Файл: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования (Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кредитование покупки жилья на первичном рынке

Описание

Кредит предоставляется на приобретение инвестиционных прав на строительство квартиры или индивидуального дома на первичном рынке жилья. В долларах США

Процентная ставка (годовые)

от 12% при неоформленной закладной, после оформления закладной - от 10,5%

Срок кредитования

от 5 до 25 лет

Сумма кредита

не более 1 000 000$

Собственные средства заемщика

от 20%

Обеспечение

Залог приобретаемой недвижимости

Наличие поручителей

Возможно

Кто может получить кредит

Гражданин любого государства

Подтверждение платежеспособности

для работающих по найму - справка 2-НДФЛ, справка в свободной форме от работодателя другие формы подтверждения доходов; для владельцев бизнеса - справка по форме 3-НДФЛ, официальная бухгалтерская отчетность.

Москоммерцбанк начал заниматься ипотекой в 2005 г. К 2017 г. он стал третьим банком в столице по объему выданных ипотечных кредитов вслед за Сбербанком и "ВТБ 24". Еще в начале июля этого года руководство банка, празднуя придуманный им же День ипотекаря, рапортовало о планах нарастить ипотечный портфель с $1 млрд до $2 млрд в самые кратчайшие сроки[14].

В 2016 г. было принято решение развивать розничное кредитование. Было решено захватить определенную нишу - а именно ипотеку. В остальных нишах розничного кредитования была высокая конкуренция, а в сегменте потребкредитования уже тогда существовала большая просрочка. В итоге, использовав методологию специализированных ипотечных банков, на базе универсального банка было решено развивать в первую очередь ипотечное направление. В Москоммерцбанке был создан департамент розничного бизнеса. Клиентам предлагаются и потребительские, и автокредиты, но в основном мы работаем как ипотечный банк.

Очевидно, что ипотечный банк должен удовлетворять посредника на рынке, а не конечного заемщика. Вы же, когда квартиру покупаете, в банк не идете - он квартирами не торгует, - вы идете к риелтору, который подберет вам несколько вариантов. Поэтому Москоммерцбанк сосредоточился исключительно на работе с риелторами. "Мы удовлетворили посредника на рынке, а у него простая потребность - скорость принятия решения о сделке, скорость выдачи денег.


И рекламная кампания у этого банка имиджевая - объявить о выходе на рынок. На нее потрачено было $0,5 млн, а выдано кредитов на $700 млн".

С начала этого года у Москоммерцбанка тактика поменялась: заемщик получает одинаковый процент и на 5-, и на 25-летний срок кредита. Банк своими продуктами дал рынку понять следующее: "белые и пушистые клиенты пусть идут за краткосрочными кредитами и низкими ставками в "ВТБ 24"". У Москоммерцбанка кредиты выдаются на срок до 30 лет, и видно, что их берут все более широкие слои населения, даже те, которым раньше ипотека была недоступна.

Этот банк рассчитывает на массовый рынок, а не на какой-то узкий клиентский сегмент. Его философия - ориентироваться на массового клиента, не давая при этом массовой рекламы.

Конкурентные преимущества Мосскомерцбанка следующие:

1) быстрое рассмотрение заявки на получение кредита - 24 часа;

2) ориентация на массового потребителя;

3) сосредоточение на работе с риэлторами.

Итак, сравнив предложения основных лидеров на рынке ипотеки можно выделить следующее:

  • ВТБ24 может выдать до 100% стоимости объекта недвижимости, Сбербанк не более 90%, а Москоммерцбанк не более 1 млн $;
  • Наименьшая ставка у ВТБ24 - 9%, но это только в долларах и только до 7 лет кредитования. В целом Сбербанк России является лидером по самым низким ставкам - от 10, 5%;
  • Рассмотрение заявки занимает всего 24 часа у Москоммерцбанка, и до 7 дней у двух других банков;
  • ВТБ24 в целом за рассмотрение заявки и выдачу кредита взимает 7200 рублей, в то время как по большинству кредитных программ Сбербанк берет 10000 руб.

Но у Сбербанка есть одно несравнимое конкурентное преимущество - программа "Молодая семья", аналогии которой пока нет у других банков.

Отсюда следует вывод, что рынок ипотечного кредитования является реализованной нишей для этих 3х банков, а также еще для нескольких наиболее "сильнейших". Конкуренция на этом рынке с каждым годом только растет из-за появления новых игроков и новых предложений.

Заключение

Российский рынок ипотечного кредитования является молодым и малоразвитым. Но наличие конкуренции видно из того, что за последние несколько лет принцип кредитования значительно изменился: ставки сократились вдвое, срок кредитования увеличился в разы, а "отбор" потенциальных заемщиков сменился, стал более мягким и теперь намного больший круг населения может рассчитывать на жилищный кредит.


"Действующая система вкладов страхования вкладов, наличие внешних и внутренних барьеров, а также изначально высокая зависимость предприятий от банковского финансирования в сравнении с заимствованием на фондовом рынке обеспечивает некоторый запас прочности для конкурентных позиций банковских институтов."

