Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства (СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

При изучении теории лидерства невозможно не отметить, что эта тема представляла достаточно большую актуальность как 50 лет назад, так и сегодня.

Еще в 1916 году была написана французским ученым, инженером Анри Файолем гениальная работа «Общее и промышленное управление», в которой он разработал классификацию основных функций и сформулировал важнейшие принципы управления, обосновал необходимость знаний в сфере экономики и управления для представителей различных уровней иерархии. Но руководителю недостаточно знать теоретический подход к управлению, ему важно быть предводителем и лидером в своем коллективе, тогда он сможет направить усилия коллектива на достижение общих целей организации при любых условиях. Достижение цели обеспечивается с помощью соблюдения принципов управления, без них невозможно оказывать влияние на поведение людей. Немаловажную роль играют концепция лидерства, которой придерживается руководитель

Лидерство – это не что иное, как способность одного человека влиять на других. Казалось бы, что это достаточно несложно, и каждый имеет качества, способные сделать его авторитетным лидером общества. Но все не так просто. Лидерство очень коварно, тем более в современном мире и бизнесе.

Чтобы четко понимать, чем же, на самом деле, является лидерство, необходимо знать его современные концепции. Сегодня существует ряд подходов.

Наиболее полным, развернутым и конкретным подходом к исследованию аспектов теории лидерства является ситуационный подход. На данном этапе более структурировано изучаются отношения между управленческим персоналом и подчиненными (исполнителями). Здесь решающая роль отводится дополнительным факторам (потребности, набор личных качеств исполнителей, характер заданий, подобное.). Ситуационный подход способен помочь в трудных для принятия правильных решений моментах.

Поэтому исследование современных концепций лидерства представляет собой особую актуальность. В этой работе мы рассмотрим существующие подходы и концепции, а также уделим особое внимание именно ситуационному подходу в рамках управления организацией.

Природу лидерства можно понять глубже, если сравнивать его с собственно управлением. Являться менеджером и лидером в компании - это не одно и то же. Менеджер - это ключевая фигура в управлении организации, а лидерство является венцом управленческой деятельности. Современный менеджер должен обладать лидерскими качествами, а, следовательно, знать, что представляет собой природа лидерства. Это необходимо для того, чтобы результаты его деятельности были максимально эффективными.


Состояние проблемы. При изучении проблемы лидерства исследователями были предложены различные определения этого понятия. По мнению Дж. Терри, лидерство представляет собой определенное воздействие на группы людей, которое побуждает их к достижению общей цели. Р. Танненбаумом, И. Вэшлером и Ф. Массариком лидерство определено как межличностное взаимодействие, которое проявляется в определенных ситуациях при помощи коммуникационного процесса и направлено на достижение специфической цели либо целей. Г. Кунцом и С. О'Доннеллом высказано мнение о том, что лидерство связано с воздействием на людей, которые преследуют достижение общих целей. Поэтому более детального рассмотрения требуют природа и определение понятия лидерства, понятие лидерства в управлении организацией, теории и современные концепции лидерства.

Цель данного исследования – изучение использования современных концепций лидерства в деятельности менеджера.

Предмет работы – определение стилей руководства с использованием современных теорий лидерства.

Объектом исследования является модель И. Адизеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1. Рассмотреть сущность и стили лидерства:

- исследовать понятие и сущность лидерства в менеджменте;

- рассмотреть виды лидерства;

- рассмотреть современные концепции лидерства и основные аспекты теории лидерских качеств;

- дать характеристику концепции преобразующего лидерства или лидерства для изменений.

2. Провести исследование практического применения модели И. Адизеса.

Структура данной работы состоит из введения, где обоснована актуальность темы исследования; определены цель, предмет и объект исследования; поставлены задачи; теоретической части, где от общего к частному проведено исследование понятия лидерства и аспектов отдельных теорий лидерства и современных концепций; практической части, в которой на основании изученных аспектов проведено практическое исследование; заключения, где подведены итоги и сделаны выводы о достижении цели исследования и решении поставленных задач; списка литературных источников, на основании которых было проведено исследование темы работы.

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА.

    1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ.


Лидерство - это важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей.

Институт лидерства волновал умы многих мыслителей, ученых, исследователей. Но ни разу не было выявлено единого определения сущности института лидерства в менеджменте. Но развитие идей о лидерстве, опытные разработки привели к тому, что в теории менеджмента сформировались четыре подхода к пониманию сущности лидерства. Причем каждый подход, следующий за другим, обеспечивал более четкое понимание лидерства в организации на основе предыдущих разработок. Рассмотрим основные подходы к пониманию сущности лидерства[1]:

1) с позиции личностных качеств;  

2) поведенческий подход;

3) ситуационный подход;

4) лидерство на основе эмоционального интеллекта.  

Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.).

В соответствии с теорией личностных черт или теории великих людей, известные лидеры имеют особый перечень человеческих качеств, к примеру, интеллект, выдающаяся внешность, здравый смысл, инициативность, самоуверенность, надежность, активность и др. 

Но как показывают исследования, лидеры отличаются друг от друга по указанным качествам и неодинаково поступают в жизненных ситуациях.  

Представители поведенческого подхода полагали, что степень эффективности лидера зависит от стиля руководства, т.е. обычной манеры поведения руководителя с подчиненными, для воздействия на них с целью достижения поставленных целей.

Курт Левин впервые предложил 3 стиля управления (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный[2].

Авторитарное управление выражается высокой степенью единой власти руководителя: именно лидер разрабатывает все стратегии организации; отсутствует делегирование полномочий.  

