Файл: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования (Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рынок ипотечного кредитования уже хорошо развит практически во всех странах Европы, а в США он составляет 90% ВВП. По всему миру финансовый рынок является наиболее прибыльным и быстро развивающимся. Не так давно в нашей стране ипотека была чем-то инородным, незнакомым, жизнь в долг - казалась несбыточными мечтами. Но всего за несколько лет ипотечное кредитование стало востребованным. У большинства москвичей нет возможности купить квартиру, комнату или дом, но вполне реально взять кредит. В связи с появившимся и постоянно растущим спросом, банки создают свои ипотечные программы и осваивают нишу ипотечного кредитования. У большинства это получается и они захватывают определенные сегменты. В связи с этим конкуренция из года в год все накаляется. Так, за последние пять лет ставки снизились с 18-21% в валюте до 10-12% и с 21-25% до 12-14% в рублях.

В России ипотечный рынок на сегодняшний момент можно в целом назвать состоявшимся. Вместе с тем, в нашей стране нет такого широкого разнообразия предложений и вариантов кредитов, которые типичны для экономик развитых стран.

Основными участниками рынка являются банки и заемщики, при этом практически отсутствуют специализированные ипотечные банки. Среди государственных регуляторов следует отметить Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое занимается секьюритизацией ипотечных кредитов. Механизм его деятельности схож с американскими программами - Ginnie Mae, Fannie Mae, Freddie Mac. Агентство выкупает у банков портфель однородных кредитов, отвечающих определенным условиям, и выпускает ценные бумаги, обеспеченные данными правами требования. Среди других участников рынка, выпускающих ценные бумаги под залог жилой недвижимости, следует отметить Внешэкономбанк. Впрочем, доля секьюритизированных кредитов в общем объеме ипотечных кредитов значительно отстает от американской и составляет 10-15% (по данным отчетов АИЖК). Ипотечные брокеры и андеррайтеры на российском рынке фактически отсутствуют, их функции выполняются банками (и специализированные сайты-агрегаторы с предложениями по ипотеке).

Средний размер первоначального взноса по ипотеке в России, по данным АИЖК, составляет порядка 40%. Как правило, минимальный первоначальный взнос в России редко ниже 20-30%, а ипотечные кредиты без первоначального взноса практически отсутствуют как класс.

Рынок является молодым и только начал развиваться, у банков еще не выработано наиболее успешных стратегий. Именно поэтому данная тема является наиболее актуальной.


Предметом исследования данной работы является конкуренция, объектом - конкуренция банков на рынке ипотечного кредитования.

Для реализации поставленной задачи были выдвинуты следующие цели:

  • выделить существующие национальные ипотечные программы;
  • сравнить 2 модели: американскую и российскую;
  • выделить преимущества и недостатки отечественной модели;
  • провести анализ рынка ипотечного кредитования;
  • охарактеризовать позиции лидеров российского рынка ипотеки и их конкурентные преимущества;
  • проанализировать влияние американского кризиса на конкурентоспособность отечественных банков;
  • сделать вывод о проделанной работе.

Глава 1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования

Теоретические основы банковской конкуренции

Конкуренция - это соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели; это "способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова".

Существуют условия, необходимые для возникновения конкуренции, такие как:

  • Наличие свободных капиталов;
  • Наличие законодательной и иной правовой базы регулирования конкурентных отношений;
  • Возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы;
  • Наличие необходимой инфраструктуры рынка;
  • Как можно более низкий уровень монополизации экономики и др.

Выделяют следующие признаки конкуренции:

  • Существование рынков с альтернативными возможностями выбора;
  • Наличие субъектов, соревнующихся между собой;
  • Чередование применяемых мер рыночной политики и ответных мер между конкурентами.

Банковская конкуренция - "это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг"[1].

В финансовом секторе банковского рынка можно выделить 3 уровня конкурентной борьбы:


1) конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные;

2) конкуренция со стороны не банковских кредитно-финансовых институтов, а также нефинансовых организаций 3) конкуренция со стороны финансовых конгломератов. Также можно выделить такие уровни, как индивидуальная (конкурентами являются отдельные кредитные институты) и групповая конкуренции (когда в качестве конкурентов выступают группы родственных кредитных институтов - например, объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику).

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

"Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту".

"Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями, основная деятельность которых связана с производством совсем разных видов продукции, но которые, диверсифицируя своя деятельность, в погоне за большей прибылью могут переключиться полностью или частично и на нетрадиционные для них виды продукции".

Оба вида конкуренции могут происходить на разных масштабах рынках, причем более "мелкого вида конкуренции", чем внутривидовая, не существует.

При внутриотраслевой конкуренции, в процессе разработки стратегии, банки определяются со своим типом - универсальный или специализированный.

Универсальны банки демонстрируют большую степень диверсификации, их можно охарактеризовать не как многоотраслевые, а как все отраслевые предприятия, конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции. Специализированные банки действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют с универсальными банками, а также с банками и т не банками, имеющими аналогичную специализацию.

Внутриотраслевая конкуренция бывает двух видов: предметная и видовая. Первая возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже могут вовсе не отличаться (например, предоставление банками массового однородного ассортимента - различные виды вкладов). Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающие товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся по каким-либо существенным параметрам.

С развитием банковского дела и экономики в целом услуги массового характера могут терять свою однородность. В глазах потребителей одни и те же услуги могут носить различные черты, что связано большей частью с репутацией, известностью, господдержкой банка и т.п. Таким образом, внутривидовая конкуренция в банковском секторе существует в большей части как видовая. Это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида не обеспечит конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.


Межотраслевая конкуренция в экономике осуществляется посредством перелива капитала или функциональной конкуренции.

Для банковского сектора более характерен перелив капитала, который происходит при появлении на банковском рынке новичков или при попытке банков освоения и завоевания доли на новых отраслях и нишах.

На практике для перелива капитала существуют препятствия - входные и выходные барьеры (см.таб.1)[2].

Таблица 1

Ценовая и не ценовая конкуренция

Барьер

Признаки

Входной

Отсутствие патентной защиты нововведений

Правовые ограничения банковской деятельности

Ограниченность доступа к источникам кредитных ресурсов

Дифференциация банковского продукта

Высокие издержки по переориентации потребителей

Выходной

Проникновение кредитных институтов на новые рынки обычно не связано с их уходом со старых, а осуществляется в рамках диверсификации банковского ассортимента. В связи с этим выходные барьеры не имеют существенного значения для банковского сектора

Особенность ценовой конкуренции на банковском рынке является "отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены".

Существуют "внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции:

1. процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию

2. существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль, что могут себе позволить не все. В связи с этим конкуренция все более принимает неценовой характер

Не ценовая конкуренция прежде всего связана с изменениями качества

услуг(см.таб.2)[3].

Таблица 2

Критерии качества

Для потребителей

Для самого банка

Скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок, часы работы банка, качество консультирования и др.

Скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов.

1.2 Возникновение и развитие банковской конкуренции

Реальная банковская конкуренция появилась во второй половине XIX века. До этого времени конкуренции как таковой не было из-за относительно малого количества банков, не насыщенности рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в конкурентную борьбу; считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов.


На рубеже XIX века ситуация изменилась и началась жесткая охота на клиентов (банки начали предлагать услуги прямо на дому, соревнуясь выгодностью предложений)[4].

"В ХХ веке европейское банковское дело пережило две глубокие структурные перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами….у каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния, а вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко. И если крупные банки конкурировали друг с другом, то, например, сберкассы ими в качестве конкурентов не рассматривались.

Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле, вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Благодаря внедрению вычислительных машин банки охватывали все новые круги клиентуры, что явилось одной из причин усиления концентрации в банковском секторе экономики……произошел ряд слияний.

Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-х годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы. Положение резко изменилось в связи с ростом доходов широких масс населения, чему способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской конкуренции. В 60-х годах также началась либерализация государственного регулирования деятельность коммерческих банков, оказавшая значительное влияние на обострение конкурентной ситуации.

80-н годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции. Западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленными прежде всего странами Восточной Европы".

Современные особенности банковской конкуренции.

Банковская конкуренция обладает рядом специфических особенностей, отличающих её от конкуренций на других рынках, среди которых:

  • возникла позже, но не уступает разновидностью форм и высокой интенсивностью;
  • конкурентами могут быть как другие банки, так и не банковские институты;
  • на различных рынках банки могут выступать как продавцы, а на других как потребители;
  • внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;
  • банковские услуги могут заменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних заменителей;
  • существуют проблемы управления качеством и рекламы;
  • банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии.