Файл: Пенсия по старости на льготных основаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. В июне-октябре 2003 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности, реформа коснулась порядка и условий назначения льготных трудовых пенсий.

Между тем реформа должна иметь и положительную черту,поскольку, с одной стороны, существующие ранее критерии совершенствуются,но,с другой стороны,определенные негативные стороны как теоретиков, так и практиков зачастую не успевают за законом изменений, то есть возникают ошибки.

В связи с этим, на наш взгляд, актуальным становится изучение порядка и условий льготного назначения трудовых пенсий, их правовых основ. Во-первых, важно рассмотреть льготные трудовые пенсии в пенсионной системе, а во-вторых, важно проанализировать специфику порядка назначения и выплаты льготных трудовых пенсий. Наконец, такие исследования будут новыми.

Итак, цель данной работы – исследовать современные правовые основы льготного назначения и выплаты трудовых пенсий.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской Федерации, дать ключевые понятия;

- исследовать особенности правового регулирования назначения льготных трудовых пенсий;

- выявить положение льготных трудовых пенсий в системе пенсионного обеспечения в РФ;

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию. В работе использовано новейшее законодательство, подзаконные нормативные и ведомственные акты. В исследовании автор опирается на комментарии к пенсионному законодательству, а также на периодику.

Глава 1. Трудовые пенсии в Российской Федерации.

Законодательное регулирование трудовых пенсий в РФ

За последнее 10-13 лет пенсионное законодательство Российской Федерации пережило несколько этапов реформирования. Первый этап связан с принятием постсоветского пенсионного законодательства. В настоящее время, на наш взгляд, можно говорить о втором этапе развития пенсионного законодательства, когда на смену законам, принятым в переходное время, приходит обновленное пенсионное и трудовое законодательство[1].


В настоящее время, основным законодательным актом, регулирующим порядок назначения, и исчисления трудовых пенсий является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря 2002 г.)[2].

Наряду с названным законом в систему пенсионного законодательства входят Законы "Об основах обязательного социального страхования"[3], "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[4], иных федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. Устанавливает основания и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Предусмотренное законом число лиц, получающих трудовую пенсию;вид трудовой пенсии(по старости,инвалидности или потере кормильца); размер трудовой пенсии; назначение и перерасчет размера пенсии и порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных пенсионных прав.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. Определяет основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Согласно положениям этого закона, пенсии назначаются гражданским служащим, военнослужащим, гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, а также инвалидам, не имеющим права на трудовую книжку. Закон регулирует общий размер, порядок назначения, выплаты и индексации пенсий по старости, инвалидности и социальных пенсий.

Понятие трудовой пенсии

Легальное определение трудовой пенсии дается в ст.2 Закона «О трудовых пенсиях…» - ежемесячная денежная выплата в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, полученного застрахованными лицами до установления им трудовой пенсии или утратившими трудоспособность членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и правилами, установленными настоящим Федеральным законом.


В соответствии со ст.5 ФЗ «О трудовых пенсиях», для лиц, имеющих право на трудовую пенсию, могут устанавливаться следующие виды пенсий по старости и инвалидности, состоящие из базовой, страховой и накопительной частей, а также в случае потери кормильца, состоящие из базовой и страховой частей.

Специалисты делят вышеобозначенные виды пенсии на три группы:

К первой группе относятся пенсии, предусматривающие компенсацию прибыли(убытка) в результате прекращения государственной службы, когда они достигают возраста выслуги лет, установленного законом о пенсии (суматохе). Однако в данном случае не ясно, что термин "трудовая пенсия по старости (нетрудоспособности)" соотносится с законом об устройстве понятия контактирующего труда.

Вторую группу образуют пенсии, выплачиваемые в целях компенсации вреда, причиненного:

- при прохождении военной и приравненной к ней службы (во внутренних войсках МВД и в Железнодорожных войсках РФ, ФСБ России и др.);

- в результате радиационных и техногенных катастроф (на Чернобыльской АЭС в 1986 г., на Семипалатинском военном полигоне в 1949 г. и в 1962 г., на производственном объединении "Маяк" в 1957 г. и др.).

К третьей группе относятся социальные пенсии, выплачиваемые инвалидам в целях обеспечения их средствами к существованию. Право на них не зависит от какой-либо трудовой или общественно-полезной деятельностью в прошлом[5].

Граждане, не имеющие по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, получают социальную пенсию на условиях и в порядке, установленных ФЗ «О государственных пенсионном обеспечении в РФ».

Граждане, имеющие право одновременно получать различные виды трудовых пенсий, имеют право на получение только одной пенсии по своему выбору.

Ключевым понятием при определении размера пенсии является страховой стаж-общая продолжительность периодов работы и / или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, которая учитывается при определении права на трудовую пенсию в ПФР, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются (засчитываются):

- период работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застраховано в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании (далее - застрахованные лица);

- периоды работы и/или иной деятельности, осуществляется застрахованными лицами за пределами России в случаях, предусмотренных законом Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;


- иные периоды, к которым относятся:

- прохождение военной службы, а также иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

- получение государственное социальное страхование пособия по временной нетрудоспособности;

- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах и переезд в другое место для трудоустройства по направлению государственной службы занятости населения;

- содержание под стражей лиц, необоснованно привлечены к уголовной ответственности, необоснованно репрессированы и впоследствии реабилитированы, отбывают наказание в местах лишения свободы и ссылки.;

- уход трудоспособного лица за инвалидом I степени, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет.

Периоды работы или иной деятельности, выполняемые лицами, имеющими право на трудовую пенсию, за пределами территории Российской Федерации, включаются в трудовой стаж в случаях, предусмотренных законом Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст.29 Федерального закона №167-ФЗ и подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или ее международным договорами.

Следует отметить, что выслуга лет исчисляется исходя из стажа работы, в том числе полученного пособия по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности, независимо от уплаты обязательных платежей за этот период, а также продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, в том числе дополнительного. Кроме того, при организации полного сезона в течение всего рабочего периода во время водообмена период планового покрытия периода в производственном счете-фактуре является годом, предшествующим этому году.

Расчет страхового периода, необходимого для приобретения права на работу в Пенсионном фонде, создается в календарном порядке. Если одновременно Существует несколько периодов, то один из этих периодов учитывается при расчете страхового стажа при выборе лица, претендующего на установление указанного имущества.


Порядок подсчета страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555[6].

Сохраняется в действующем законодательстве и понятие трудового стажа (Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). Трудовой стаж - общая продолжительность периодов трудовой и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, которая учитывается при определении права на определенные виды пенсий в рамках государственной пенсионной системы, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Главой II ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрены условия назначения трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсионный возраст, как и до принятия этого Закона, сохранился и по общему правилу составляет для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Однако ст.27 и 28 Закона предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан и лицам, работающим на определенных видах работ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международным договором.

Одним из основных институтов социального обеспечения является пенсия по старости. Именно изучение правовых основ выслуги лет является объектом нашего исследования.

О намерении государства ввести для государственных служащих пенсии за выслугу лет впервые говорилось в ст. 19 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»[7] Данная статья закрепляла, что государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом, который в то время так и не был принят.

До принятия соответствующего федерального закона пенсионное обеспечение указанных лиц регулировалось Указом Президента РФ от 16.08.95 №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" (в ред. от 13.12.2000)[8].

Согласно указу этим категориям граждан была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.