Демократичное управление представлено разделением власти и активным участием работников в управлении; ответственность не сконцентрирована, а распределяется.  

Либеральное управление заключается в минимальном участии лидера в управлении; организация обладает полной свободой действий и может принимать самостоятельные решения.  

В своем труде Левин выяснил, что авторитарное управление ведет к выполнения большего количества работы, чем демократичное. Но на второй чаше весов лежат низкий уровень мотивации, низкая уникальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие коллективного мышления, высокая агрессивность, проявляемая как к лидеру, так и к остальным участникам, высокая подавляемая тревога и наряду с этим более зависимое и покорное поведение[3].


По отношению к демократичному управлению, при либеральном управлении количество работы снижается, качество ухудшается, возникает больше игры и при анкетировании предпочтение отдается демократичному лидеру.  

Дуглас МакГрегор разработал теорию Х и теорию У, также известные как теория «Кнута и пряника».  

В соответствии с теорией «Х»:

1. Люди не любят работать и при любой возможности ее избегают. 

2. У людей отсутствует честолюбие, и они пытаются избежать ответственности, желая быть под руководством. 

3. Люди хотят стабильности. 

4. Чтобы заставить людей работать, следует использовать принуждение, контроль и угрозу взыскания.  

Основные положения теории «Y»:

1. Труд – это естественная процедура. Если условия отличные, люди не только возьмут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. 

2. Если люди следуют всеобщим организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль. 

3. Следование общим целям является компенсационной функцией, связанной с достижением цели. 

4. Возможность творческого подхода к решению проблем возникает часто, а умственный потенциал стандартного человека используется недостаточно полно.  

Рэнис Лайкерт и его последователи из Мичиганского университета представили модель лидерства, в соответствии с которой выделяют две концепции лидера: на человека и на работу. Также им были выделены 4 стиля лидерства[4]:

1) эксплуататорско-авторитарный (направлен на работу, жесткий и авторитарный управленец);  

2) благосклонно-авторитарный (взаимоотношения авторитарны, но имеется ограниченное участие подчиненных в принятии решений);  

3) консультативно-демократический (взаимоотношения лидера и подчиненного в большей степени доверительны и открыты);  

4) основанный на участии (подчинённые принимают активное участие в принятии решений).  

По мнению Лайкерта, лидерство, базирующееся на участии, более всего эффективно, но это происходит не всегда[5].

Исследователи университета штата Огайо, следуя идеям МакГрегора и Лайкерта, выполнили целый ряд исследований и внесли свои корректировки. Ранее рассмотренное подразделение лидеров на субъектов, направленных только на работу, и только на людей, не совсем правильно. Было доказано, что лидер может выражать различное внимание к подчиненному и решению возникающих проблем.

    1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА.


Изучение лидерства на систематической основе было впервые предпринято в период между 1930 и 1950 гг. К настоящему времени в теории лидерства выделяют три подхода (направления): личностный, поведенческий и ситуационный. Старейшей из теорий лидерства является теория черт, название которой происходит от словосочетания "черты характера". Эта теория также известна под названием "теория великих людей", так как для выявления лидерских качеств ученые изучали биографии известных полководцев, политических и государственных деятелей и других великих людей.

Авторы теории черт преследовали цель выявить и описать качества, навыки и черты характера, присущие лидерам: острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие и т.п. Например, по мнению американских исследователей Д. Ханта и Р. Осборна, развивавших этот подход, эффективный лидер должен обладать такими специальными навыками, как:

  • концептуальные навыки - способность анализировать и решать комплексные проблемы;
  • управленческие навыки - способность решать специальные задачи;
  • навыки планирования и организации - способность выбрать курс действий и сконцентрировать ресурсы для достижения цели;
  • навыки принятия решений - способность использовать информацию и логику для поиска альтернативных решений;
  • поведенческая гибкость - способность изменять личное поведение в соответствии с целями или реагировать на изменение ситуации;
  • коммуникативные навыки - способность эффективно взаимодействовать с людьми;
  • административные навыки - способность стимулировать и руководить (направлять) людьми или группами для достижения цели или выполнения задания;
  • объективность - способность объективно оценивать усилия персонала и его слабости;
  • личное влияние - способность производить хорошее впечатление;
  • речевые навыки и навыки письменных коммуникаций - способность ясно и убедительно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • навыки снятия стресса - способность сохранять высокую работоспособность во время стресса.

В 1940-х гг. ученые начали изучать собранные данные о соотношении личных качеств человека и его лидерских способностей. Однако, несмотря на сотни проведенных исследований, они так и не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают выдающегося лидера. Дальнейшие исследования поставили теорию черт под сомнение, так как при детальном анализе оказалось, что индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором позитивных психологических и социальных признаков личности вообще. Традиционные представления о лидерах - особых людях, задающих направление, принимающих ключевые решения и воодушевляющих подчиненных, - укоренены в индивидуалистическом и бессистемном восприятии мира. Лидеры, особенно на Западе, - это герои, "выступающие вперед" в дни испытаний и кризисов. Это образ капитана кавалерийского отряда, который ведет своих людей, чтобы спасти форт, осажденный кровожадными индейцами. Такого рода мифы ставят в центр коллективного разума краткосрочные события и харизматических героев, а не системные силы и коллективное обучение. В основе традиционного представления о лидере лежит предположение, что люди бессильны, что они не видят будущего и не способны изменить настоящее, и единственными спасителями оказываются столь редкие "великие люди".