Файл: Деятельность педагогапсихолога в соответствии с фгос до.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деятельность педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т. е. стало являться обязательным уровнем. Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. Для реализации данного закона был разработан ФГОС.
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:
-требований к структуре основной образовательной программы;
-требований к результату освоения основной образовательной программы;
-требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
-
Полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития; -
Создание благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; -
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром; -
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включенность в различные виды деятельности; -
Возрастная адекватность дошкольного образования -
Учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей.
В связи с этим, стандарт определяет особую программу дошкольного образовательного учреждения это психолого-педагогическая поддержка
позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста, через направления:
-
Социально-коммуникативное развитие, -
познавательное развитие -
речевое развитие -
художественно-эстетическое развитие -
физическое развитие
В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи:
-
Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения. -
Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности. -
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально- психологического климата в ОУ. -
Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников. -
Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; -
помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.
Новый Федеральный государственный стандарт строится на мощной
психолого-педагогической составляющей образовательного процесса, и предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников. Введение стандарта существенно повысило роль педагога- психолога в обеспечении его реализации. Можно отметить тот факт, что
стандарт при всей его неоднозначности внес конкретику в деятельность и место педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Если раннее работа психолога строилась не всегда системно, а зачастую и вовсе хаотично, то сейчас, работая по новому стандарту, для
выполнение требований он в любом случае выстроит для себя определенную систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками
образовательных отношений .
Модернизация образования подразумевает обновление
содержания
образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. В связи с этим, первое с чего должно начинаться введение ФГОС в деятельность педагога - психолога это внесение изменений в его
должностную инструкцию.
НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности
«ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должностные обязанности» (I часть)
-
Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. -
Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную,
консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных
информационных технологий.
-
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным
государственным образовательным требованиям.
-
Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые
редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
-
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
НОВОЕ в квалификационных характеристика по должности
«ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» раздел «Должен знать» (I часть)
-
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; -
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; -
методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; -
методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; -
современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; -
основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; -
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; -
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами,
их заменяющими), коллегами по работе;
-
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; -
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Основным приоритетом работы педагога - психолога становится
создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС НОО. Таким образом, перед педагогом - психологом появляется ряд новых задач:
-
Участие в разработке основной образовательной программы (ООП), планировании и реализации ее составляющих, а также в формировании индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников. -
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях введения ФГОС нового поколения. -
Разработка и реализация мониторинга возможностей и способностей воспитанников, выявление и поддержка одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Содержание деятельности психологической службы в
условиях реализации ФГОС НОО можно разделить на 4 группы.
-
Взаимодействиесадминистрацией.
-Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ) по вопросам введения ФГОС:- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа
деятельности (в т.ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);
-
участие в экспертных и творческих группах по разработке ООП; -
участие в разработке ООП; -
рекомендации по расстановке кадров в процессе реализации ООП; -
разработка методических рекомендаций по реализации ФГОС; -
выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ.
-
Взаимодействиеспедагогическим
коллективом. Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ФГОС:
-
формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании по вопросам ФГОС; -
создание предпосылок к овладению педагогами системно-деятельностным методом; -
разработка методического инструментария для изучения готовности педагогов к переходу на новые ФГОС; -
разработка игр, тренингов, семинаров по развитию
деятельностных способностей и творческого потенциала педагогов;
-
осуществление общей координации по взаимодействию всех
участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения эффективной реализации ООП.
-
Взаимодействие с воспитанниками . Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО: