Файл: Деятельность педагогапсихолога в соответствии с фгос до.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО



С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. Для реализации данного закона был разработан ФГОС.
ФГОС это совокупность трёх систем требований:

-требований к структуре основной образовательной программы;

-требований к результату освоения основной образовательной программы;

-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

  • Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;

  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности;

  • Возрастная адекватность дошкольного образования

  • Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.


В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка

позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:

  • Социально-коммуникативное развитие,

  • познавательное развитие

  • речевое развитие

  • художественно-эстетическое развитие

  • физическое развитие


В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:


  • Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

  • Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально- психологического климата в ОУ.

  • Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.

  • Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

  • помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.


Новый Федеральный государственный стандарт строится на мощной

психолого-педагогической составляющей образовательного процесса, и предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников. Введение стандарта существенно повысило роль педагога- психолога в обеспечении его реализации. Можно отметить тот факт, что

стандарт при всей его неоднозначности внес конкретику в деятельность и место педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Если раннее работа психолога строилась не всегда системно, а зачастую и вовсе хаотично, то сейчас, работая по новому стандарту, для

выполнение требований он в любом случае выстроит для себя определенную систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками

образовательных отношений .
Модернизация образования подразумевает обновление

содержания

образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. В связи с этим, первое с чего должно начинаться введение ФГОС в деятельность педагога - психолога это внесение изменений в его

должностную инструкцию.

НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности


«ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» (I часть)


  • Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

  • Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную,

консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных

информационных технологий.

  • Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным

государственным образовательным требованиям.

  • Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые

редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

  • Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).




НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности


«ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть)


  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

  • методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

  • методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

  • современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

  • основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами,

их заменяющими), коллегами по работе;

  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Основным приоритетом работы педагога - психолога становится

создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС НОО. Таким образом, перед педагогом - психологом появляется ряд новых задач:

  1. Участие в разработке основной образовательной программы (ООП), планировании и реализации ее составляющих, а также в формировании индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

  2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях введения ФГОС нового поколения.

  3. Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей воспитанников, выявление и поддержка одаренных детей, детей с


ограниченными возможностями здоровья.

Содержание деятельности психологической службы в


условиях реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы.

    1. Взаимодействиесадминистрацией.

-Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа

деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);

  • участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП;

  • участие в разработке ООП;

  • рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП;

  • разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС;

  • выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.

    1. Взаимодействиеспедагогическим

коллективом. Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:

  • формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС;

  • создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом;

  • разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС;

  • разработка игр, тренингов, семинаров по развитию

деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;

  • осуществление общей координации по взаимодействию всех

участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.

    1. Взаимодействие с воспитанниками . Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО: