные знания для

объяснения явления

Предлагается описание достаточно стандартной

ситуации, для объяснения которой можно напрямую

использовать программный материал

Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания, направленного

на формирование/оценку умения

Распознавать, использовать и

создавать объяснительные

модели и представления

Предлагается описание нестандартной ситуации, для

которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель, или в модель, в которой ясно прослеживаются нужные взаимосвязи.

Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и описать явление


Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания, направленного

на формирование/оценку умения

Делать и научно обосновывать

прогнозы о протекании процесса или явления

Предлагается на основе понимания механизма (или

причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий

Объяснять принцип действия

технического устройства или технологии

Предлагается объяснить, на каких научных знаниях

основана работа описанного технического устройства

или технологии

Компетенция: понимание особенностей естественно-научного исследования


Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания, направленного

на формирование/оценку умения

Распознавать и формулировать

цель данного исследования

По краткому описанию хода исследования или

действий исследователей предлагается четко

сформулировать его цель

Предлагать или оценивать

способ научного исследования

данного вопроса

По описанию проблемы предлагается кратко

сформулировать или оценить идею исследования,

направленного на ее решение, и/или описать

основные этапы такого исследования

Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания, направленного

на формирование/оценку умения

Выдвигать объяснительные

гипотезы и предлагать способы их проверки

Предлагается не просто сформулировать гипотезы, объясняющие описанное явление, но и обязательно предложить возможные способы их проверки. Набор гипотез может предлагаться в самом задании, тогда учащийся должен предложить только способы проверки

Описывать и оценивать

способы, которые используют

ученые, чтобы обеспечить

надежность данных и

достоверность объяснений

Предлагается охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего

надежность результата (контрольная группа, контрольный образец, большая статистика и др.). Или: предлагается выбрать более надежную стратегию исследования вопроса

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов


Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания, направленного

на формирование/оценку умения

Анализировать,

интерпретировать данные и делать соответствующие

выводы

Предлагается формулировать выводы на основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы,

диаграммы, фотографии, географические карты,

словесный текст. Данные могут быть

представлены и в сочетании форм

Преобразовывать одну форму представления данных в другую

Предлагается преобразовать одну форму

представления научной информации в другую,

например: словесную в схематический рисунок,

табличную форму в график или диаграмму и т.д.

Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания, направленного

на формирование/оценку умения

Распознавать допущения,

доказательства и рассуждения в научных текстах

Предлагается выявлять и формулировать допущения, на которых строится то или иное научное рассуждение, а также характеризовать

сами типы научного текста: доказательство, рассуждение, допущение

Оценивать c научной точки зрения аргументы и

доказательства из различных

источников

Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например,

научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей

Познавательные уровни

Низкий – выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице

Средний – использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более,


интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков


Спасибо

за

внимание!