Файл: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования (Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования
Теоретические основы банковской конкуренции
1.2 Возникновение и развитие банковской конкуренции
1.3 Американская модель ипотечного кредитования
Глава 2. Анализ рынка ипотечного кредитования
2.1 Анализ банковского сектора на 2018г.
Введение
Рынок ипотечного кредитования уже хорошо развит практически во всех странах Европы, а в США он составляет 90% ВВП. По всему миру финансовый рынок является наиболее прибыльным и быстро развивающимся. Не так давно в нашей стране ипотека была чем-то инородным, незнакомым, жизнь в долг - казалась несбыточными мечтами. Но всего за несколько лет ипотечное кредитование стало востребованным. У большинства москвичей нет возможности купить квартиру, комнату или дом, но вполне реально взять кредит. В связи с появившимся и постоянно растущим спросом, банки создают свои ипотечные программы и осваивают нишу ипотечного кредитования. У большинства это получается и они захватывают определенные сегменты. В связи с этим конкуренция из года в год все накаляется. Так, за последние пять лет ставки снизились с 18-21% в валюте до 10-12% и с 21-25% до 12-14% в рублях.
В России ипотечный рынок на сегодняшний момент можно в целом назвать состоявшимся. Вместе с тем, в нашей стране нет такого широкого разнообразия предложений и вариантов кредитов, которые типичны для экономик развитых стран.
Основными участниками рынка являются банки и заемщики, при этом практически отсутствуют специализированные ипотечные банки. Среди государственных регуляторов следует отметить Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое занимается секьюритизацией ипотечных кредитов. Механизм его деятельности схож с американскими программами - Ginnie Mae, Fannie Mae, Freddie Mac. Агентство выкупает у банков портфель однородных кредитов, отвечающих определенным условиям, и выпускает ценные бумаги, обеспеченные данными правами требования. Среди других участников рынка, выпускающих ценные бумаги под залог жилой недвижимости, следует отметить Внешэкономбанк. Впрочем, доля секьюритизированных кредитов в общем объеме ипотечных кредитов значительно отстает от американской и составляет 10-15% (по данным отчетов АИЖК). Ипотечные брокеры и андеррайтеры на российском рынке фактически отсутствуют, их функции выполняются банками (и специализированные сайты-агрегаторы с предложениями по ипотеке).
Средний размер первоначального взноса по ипотеке в России, по данным АИЖК, составляет порядка 40%. Как правило, минимальный первоначальный взнос в России редко ниже 20-30%, а ипотечные кредиты без первоначального взноса практически отсутствуют как класс.
Рынок является молодым и только начал развиваться, у банков еще не выработано наиболее успешных стратегий. Именно поэтому данная тема является наиболее актуальной.
Предметом исследования данной работы является конкуренция, объектом - конкуренция банков на рынке ипотечного кредитования.
Для реализации поставленной задачи были выдвинуты следующие цели:
- выделить существующие национальные ипотечные программы;
- сравнить 2 модели: американскую и российскую;
- выделить преимущества и недостатки отечественной модели;
- провести анализ рынка ипотечного кредитования;
- охарактеризовать позиции лидеров российского рынка ипотеки и их конкурентные преимущества;
- проанализировать влияние американского кризиса на конкурентоспособность отечественных банков;
- сделать вывод о проделанной работе.
Глава 1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования
Теоретические основы банковской конкуренции
Конкуренция - это соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели; это "способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова".
Существуют условия, необходимые для возникновения конкуренции, такие как:
- Наличие свободных капиталов;
- Наличие законодательной и иной правовой базы регулирования конкурентных отношений;
- Возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы;
- Наличие необходимой инфраструктуры рынка;
- Как можно более низкий уровень монополизации экономики и др.
Выделяют следующие признаки конкуренции:
- Существование рынков с альтернативными возможностями выбора;
- Наличие субъектов, соревнующихся между собой;
- Чередование применяемых мер рыночной политики и ответных мер между конкурентами.
Банковская конкуренция - "это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг"[1].
В финансовом секторе банковского рынка можно выделить 3 уровня конкурентной борьбы:
1) конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные;
2) конкуренция со стороны не банковских кредитно-финансовых институтов, а также нефинансовых организаций 3) конкуренция со стороны финансовых конгломератов. Также можно выделить такие уровни, как индивидуальная (конкурентами являются отдельные кредитные институты) и групповая конкуренции (когда в качестве конкурентов выступают группы родственных кредитных институтов - например, объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику).
Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
"Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту".
"Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями, основная деятельность которых связана с производством совсем разных видов продукции, но которые, диверсифицируя своя деятельность, в погоне за большей прибылью могут переключиться полностью или частично и на нетрадиционные для них виды продукции".
Оба вида конкуренции могут происходить на разных масштабах рынках, причем более "мелкого вида конкуренции", чем внутривидовая, не существует.
При внутриотраслевой конкуренции, в процессе разработки стратегии, банки определяются со своим типом - универсальный или специализированный.
Универсальны банки демонстрируют большую степень диверсификации, их можно охарактеризовать не как многоотраслевые, а как все отраслевые предприятия, конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции. Специализированные банки действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют с универсальными банками, а также с банками и т не банками, имеющими аналогичную специализацию.
Внутриотраслевая конкуренция бывает двух видов: предметная и видовая. Первая возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже могут вовсе не отличаться (например, предоставление банками массового однородного ассортимента - различные виды вкладов). Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающие товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся по каким-либо существенным параметрам.
С развитием банковского дела и экономики в целом услуги массового характера могут терять свою однородность. В глазах потребителей одни и те же услуги могут носить различные черты, что связано большей частью с репутацией, известностью, господдержкой банка и т.п. Таким образом, внутривидовая конкуренция в банковском секторе существует в большей части как видовая. Это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида не обеспечит конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.
Межотраслевая конкуренция в экономике осуществляется посредством перелива капитала или функциональной конкуренции.
Для банковского сектора более характерен перелив капитала, который происходит при появлении на банковском рынке новичков или при попытке банков освоения и завоевания доли на новых отраслях и нишах.
На практике для перелива капитала существуют препятствия - входные и выходные барьеры (см.таб.1)[2].
Таблица 1
Ценовая и не ценовая конкуренция
Барьер |
Признаки |
Входной |
Отсутствие патентной защиты нововведений Правовые ограничения банковской деятельности Ограниченность доступа к источникам кредитных ресурсов Дифференциация банковского продукта Высокие издержки по переориентации потребителей |
Выходной |
Проникновение кредитных институтов на новые рынки обычно не связано с их уходом со старых, а осуществляется в рамках диверсификации банковского ассортимента. В связи с этим выходные барьеры не имеют существенного значения для банковского сектора |
Особенность ценовой конкуренции на банковском рынке является "отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены".
Существуют "внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции:
1. процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию
2. существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль, что могут себе позволить не все. В связи с этим конкуренция все более принимает неценовой характер
Не ценовая конкуренция прежде всего связана с изменениями качества
услуг(см.таб.2)[3].
Таблица 2
Критерии качества
Для потребителей |
Для самого банка |
Скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок, часы работы банка, качество консультирования и др. |
Скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов. |
1.2 Возникновение и развитие банковской конкуренции
Реальная банковская конкуренция появилась во второй половине XIX века. До этого времени конкуренции как таковой не было из-за относительно малого количества банков, не насыщенности рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в конкурентную борьбу; считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов.
На рубеже XIX века ситуация изменилась и началась жесткая охота на клиентов (банки начали предлагать услуги прямо на дому, соревнуясь выгодностью предложений)[4].
"В ХХ веке европейское банковское дело пережило две глубокие структурные перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами….у каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния, а вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко. И если крупные банки конкурировали друг с другом, то, например, сберкассы ими в качестве конкурентов не рассматривались.
Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле, вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Благодаря внедрению вычислительных машин банки охватывали все новые круги клиентуры, что явилось одной из причин усиления концентрации в банковском секторе экономики……произошел ряд слияний.
Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-х годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы. Положение резко изменилось в связи с ростом доходов широких масс населения, чему способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской конкуренции. В 60-х годах также началась либерализация государственного регулирования деятельность коммерческих банков, оказавшая значительное влияние на обострение конкурентной ситуации.
80-н годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции. Западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленными прежде всего странами Восточной Европы".
Современные особенности банковской конкуренции.
Банковская конкуренция обладает рядом специфических особенностей, отличающих её от конкуренций на других рынках, среди которых:
- возникла позже, но не уступает разновидностью форм и высокой интенсивностью;
- конкурентами могут быть как другие банки, так и не банковские институты;
- на различных рынках банки могут выступать как продавцы, а на других как потребители;
- внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;
- банковские услуги могут заменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних заменителей;
- существуют проблемы управления качеством и рекламы;
- банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии.