Файл: Идентификация однородной группы продовольственных товаров (Понятие и методы идентификации продовольственных товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием производства и сферы обращения, их концентрацией и специализацией, значительным отделением мест производства от мест реализации товаров необходимость в идентификации товаров все более возрастает, т.к. стремление у определенных людей к легкой наживе и обману для получения дополнительной прибыли приводит к росту объемов производства и реализации фальсифицированных товаров.

Это вызывало необходимость распознавать разные виды и сорта подлинных товаров, знать способы их производства, преднамеренные (субъективные) и непреднамеренные (объективные) отклонения от них, вследствие чего появлялся товар с ухудшенными свойствами.

В настоящее время проблема осуществления идентификации, позволяющей обнаружить или предупредить выпуск и реализацию фальсифицированных товаров остается актуальной, что и определило выбор данной темы курсовой работы.

Объектом исследования являются идентификация кофе.

Предмет исследования – качество кофейных изделий.

Курсовая работа состоит из введения; двух разделов, в которых раскрываются поставленные задачи; заключения, где подведены итоги проведенным исследованиям.

Информационно-методической основой послужили источники, приведенные в библиографическом списке и на которые имеются ссылки по тексту.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

1.1. Понятия об идентификации продовольственных товаров

Идентификация – это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо.[1] Применительно к товару под идентификацией следует понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий процесс.

Глубина исследований пищевых продуктов, является основным методическим принципом установления фальсификации. Глубина исследований в этих случаях обусловлена тем, что многие стандартные методы испытаний пищевых продуктов не позволяют решать поставленную задачу.


Цель идентификации – выявление и подтверждение подлинности отдельного вида и наименования товара, а также соответствия конкретным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах.[2]

Для достижения целей идентификации разрабатывается ряд теоретических основ и практических действий по идентификации товаров. Поэтому задачами идентификации являются:

  • определение ключевых понятий, структуры, норм и правил в сфере идентификации товаров;
  • разработка основных критериев, пригодных для целей идентификации однородных групп, конкретных видов и наименований товаров;
  • исследование потребительских качеств продукта и характеристик, их определяющих, с целью раскрытия наиболее надежных критериев идентификации;
  • совершенствование стандартов, ТУ и другой нормативной документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации;
  • разработка методов идентификации товаров, в первую очередь экспресс-методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определить ассортиментную принадлежность товаров.

Функции идентификации:

1) указующая – отождествляющая представленный образец товара с определенным наименованием, сортом, маркой, видом, с товарной партией;

2) информационная – доводящая до субъектов рыночных взаимоотношений необходимые данные;

3) подтверждающая соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке, и (или) в товарно-сопроводительных документах, то есть подтверждение подлинности товара;

4) управляющая – так как идентификация является одним из элементов системы качества продукции.[3]

Стандарт ИСО 9001, ИСО 9003 «Системы качества» регулирует управляющую функцию идентификации. Данные стандарты введены в России без изменений: ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9003. По этой причине анализ идентификации как одного из элементов системы качества представляет большой интерес.[4]

Все требования к качеству продукции, которые удовлетворяют потребности потребителей, устанавливаются в стандартах и технических условиях.

Данные документы не всегда дают гарантию, что при проектировании, разработке, производстве, хранении и реализации товаров фактически достигнутый уровень качества будет соответствовать определенным требованиям. Поэтому возникла необходимость разработки стандартов, дополняющих требования к продукции и предупреждающих возникновение несоответствий на разных этапах технологического цикла путем регламентации элементов системы качества.


Объекты идентификации – продовольственные товары. Их оценка соответствия весьма значима в области торговли и у потребителя, который приобретает товары.

Субъекты, осуществляющие идентификацию товаров, – все участники рыночных взаимоотношений:

  • изготовитель – в период приемки сырья, полуфабрикатов и при отпуске готовой продукции;
  • продавец – на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к реализации;
  • потребитель в свою очередь выполняет идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего интуитивно и не имея достаточной квалификации, ориентируясь лишь на личный повседневный опыт и знания.[5]

Таким образом, подводя итог данного раздела, можно сказать, что идентификация, это процесс который производится изготовителем, продавцом и потребителем. Данный процесс помогает предупредить фальсификацию. Это входит в ряд целей, задач и функций которые исполняет идентификация.

1.2 Сущность и виды идентификации продовольственных товаров

В ГОСТ Р 51293-99 предоставляется следующее определение: «Идентификация – установление соответствия конкретной продукции образцу и/или ее описанию».[6]

В Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» идентификация определяется как «деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о них, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках».[7]

Наиболее точным является определение, предоставленное в Федеральном законе «О техническом регулировании»: «Идентификация – установление тождественности продукции ее существенным признакам».

Идентификация – это неотъемлемое действие, которое проводится при любой оценочной деятельности.

Различают следующие виды идентификации.

1. Ассортиментная идентификация товаров – формирование тождественности и/или подлинности их наиболее значимым показателям ассортиментных характеристик.

Во время проведения этой идентификации определяют принадлежность конкретных товаров к определенной классификационной группировке: группе, подгруппе, виду, подвиду и/или наименованию. Определяют некоторые подвиды ассортиментной идентификации, которые зависят от представленной принадлежности:


Групповая – формирование оцениваемого товара с товарами однородной группы и/или подгрупп. Здесь в качестве идентифицирующих критериев избираются характеристики функционального назначения, а для продовольственных товаров – формирующий фактор (сырье), показатели химического состава.

Например, принадлежность к группе продовольственных товаров определяется сырьевым признаком (молочные товары – молоко, мясные – мясо, рыбные – рыба).

Видовая идентификация – формирование тождественности оцениваемого товара с товарами конкретного вида и/или подвида.

Признаки видовой идентификации считаются наиболее разнообразными, чем групповой. К ним причисляют доминирующие вещества, характерные для определенного вида и/или подвида (например, кофеин для кофе, чая и отсутствие его или низкое содержание в кофейных и чайных напитках).[8]

При идентификации страны происхождения, устанавливается его принадлежность к товарам, которые проводятся в конкретной стране.

Обычно, идентифицирующими свойствами служат реквизиты в товаросопроводительных документах и/или на маркировке продукта.

Марочная идентификация – формирование подлинности товара определенной торговой марки и/или ее модификаций.

Во время проведения марочной идентификации используются специфичные признаки, которые свойственны только для товаров определенной торговой марки и определенного изготовителя. Но идентифицирующие свойства подлинности торговой марки недоступны получателям, контролерам и экспертам так как являются коммерческой тайной.

2. Квалиметрическая идентификация товаров – определение идентичности их потребительских свойств и показателей качества определенным требованиям нормативных документов, и/или описаниям, и/или образцам.

Существует несколько факторов, оказывающих влияние на потребительские свойства и показатели (компонентный состав сырья, рецептура, конструкция, технологические процессы).

Квалиметрическая идентификация делится на подвиды:

– компонентная: установление соответствия фактического перечня ингредиентов или комплектующих изделий определенному перечню; предназначена для выявления недовложения отдельных ценных компонентов (например, какао-масла и какао тертого в шоколад) или частичной замены ценных компонентов на менее ценные (замена части молочного жира на растительные масла в масле).

– рецептурная идентификация: формирование соответствия фактического и определенного рецептурного ингредиентного и/или химического состава.


Этот подвид квалиметрической идентификации характерен для видов непродовольственных товаров и упаковки.

– технологическая идентификация: формирование соответствия показателей качества, значения которых находятся в зависимости от соблюдения требований, регламентируемых технологическими инструкциями и/или иными технологическими документами. Нарушение технологического порядка вызывает незначительные, значительные и критические несоответствия (дефекты) либо допустимые отклонения, которые могут свидетельствовать об этих нарушениях. Например, подгорелая корка хлеба свидетельствует о нарушении температуры при выпечке.

– категорийная идентификация: формированиие соответствия действительных значений показателей качества требованиям, предъявляемым к одноименным товарам конкретной градации качества, данным об этой градации на маркировке или в товаросопроводительных документах (ТСД).

Основная цель категорийной идентификации – проверка категории качества которая указана на маркировке и обнаружение пересортицы. Во время оценки качества товары могут быть отнесены как к одной, так и к нескольким градациям качества: стандартная, нестандартная, отход или брак.[9]

Все перечисленные подвиды квалиметрической идентификации являются важными в процессе оценки качества продукта и используются экспертами.

3. Комплексная идентификация – формирование соответствия комплекта перечню комплектующих изделий, отмеченных в эксплуатационных документах и/или во вкладышах, принадлежности отдельных комплектующих изделий к конкретному комплекту. Предотвращение выпуска и реализации неукомплектованных по всем правилам товаров, является целью такой идентификации, что может усложнить или делает неосуществимым их применение по функциональному назначению.

4. Информационная идентификация – установление достоверности товарной информации, подтвержденной в товаросопроводительных документах, и/или маркировке, и/или других носителях информации.

5. Партионная идентификация – деятельность по информационному обеспечению установления принадлежности отдельных экземпляров товаров или общих упаковочных единиц к конкретной товарной партии. В случае если будут обнаружены критические дефекты товаров, может возникнуть потребность в партионной идентификации для устранения всей товарной партии.

6. Идентификация упаковки – установление соответствия упаковки требованиям безопасности и совместимости, предъявляемым нормативными документами, а кроме того данным, указанным в товаросопроводительных документах. Целью такой идентификации представляется предотвращение качественных и количественных потерь за счет использования упаковки товаров с учетом их качеств.