Файл: Налоговая система Российской Федерации (Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
      • Косвенные налоги: 
      • налог на добавленную стоимость (НДС);
      • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
      • таможенная пошлина и таможенные сборы;
      • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
      • Прямые налоги: 
      • налог на прибыль (доход) организаций;
      • налог на доходы от капитала;
      • подоходный налог с физических лиц;
      • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
      • налоги на пользование недрами;
      • государственная пошлина;
      • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
      • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
      • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
      • лесной налог;
      • водный налог;
      • экологический налог;
      • федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранных денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подоходного налога.

Республика Башкортостан занимает третье место по поступлению налогов среди субъектов Приволжского федерального округа и обеспечивает наряду с Республикой Татарстан и Самарской областью основную долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. За январь-март 2020 года в РБ собрано 54,2 миллиарда рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами без учета поступлений единого социального налога в федеральный бюджет. Такие данные приводит Управление Федеральной налоговой службы по РБ.

Основную часть налоговых доходов, 16 миллиардов рублей, составили акцизы, более 14 миллиардов - налог на добавленную стоимость, 12 миллиардов рублей - налог на доходы физических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года, в первом квартале 2020 года возросли поступления акцизов - на 32,8%, НДС - на 15,7%, НДФЛ - на 1,5%, НДПИ - в 2,1 раза.

В федеральный бюджет перечислено свыше 15,3 миллиарда рублей налогов и сборов, в республиканский - 11,4 миллиарда рублей. Бюджет РБ на 99,5 процента сформирован из поступлений налога на прибыль организаций (40,6 процента), налога на доходы физических лиц (30,6 процента), налога на имущество организаций (13,5 процента), акцизов (7,5 процента), транспортного налога (4,4 процента) и др.


По сравнению с первым кварталом 2018 года поступления в бюджеты всех уровней возросли на 19,5%, в том числе в части федерального бюджета - на 38,7%, территориального бюджета - на 8,9 процента. Поступления в бюджет республики увеличились на 10,7 процента, в местные бюджеты - на 0,8 процента.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономных образований.) в настоящее время относятся 7 налогов:

      1. Косвенные налоги:
  • налог с продаж.
      1. Прямые налоги: 
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации правовыми актами муниципальных образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на рекламу;
  • налог на наследование и дарения;
  • местные лицензионные сборы;
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники;
  • сбор за выигрыш на бегах;
  • сбор за право проведения кино и телесъёмок;
  • сбор за право использования местной символики;
  • курортный сбор;
  • сбор за право торговли;
  • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы.

Схематически классификация налогов изображена на Рисунке 2.

Принципы построения налоговой системы

В Налоговом Кодексе РФ (статья 7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

      1. Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.
      2. Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества.
      3. Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
      4. Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ.
      5. Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем[3]:

      1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.
      2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
      3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
      4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
      5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
      6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов.

На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:

  • Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан.
  • По сравнению с зарубежными странами достаточно высокий удельный вес доли косвенных налогов и относительно меньший – прямых. Причем доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
  • Создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля над поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
  • Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
  • Разработаны и утверждены жесткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
  • Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации в налоговых органах.
  • Определена первоочередность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

  • прибыль (доход);
  • стоимость определённых товаров;
  • добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
  • имущество юридических и физических лиц;
  • передача имущества (дарение, наследование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности;
  • другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведённый ВВП, за счёт которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

Правовая основа налоговой системы

Законодательство, регулирующее взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, в настоящее время включает три категории нормативных актов различного статуса[4].

Во-первых, это группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства (в лице налоговых органов) по поводу уплаты налогов. Центральным элементом в этой группе является «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)», в котором определены основные принципы налогообложения, приведен перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и ряд других положений. И «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)».


В эту же категорию нормативных актов включаются указы президента, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения, и законодательные акты, посвященные каждому из действующих на всей территории России налогов. В эту группу нормативных актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются элементы распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Во-вторых, это группа законов субъектов Российской Федерации, которые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации, и дополнительные льготы по данному налогу).

В-третьих, это группа подзаконных нормативных актов. В первую очередь эта группа включает инструкции налоговой службы и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

Итак, налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Велика роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.