Этот рынок является реализованной нишей для таких банков, как Сбербанк России, ВТБ 24 и Москоммерцбанк. У каждого есть определенная стратегия, но среди этих трех банков только Москоммерцбанк отличается новизной идей. По единогласному утверждению банкиров, основную роль в привлечении клиентов сейчас играют не процентные ставки и сроки предоставления кредитов, а нерыночные способы привлечения заемщиков через риэлтерские агентства. Этот банк делает акцент именно на посреднике - риелторе, решающими факторами для которого являются скорость принятия решения и цена сделки. Большинство риелторов предлагают покупателю жилья несколько банков на рассмотрение и, как правило, посредник получит примерно одни и те же деньги за свои услуги вне зависимости от банка. Но в случае если банк примет решение выдать кредит, то риелтор может получить свои деньги через неделю или через 24 часа после подачи заявления. Естественно, что второй вариант, который осуществляет Москоммерцбанк намного привлекательнее.

Сбербанк России на рынке ипотеки является "бегемотом". Этот банк обладает историей, многие ему доверяют, он располагает господдержкой, но в то же время Сбербанк негибок, медленно реагирует на изменения конъюнктуры рынка и потребности населения; новые игроки быстро появляются с новыми востребованными предложения. Но, все-таки этого гиганта российского рынка на сегодняшний день невозможно сдвинуть с лидерской позиции. Государственная поддержка, многолетний опыт, низкие ставки - все это основные конкурентные преимущества банка, которые обеспечивают высокий спрос.

У большинства игроков данной ниши сейчас основной стратегией является стратегия расширения рынка за счет привлечения новых покупателей, увеличения объема продаж.

У лидеров же помимо данной стратегии наблюдается позиционная и мобильная защита. Но думаю, что сегодняшние лидеры ипотечного кредитования - это скорее всего лишь первопроходцы, сталкивающиеся с трудностями в освоении молодого рынка и несущие значительные убытки, и потери. По их стопе позже придут новые, сильные и успешные фирмы, которые подвинут "бегемотов".

Что же касается Сбербанка, то в сложившейся ситуации ему нужно изменить менеджерскую политику, которая неэффективна в современной ситуации на рынке. Возможно, было бы эффективно распределить обязанности и полномочия по различным видам деятельности по нескольким обособленным банкам, которые в свою очередь, естественно, будут "дочками" либо своеобразными филиалами. Данная стратегия позволит снять или хотя бы уменьшить нагрузку на управленческий аппарат внутри самого Сбербанка России.


Рынки регионов России сейчас находятся на этапе активного развития. Недвижимость в Сочи, Адлере, Анапе, Геленджике, Туапсе, Краснодаре и Краснодарском крае, привлекают покупателей и мигрантов со всей страны. Недвижимость Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, Ярославля и других городов интересна благодаря экономическому росту регионов. Проблемы регионов существенны, но региональные центры привлекают заемщиков, что в будущем поспособствует развитию рынка ипотеки повсеместно.

В результате влияния американского кризиса сильные игроки отберут клиентов у слабых, не сумевших противостоять "катастрофе". Следовательно, на ипотечном рынке улучшится качество услуг, что не может не радовать заемщиков. Да и сужение выбора - не обязательно минус для потребителя. Изобилие тоже хорошо в меру. В прошлом году состояние человека, решившего получить ипотечный кредит, было сравнимо с эмоциями, которые испытывал советский турист, оказавшись в заграничном супермаркете перед прилавком со ста сортами колбасы: глаза разбегаются, в голове туман.

На рынке ипотеки будет лучше, если слабые банки сойдут со сцены сейчас, когда все только начинается. Дефицит заемных средств вынудит их либо совсем отказаться от ипотеки, либо начать играть по правилам, которые диктуют ведущие игроки. Заключив договор на рефинансирование с одним из лидеров рынка или Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, такому банку придется работать по единым стандартам предоставления и обслуживания ипотечных кредитов.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998. № 146-ФЗ, редакция от 26.11.08.
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2009 № 188 ФЗ, редакция от 23.07.08.
  5. Федеральный закон Российской Федерации «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ, редакция от 30.12.08.
  6. Косарева Н.Б., Страйк Р. Развитие ипотечного жилищного кредитования в России. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2014 , С 345.
  7. Коробов Ю.И. "Банковская конкуренция" // Деньги и кредит, 2016г. №2
  8. Кузьмина М. И. Банковское ипотечное жилищное кредитование: оценка состояния и перспектива развития на примере Сбербанка России // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 209-212.
  9. Тавасиев А.М., Ребельский Н.М. "Конкуренция в банковском секторе России": учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА
  10. Тарасов А.И. "Вань, рубль дай." // Российское предпринимательство, 2017г, №11
  11. Шустов В. "Банки на конкурентном рынке: стратегии выживания" // Вопросы экономики, 2017г, №11
  12. Штайнер А. "Современные концепции развития российского банковского сектора" // Вопросы экономики, 2018г, №12
  13. http://www.ipocredit.ru/laws/49074
  14. http://www.russianipoteka.ru/content/view/3766/47/
  15. http://www.konkir.ru/rubrics.phtml? rubr=22
  16. http://www.ibk.ru/bank/sberbank_kredity_deshevle-29638/print/ http://www.credits.ru
  17. http://www.dailystroy.ru/ipoteka/
  18. http://www.neocredit.ru/articles/ipoteka/ipo_konkur.html
  19. 1http://www.apartment.su/articles.php? id=1557
  20. http://www.ipocredit.ru/analytic/294181/
  21. http://www.m-2.ru/themes/default/article.asp? folder=2154&matID=10703
  22. http://www.pro-credit.ru/press/issledovaniya/article-item_2009
  23. http://www.m-2.ru/themes/default/message.asp? folder=2192&matID=26692)
  24. http://www.dometra.ru/docs/2096/
  25. https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:xkq_xlWbLq8J:https://www.sberbank.ru/ru/person+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru