Файл: Идентификация однородной группы продовольственных товаров (Понятие и методы идентификации продовольственных товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ГОСТ Р 8.579-2001 введено понятие фальшивой упаковки, которая своим внешним видом и размерами дает ложное представление о количестве товаров.

7. Идентификация маркировки – формирование достоверности данных, указанных в маркировке, и определение их соответствия информации в товаросопроводительной документации, внешнему виду товара.

Отслеживается соответствие информации в маркировке товара с информацией в товаросопроводительных бумагах. Идентифицирующие свойства товарной партии: наименование товара и изготовителя, дата выпуска, срок годности или срок хранения, код ОКП и другие признаки, которые должны совпадать в маркировке и в товаросопроводительных документах.

Специальные марки, считаются разновидностями маркировки (акцизные, федеральные), различные маркеры.[10]

8. Идентификация товаросопроводительных документов (ТСД) – установ-ление подлинности данных документов и достоверности указанных в них сведений. К числу обязательных документов относят товарно-транспортные накладные, счета и/или счета-фактуры, удостоверения о качестве, сертификаты соответствия или декларации о соответствии.

Согласно наличию таких реквизитов как подписи, печати организации-поставщика, наименования и реквизитов поставщика, определяется подлинность и точность заполнения бумаг.

9. Информационная идентификация средств массовой информации (СМИ) и других печатных источников – установление достоверности данных, указанных в них, об основных свойствах товаров.[11]

Так как в СМИ, в профессиональных изданиях можно наткнуться на недостоверную информацию некомпетентных в какой-либо области авторов, представленная выше идентификация необходима.

Делая вывод по данному разделу, можно сказать, что идентификация имеет множество видов и подвидов, которые помогают осуществлять качественную проверку товаров всем трем субъектам идентификации.

1.3 Методы идентификации продовольственных товаров

Существует множество методов, которые применяют для проведения идентификации и обнаружения фальсификации продовольственных товаров, данные методы обеспечивают надежность и достоверность результатов идентификации.

Основной из всех операций идентификации считается обнаружение значимых свойств и показателей, которые достоверностью обеспечивают определение одной или нескольких характеристик продукции.


В соответствии с ГОСТ Р 51293-99 методы идентификации в зависимости от поставленных задач подразделяют на виды: по документации; инструментальный; органолептический; визуальный; опробывание испытания.[12]

Методы подразделяются на несколько разновидностей: документальные, маркировочные и аналитико-информационные, которые используются на разных этапах процедуры идентификации.[13]

1. Документальный метод основан на анализе товарной информации, содержащейся в товаросопроводительных документах (ТСД): товарно-транспортная накладная, сертификаты и декларации о соответствии, удостоверения качества и безопасности, эксплуатационные документы, акты отбора проб и т.п. Документальный метод предполагает перекрестную проверку основополагающих товарных характеристик, зафиксированных в разных документах (например, в накладной и сертификате), в маркировке.

2. Маркировочный метод основывается на анализе маркировки представленной на упаковке продукции. Носителями ее выступают потребительская и транспортная упаковка, этикетки, бирки, ярлыки, штампы и др. Если на товаре присутствует несколько носителей маркировки, проводят анализ товарной информации на разных носителях, в ТСД. Проводится проверка соответствия товарной информации, содержащейся в маркировке, обязательным требованиям ГОСТ Р 51074-2003.

Неполноценная, недостоверная либо искаженная информация в маркировке или в ТСД является показателем фальсифицированных и контрафактных товаров. Чаще всего умалчиваемыми или неверными сведениями оказываются: страна происхождения, наименование и юридический адрес изготовителя, состав, категории качества, даты выпуска продукции из производства.

Стандартно, два метода приведенные выше (документальный и маркировочный) применяются совместно и являются неотъемлемыми при всех видах идентификации.[14]

3. Аналитико-информационный метод базируется на анализе результатов испытаний органолептическим и измерительным методами, предыдущего анализа товарной информации в ТСД и маркировке. Его суть состоит в отборе, систематизации информации, приобретенной на предыдущих этапах.

По результатам идентификации продукции составляется вывод, который является результатом применения аналитико-информационного метода.

При помощи органолептических методов определяются такие характеристики продукции, как внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция и др., при помощи органов чувств (сенсоров). Данные характеристики называют органолептическими показателями.


Для идентификации и обнаружения фальсификации продовольственных товаров, особенно широко используют органолептические методы. Для всех продовольственных товаров органолептические показатели входят в перечни показателей идентификации, предусмотренные Правилами проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья для однородных групп продукции.

Достоинства органолептических методов идентификации – простота; доступность; быстрота определения показателей; незаменимость измерительными методами, особенно при создании зрительного, вкусового, обонятельного или осязательного образа; невысокие материальные затраты; недостатками – субъективность оценок; относительный характер результатов; сложности, возникающие при обработке и сравнении данных, приобретенных отдельными испытателями.[15]

Также физико-химические показатели – характеристики физических и химических свойств пищевых продуктов, определяемые физическими и химическими измерительными методами испытаний, относят к показателям идентификации.

Измерительные методы определения показателей позволяют получать объективные, результаты идентификации.

Цвет лежит в основе ассортиментной и квалиметрической идентификации многих пищевых продуктов: пива, вина, муки, крупы, растительных масел, свежих и переработанных плодов, овощей, свежего мяса и др. На основе спектров отражения или пропускания можно рассчитать координаты цвета, цветовые характеристики, как цветовой тон, чистота, яркость или светлота, насыщенность. Иногда используют цветовые шкалы, для количественной характеристики цвета.

Для исследования консистенции пищевых продуктов применяют: структурные анализаторы (для исследования крепости и прочности), консистометры Боствика (для исследования текучести продукта), реометры Брукфильда, прибор Вейлсра-Ребиндера (изучения механической прочности продуктов) и др.

С помощью приведенного выше комплекса измерительных методов, органолептические показатели составляют хорошую альтернативу субъективным органолептическим методам, т.к. позволяют узнать точную количественную информацию об исследуемых свойствах продукции. Однако, для использования этих методов необходимо использование квалифицированного персонала и определенные затраты на проведение измерений.

Большое применение для целей идентификации находят оптические методы: микроскопия, рефрактометрия, колориметрия, нефелометрия и др.[16]


Микроскопию используют с целью изучения клеточной структуры растительных и животных тканей – анатомо-морфологических свойств, являющихся значительными критериями идентификации многих пищевых продуктов.

Рефрактометрия – метод, основанный на измерении характеристик преломления света при прохождении его через раствор, содержащий анализируемое вещество. Используется при определении содержания водорастворимых экстрактивных веществ в кофе, чае, сахаров – в ликероводочных изделиях, винах.

Термометрические методы применяют для измерения какого-либо физического параметра (объемов выделяющихся газов, вязкости, плотности и др.) в зависимости от температуры.

К другим физическим методам идентификации можно отнести денсиметрию (измерение плотности), вяскозиметрию (измерение вязкости) и др. Изменение состава пищевых продуктов при квалиметрической или количественной фальсификациях отображается в величине этих характеристик, по этой причине данные методы часто применяют при идентификации молока, пива, спирта, растительных масел.

К химическим методам идентификации относят титриметрию и гравиметрию.

Титриметрия – это метод, основанный на смешивании известного объема анализируемого раствора с постепенно добавляемым стандартным раствором реагента (титранта) при одновременном наблюдении за изменениями, происходящими в системе. В особенности широко титрование применяется при исследовании состава пищевых продуктов в целях идентификации, но утрачивают свои позиции при решении аналитических задач.

Гравиметрические методы заключаются в определении массы исследуемого вещества или его составных частей, выделенных в чистом виде либо в виде соединений точно известного состава.

Существуют и биологические методы идентификации, из них выделяют микробиологические и биохимические (ферментативные).

Микробиологические методы основываются на измерении интенсивности формирования микроорганизмов в зависимости от количества определяемого вещества. Используют их для определения аминокислот, ферментов, витаминов.

Биохимические (ферментативные) методы базируются на участии определяемых веществ в ферментативных реакциях в качестве субстратов, активаторов или ингибиторов. Иногда, собственные ферменты пищевых продуктов играют роль тестовых систем при контроле соблюдения технологических режимов производства и хранения.

С целью более обширного применения описанных инструментальных методов идентификации при экспертизе, подтверждении соответствия и мониторинге качества пищевых продуктов нужно утверждение соответствующей нормативной документации на методы идентификации для обеспечения единства измерений при проведении идентификационных испытаний.[17]


При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых продуктов аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся такой же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных, нормативных документах, перечнях и др.

Идентификация товаров должна носить характер комплексной оценки.

Методы идентификации в зависимости от поставленных задач подразделяют на виды: по документации; инструментальный; органолептический; визуальный; опробование испытания.

В заключении, можно сказать, что идентификация – это трудоемкий и кропотливый процесс, благодаря которому часто удается предупредить фальсификацию. Существует множество методов, которые помогают осуществлять идентификацию.

ГЛАВА 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ АНАЛИЗИРУЕМОГО ТОВАРА

2.1 Методы идентификации кофе

Кофе представляет собой зерна (семена) культурных видов кофейного дерева. Кофейное дерево относится к семейству Rubiaceae, роду Coffea (С) Linney и имеет множество ботанических видов и разновидностей.[18] Однако в промышленных масштабах в настоящее время культивируется кофе только двух ботанических видов – Арабика (Cojfea Arabica Linney) и Робуста, или Канифора (Cojfea Canephora Pierre), ботанические виды Либерика, Эксцельса и межвидовой гибрид Арабуета по объемам производства существенно уступают первым двум видам и имеют местное значение.

В кофейном плоде содержится два плосковыпуклых семени, которые прилегают плоской стороной друг к другу. Но бывает, что на дереве попадаются ягоды, состоящие из одного зерна округлой формы. «Караколь» – так называют эти зерна. Обычно, они меньше по размеру, но достаточно высоко оцениваются на кофейном рынке.

Вырабатываются зеленый кофе (сырой, необжареный), кофе натуральный жареный в зернах и молотый, кофе растворимый, который представляет собой высушенный до порошкообразного состояния водный экстракт натурального жареного кофе.

Свойства идентификации кофе анатомо-морфологическими свойствами (для целых кофейных зерен), отличительными органолептическими признаками, специфичным физико-химическим составом.

Во время ассортиментной идентификации природа продукта, устанавливается принадлежность кофе к конкретному ботаническому виду, торговому наименованию (сорту), характеризуются главные классификационные признаки.