Файл: Религиознотрадиционные правовые системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение высшего образования

«Институт государственного администрирования»

Кафедра государственно-правовых дисциплин административного и

муниципального права





РЕФЕРАТ

по дисциплине «Проблемы теории государства и права»

на тему:

«Религиозно-традиционные правовые системы»



Выполнила:

студентка 4 курса

очной формы обучения

направление подготовки 40.03.01

«Юриспруденция»

Амано Эрика

Научный руководитель:

д.ю.н., профессор Емельянов Б.М.

Итоговая оценка __________________

Емельянов Б.М.

«___» ______________20__ г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 .Понятие и структура правовой системы.…………………...…....4

1.1 Соотношение понятий «система права» и «правовая система»……..4


1.2 Классификация правовых систем ………………………….…………...6

Глава 2 Мусульманская правовая система……………………..…………..9

2.1 Общее понятие………………………………………………………...…..9

2.2 Основные источники  мусульманского права…...………..….………..12

Глава 3 Правовая система Индии ……………………………..….………...14


3.1 Индусское право …………………………………………………………14

3.2 Влияние общего права  на индусское право…………………………...17


Заключение…………………………………………………………………….18

Список используемой литературы ……………………………………….....20

ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что право является важным и сложным общественным явлением. Исторические типы права подчеркивают его глубокую ценность для всего процесса эволюции. Ведь они доказывают, что право зародилось еще в далекие времена античной древности, прошло различны исторические периоды, зародились основы современных правовых систем. Право в наше время играет более важную роль, чем раньше, поскольку становится не только средством управления, но и системой основных прав и свобод человека и гражданина. В теории права для систематизации, выделения общих признаков и особенностей национальных систем права различных государств были введены понятия правовых систем или семей права. Это позволило объединить ряд стран в одну группу по общим признакам.


Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли - это наличие особого юридического режима - метода регулирования. Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве. Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности. Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывают политика, политическая культура.

Объект исследования - система права, правовая система, правовая семья религиозно-традиционного права.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением системы права, правовой системы, правовой семьи религиозно-традиционного права.

Целью данной работы является исследование религиозно-традиционной правовой семьи.

Глава 1 .Понятие и структура правовой системы.




1.1 Соотношение понятий «система права» и «правовая система»



В отечественной традиции вопрос о системе права является вопросом о его структуре. Категория системы акцентирует внимание на том, что право состоит из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой, а их взаимодействие порождает новые (интегративные) качества: только вместе они могут обеспечить выполнение правом его функций – поддержание порядка и гарантирование свободы.

Наиболее важными факторами построения системы права, которые воплощают проявления его сущности, являются предмет и метод правового регулирования, принципы права, а также интересы отдельных лиц и общезначимые потребности в рациональной правовой организации.
Первичными элементами системы права по той же названной традиции являются нормы права, которые в свою очередь образуют соответствующие структурные объединения .

Не отвергая в целом такой конструкции системы права, следует отметить, что в ней опять-таки в определенной степени теряется человек со всеми его интеллектуальными, психологическими и другими свойствами. Между тем человек (гражданин) – не пассивный объект создаваемой вне его системы права, а активный участник не только ее функционирования, но и созидания. Ведь именно благодаря

деятельности людей зарождаются элементы типичности, нормативности общественных отношений, которые впоследствии в обобщенной форме воплощаются в сформулированных соответствующими нормотворческими органами (которые также состоят из людей – государственных служащих) нормах; именно через приобщение человека к ценностям (которое происходит в процессе его социализации, в том числе через правовую деятельность) совокупность правовых норм приобретает структурное единство.

Из этого следует, что система права, как и любые другие правовые явления, в конечном итоге является продуктом человеческой деятельности. Она в значительной степени обусловлена историческими и социокультурными условиями жизни людей, что в конечном итоге определяет ее особенности.

В связи с этим обоснованными выглядят позиции тех авторов, которые центральным элементом системы права считают не обезличенную норму, а человека, хоть и используют при этом устоявшееся понятие «субъект права», пытаясь освободить его от наслоений догматизма, чрезмерной рациональности и статичности. С учетом изложенного необходимо, определить понятие системы права.

Система права – это созданная в результате деятельности людей, интегрированная принципами права, обусловленная сочетанием частных и публичных интересов совокупность правовых норм, внутренняя организация которых характеризуется их единством, согласованностью, дифференциацией и группировкой в относительно самостоятельные структурные образования.

