Файл: Дисциплина Психология и Педагогика Введение Воробьёва Марина Анатольевна канд психол наук, доцент кафедры ппип ргппу.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «Психология и Педагогика» Введение

Воробьёва Марина Анатольевна – канд.психол.наук,

доцент кафедры ППиП РГППУ

Темы модуля «Психология»

Темы модуля «Педагогика»

Форма отчётности

Тема 1. Введение в дисциплину План занятия. Вопросы.

Психология —

Основные определения

Психология

Структура психологии

Объект психологии

Функции психики

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эти функции (отражение и регуляция) носят характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

Предмет психологии

Предмет психологии (изучение) психические явления - индивидуального свободного сознания

Сферы развития и регуляции человека

Принципы психологии

Иерархия психических познавательных процессов

Внимание

Общая характеристика мышления

Удачи в изучении психологии!

Дисциплина «Психология и Педагогика» Введение

Воробьёва Марина Анатольевна – канд.психол.наук,

доцент кафедры ППиП РГППУ

1. Цели и задачи освоения дисциплины формирование у студентов общей и психолого-педагогической культуры, общепрофессиональных и универсальных компетенций, основывающихся на теоретических и практических психолого-педагогических знаниях, обеспечивающих решение профессиональных задач.
Задачи:
формирование системы научных психолого-педагогических знаний и связи их с современными социально-профессиональными практиками;
приобретение опыта психолого-педагогического анализа учебно-профессиональных ситуаций, организации профессионального взаимодействия и деловой коммуникации;
формирование опыта решения профессиональных задач по организации учебно-профессиональной деятельности;
развивать навыки самоорганизации и организации работы в коллективе.

Темы модуля «Психология»


1. Психология как наука и как практическая деятельность

2. Методы психологии

3. История развития психологических знаний

4. Развитие психики и происхождение сознания

5. Личность, ее структура и проявления

6. Потребностно-мотивационная сфера личности

7. Познавательная сфера личности

8. Эмоционально-волевая сфера личности

9. Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности

10. Общепсихологическая характеристика деятельности

11. Общение и речевая деятельность

12. Личность в системе межличностных отношений

Темы модуля «Педагогика»


1. Педагогика как наука и образовательная практика

2. Методология педагогики. Научное исследование в педагогике

3. Образование взрослых в системе современного непрерывного профессионального образования

4. Особенности обучения взрослых

5. Педагогический процесс

6. Проектирование образовательного процесса

7. Технологии проектирования профессионального развития

8. Проектирование индивидуальных траекторий развития

9. Оценка профессиональной квалификации

Форма отчётности


Форма отчётности – экзамен:
1. Контрольная работа (две);
2. Итоговый тест.
4. Экзамен

Тема 1. Введение в дисциплину План занятия. Вопросы.


Психология как наука и как практическая деятельность

Психология —

это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных).


Общее представление об объекте и предмете психологической науки. Определения.
Различные подходы к пониманию предмета психологии в современной науке.
Структура психологии.
Место психологии в системе наук.
Проблемы психологии. Особенности психологии как науки. Принципы психологии.
Сравнительные особенности житейской и научной психологии, их отличие и взаимосвязь.

Основные определения


Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека.
Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.


Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche — «душа», «психика»; logos — знание, осмысление, изучение «учение»).
Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Душа же есть суть бытия и форма (logos)... такого естественного тела, которое в себе самом имеет начало движения и покоя... Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Аристотель
В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».
Предметом изучения психологии является изучение психики.

Психология


Как наука, психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.
Психология проявляется как совокупность типических для человека (групп) способов поведения, общения, познание окружающего мира, убеждений, мировоззрения, черт характера.


Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта — это наши чувства, мысли, желания и т.д.


Понятие «психология» впервые возникла в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким учёным Христианом Вольфом.

Структура психологии


.

Процессы

Состояния

Свойства

личности

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь

Ощущение, восприятие,

внимание, память, мышление,

речь, воображение

Угнетенность, апатия,

Творческий подъем,

Бодрствование,

Монотония

Направленность личности:

на себя, на дело, на других;

способности личности:

задатки, талант, одаренность;

темперамент, характер, само

сознание

`

Объект психологии


Основным объектом психологии — и объектом уникальным — является человек. Уникальность его, по сравнению с объектами некоторых дру­гих наук, заключается в том, что он может сам что-то сообщить исследователю, т.е. описать «изнутри» те явления, которые исследователь наблюдает «снару­жи». Сопоставляя эти сообщения, т.е. данные самонаблюдения, интроспекции, рефлексии, с объективными данными, наблюдатель (психолог) получает воз­можность составить более полную картину изучаемых явлений.