Наряду с понятием «система права», в общей теории права используется еще одно близкое по этимологии понятие – «правовая система». Эти понятия даже юристы, особенно юристы-практики, не говоря уже о людях, не имеющих специальной подготовки, нередко путают, употребляя как синонимы. Тем временем понятие «система права» и «правовая система», хоть и имеют общие генетические корни (порожденные деятельностью людей в процессе их взаимодействия), отличные по своему содержанию, объему, структуре и назначению понятия









1.2 Классификация правовых систем



В соответствии с различными ступенями развития экономики и общества, с учетом закономерностей их поэтапного развития и функционирования определяются соответственно ступени развития или типы государства и права, а также закономерности их существования и функционирования. Существует тесная связь и взаимозависимость между типами и закономерностями развития экономики общества, с одной стороны, и государства и права – с другой.
1

Можно смело утверждать, что весь правовой мир складывается из разнообразного множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают воздействие друг на друга. В различных странах существуют различные национальное правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т.д. В современном мире насчитывается более 200 государств, следовательно, более 200 национальных правовых систем. Наличие общих черт и признаков у разных правовых систем предоставляет возможность классифицировать их между собой или же подразделять в зависимости от тех или иных критериев на отдельные группы, или правовые семьи.

Необходимость и важность классификации правовых систем обусловлена: во-первых, сугубо научными, познавательными и образовательными причинами, так как глубокое и разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения, рассмотрения ее по отдельным, вбирающим в себя схожие правовые системы частям; во-вторых, сугубо практическими целями – целями унификации действующего законодательства и совершенствования национальных правовых систем. Необходимо сразу же отметить следующие требования, предъявляемые к классификациям правовых систем2:

1) В основе классификации должны лежать постоянные, фундаментальные, а не временные и случайные факторы;

2) Критерии классификации должны быть четко определены;

3) Критерии классификации должны иметь устоявшийся объективный характер;

4) Если за основу классификации берется несколько критериев, то один из них должен быть доминирующим.

5) При классификации учитывать не только объективные, но и субъективные факторы, оказывающие прямое воздействие на процесс их формирования.

В качестве простого критерия классификации правовых систем следует рассматривать правовую традицию или традиции, общие для всех группируемых в одну семью правовых систем.

Правовые традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного периода времени. В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обряды, обычаи. К сложным критериям классификации правовых систем следует относить такие критерии, как стиль этих систем. При этом в понятие стиля правовой системы, которое выступает в виде сложного и многогранного явления, включаются такие его составляющие компоненты, как историческая природа правовых систем, особенности путей его развития, преобладающая манера правового мышления, главенствующие характеристики правовых институтов, иерархия источников права и способы их интерпретации, а также доминирующая идеология правовых систем.


К числу факторов, которые оказывают прямое воздействие на формирование общих черт правовых систем, а вместе с тем и на выбор критериев их классификации, принято относить политические, идеологические, религиозные, исторические, географические и демографические факторы.

В начале XX века использовалась классификация правовых систем, которая строилась на основе расового и языкового критериев и группирования их в правовые семьи. На основе этого критерия выделялись такие группы правовых систем, как индоевропейская, семитская и монголоидная правовые семьи. Первая группа, в свою очередь, подразделялась на такие подгруппы правовых систем, как греко-римская, германская, англосаксонская, славянская, иранская и другие. В более поздний период предпринимались попытки использования таких критериев классификации, как особенности правовой культуры, сущность и содержание права, правовая идеология, особенности источников права. Хотелось бы отметить тот факт, что в послевоенный период вплоть до настоящего времени особое внимание уделялось таким критериям классификации правовых систем, которые основываются на общности их исторических корней, сходстве стиля или модели правового мышления, близости основных правовых институтов.

Глава 2 МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ CИСТЕМА



2.1 Общее понятие



Мусульманское право – заметная часть мировой правовой культуры, одна из самостоятельных правовых систем современности.

Под мусульманским  правом в широком смысле слова понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления, предписания, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юридические нормы.

Правовые системы мусульманских  стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на  религиозной основе Ислама. Сложились в эпоху раннего средневековья в VII-X вв. в Арабском халифате.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку, через своего Пророка Мухаммеда3. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом правок практическому использованию.