Психика человека представляет собой продукт деятель­ности всей нервной системы вместе с ее рецепторной поверхностью, однако ве­дущую роль здесь играет головной мозг.
Головной мозг можно разделить на три функциональных блока, отвечающих за
1) контроль внутренней среды, форми­рование побуждений и поддержание психической активности,
2) создание обра­за внешнего мира и схемы тела
3)за организацию программ взаимодействия со средой.


Сознание – это такое психическое отражение, в котором объективная действительность как бы уходит, отделяется от субъективного к ней отношения человека.
В результате в образе сознания выделяются две плоскости отражения: объективная, или мир, и субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предметному миру и к себе.

Функции психики

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эти функции (отражение и регуляция) носят характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.


Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:


оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;
совершается в процессе активной деятельности;
углубляется и совершенствуется;
преломляется через индивидуальность;
носит опережающий характер.

Предмет психологии


Предметом психологии являются законо­мерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатлен­ные в системе чувст­венных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждаю­щих действовать, а также в самих действиях, пережива­ниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
А. В. Петровский


Таким образом, психология изучает идеальные психические образования, их взаимное влияние друг на друга, а также их роль и участие в регуляции жизнеде­ятельности человека.

Предмет психологии (изучение) психические явления - индивидуального свободного сознания


СВОБОДНОЕ СОЗНАНИЕ – бесконечная изначальная реальность, свободное множество знания, всё существующее, в том числе и индивидуальное свободное сознание (ИСС) каждого человека.

Индивидуальное свободное сознание (ИСС) – система сопричастия человека к знаниям как информационной данности (информационной базе, информационному полю, информационному потоку, конгламерату знаний и т. п.), психическое, «архивированный файл», «Бог внутри нас».

Потенциал развития ИСС– способность человека управлять ИСС: в контексте задач изменять пространство ИСС.

Информационный потенциал – часть информационной данности, неосознаваемой человеком.

Интеграционный потенциал - возможности ИСС человека соединить части информационных потенциалов в целостную структуру в пределах человеческой жизни. Осознание – процесс и результат интеграции информационного потенциала, целостная структура отдельных интеграционных потенциалов в ИСС.

Сферы развития и регуляции человека


Интеллектуальная сфера

виды интеллекта (врождённый IQ , приобретённый; вербальный, невербальный, социальный, эмоциональный и др.)

Психические, познавательные процессы;
- ЗУН


Личностная сфера:

- Индивидуальные особенности (леворукость; национальность)

задатки - способности;
темперамент –характер;

- здоровье;

-принципы;

- мировоззрение.




Эмоционально-волевая:

эмоции; чувства, потребности, мотивы, воля


Я

Принципы психологии


Помимо системы более или менее утвердившихся понятий и категорий, служащих для описания наблюдаемых психических явлений и закономерностей, современная научная психология придерживается также определенных объяснительных принципов, как раз препятствующих возникновению необоснованных суждений и выводов и, таким образом, беспредельному расползанию субъективной мысли.
Объяснительные принципы скрепляют между собой и объединяют в целостную систему знаний о психике научные психологические категории и понятия, в которых запечатлено то, что добыто кропотливым трудом представителями различных школ и направлений.


Таких объяснительных принципов три:
Детерминизм (причины), под которым следует понимать обусловленность психических явлений порождающими их факторами;
системность — принцип, который предписывает рассматривать каждое психическое явление в соответствии с той функцией, которую оно выполняет в структуре целой психики;
развитие — изучение явления в том виде, каким оно стало «теперь», с точки зрения его возникновения и прохождения определенных возрастных этапов развития (Ярошевский М.Г., 1985).


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ - это общее название ощущений, восприятий, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности.

Иерархия психических познавательных процессов


ощущение

Восприятие

Внимание

Память

4

1

2

3

4

5

Мышление

Речь

6

Воображение

7

Внимание

Общая характеристика мышления


Мышление

Мыслительные

операции

Формы

мышления

Особенности

протекания

Обобщенное

отраженное

и опосредованное