Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системного, ситуационного и маркетингового подходов в менеджменте
1.1 Системный подход: эволюция, задача и цели, основные методы
1.2 Ситуационный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
1.3 Маркетинговый подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
Глава 2. Практические аспекты управлением организацией на примере предприятия ПАО «Мосэнерго»
2.1 Описание деятельности предприятия ПАО «Мосэнерго»
Введение
Прогрессивный урок управления представлен наиболее разными течениями, школами, направленностями, концепциями, которые нередко применяются в практике управления фирмами в форме методологического расклада.
Применительно к менеджменту методологический расклад — значит внедрение конкретных способов знания и методик работы, нацеленных на достижение целей управления.
От использования такого или же другого расклада к управлению организацией находится в зависимости эффективность функционирования предоставленного фирмы в передовых рыночных критериях. Большое количество организаций были обречены на беду, ключевым образом по причине неправильного выбора и применения раскладов к управлению. Этим образом, актуальность предоставленной темы произведено в том, собственно, что каждая организация обязана владеть представления о раскладах к управлению для действенного функционирования ее в прогрессивной финансовой системе.
Задача курсовой работы – раскрыть абстрактные почвы системного, ситуационного и рекламного раскладов, почвы методологии использования на практике управления.
Для заслуги предоставленной цели ставятся и принимают решение надлежащие задачи:
1) Предоставить определение и раскрыть суть формулировок: «системный подход», «ситуационный подход» и «маркетинговый подход»;
2) Изучить произведенные доктриной и практикой передового менеджмента основы их использования к управлению организацией;
3) Изучить методологию их применения;
4) Изучить практический навык использования раскладов к управлению определенной организацией.
Объект изучения – системный, ситуационный и рекламный расклады в менеджменте.
Цель исследования – использование системного, ситуационного и рекламного раскладов к управлению организацией.
Объект исследования – системный, ситуационный и маркетинговый подходы в менеджменте
Предмет исследования – применение системного, ситуационного и маркетингового подходов к управлению организацией.
Объект наблюдения: ПАО «Мосэнерго»
Способами изучения послужили исследование и анализ учебной и проф. литературы, исследование и обобщение управленческого опыта; анализированные понятийно-терминологической системы менеджмента, а еще научные способы: наблюдение, сопоставление, сравнение, мониторинг и др.
В главе 1 приведено определение мнения «системного», «ситуационного» и «маркетингового» подхода, рассмотрены их эволюция, задача и цели, основные методы. В главе 2, на примере ПАО «Мосэнерго», рассматривается устройство использования системного подхода.
Глава 1. Теоретические основы системного, ситуационного и маркетингового подходов в менеджменте
1.1 Системный подход: эволюция, задача и цели, основные методы
При всех различиях в раскладах и выборе объектов организации у них есть что-то общее, и это общее использование – внедрение универсального инструментария менеджмента. Известно, собственно, что различия как обычно выявляются по мере детализации анализа явлений, а сплошное уже имеет место быть на больше высочайшем уровне абстрагирования. Добиться сего уровня разрешает системный расклад к организации и управлению.
Определение системного подхода звучит следующим образом: «Системный подход — система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь»[1]
Системная методология в менеджменте возымела своё признание и обширное распространение уже в конце ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощнейший старт широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее влияние на процессы управления. Необходимой оказалась и кибернетика – теория, объяснявшая почти все закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Раскрылись способности применения этих закономерностей в доктрине и практике управления социально-экономическими организациями. В РФ это отыскало свое применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а в след за тем и в формировании системного расклада ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный расклад как один из универсальных инструментов менеджмента, возымели популярность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и др.
Системные подходы вошли в передовую концепцию организации и управления как особенная методология научного анализа и мышления. Дееспособность к системному мышлению стала одним из притязаний к прогрессивному руководителю. Сущность системного расклада в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы[2]
В любом источнике, в котором рассматривается сущность системного подхода, уделяется внимание свойствам систем как условию глубокого изучения их структуры и содержания для принята качественного управленческого решения[3]
Впрочем, численность рассматриваемых качеств систем малозначительное. Как правило, открываются качества единства систем, иерархичности, связи с наружной средой, надежности оптимальности и др. Всего выделяют около тридцати качеств систем, которые предлагается подразделять на 4 группы:
1)свойства, характеризующие сущность и сложность систем;
2)свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
3)свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
4)свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы[4]
Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы.[5]
Исследование сущности управления следует начинать, как отмечает В. А. Елисеев, с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различия управления функционированием системы в заданных условиях и управления развитием системы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит прежде всего от количества изменений в системе и ее окружения. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.[6]
В. А. Елисеев сущность управления рассматривает как совокупность следующих понятий: организация управления, процесс управления и информация.
Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффектность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.[7]
Таким образом, данный подход сформулировал новое понимание организаций как социотехнических систем. В силу общего характера его нельзя рассматривать как набор законченных принципов и процедур. Это — определенный способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления. Системный подход способствовал укреплению междисциплинарных связей теории управления с другими науками и направлениями исследований. Например, с такими, как общая теория систем Л. фон Берталанфи, «индустриальная динамика» Д. Форрестера, исследования «административных систем» Ч. Барнарда, исследования по теоретическим основам управления (кибернетическое направление) Н. Винера. Наконец, роль системного подхода состоит и в том, что он показал ограниченный характер любого из частных, в том числе — и рассмотренных выше подходов и «школ управления». Одновременно благодаря ему стало ясно, что разработка комплексной теории управления возможна посредством их объединения — интеграции. И такая интеграция была осуществлена в следующем — наиболее важном и распространенном в настоящее время — ситуационном подходе.[8]
1.2 Ситуационный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
Традиционные школы управления заложили научный фундамент менеджмента. Применение теоретических знаний на практике рассматривалось как искусство управления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внёс значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения. Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ управления. В нём сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Но, признавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которые используются на практике для достижения целей предприятия. Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода к управлению. Системный подход позволил определить, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Производственные системы, как системы открытого типа, имеют входные и выходные каналы, которые позволяют взаимодействовать с внешней средой.[9]
Ситуационный подход сосредоточивается на том, собственно, что пригодность всевозможных способов управления ориентируется на определенные историии. Потому что есть это богатство моментов как в самой компании, например, и во наружной среде, не есть единственного наилучшего метода рулить объектом. Наиболее действенным способом в определенной истории считается способ, который больше всего соответствует предоставленной истории, очень максимально приспособлен к ней. Использование ситуационного расклада основано на альтернативности заслуги одной и что же цели во время принятия или же реализации управленческого заключения (планов и т.д.), учете непредвиденных событий.
Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:
а) содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;
б) виду управленческого решения во времени — стратегические, тактические, оперативные;
в) ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;
г) методам реализации управленческих решений.[10]
Согласно ситуационному подходу вся организация внутри предприятия есть ответ на различные по природе воздействия факторов внешней среды. Ситуация – центральный момент этого подхода. Она означает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия. Число факторов внешней среды, воздействующих на производственную систему, столь велико, что из этого многообразия выделяют только главные. Разные авторы указывают на разное число факторов, влияющих на управление. Но большинство из них считают, что существует не более десятка факторов внутренних и внешних переменных, существенно значимых для успешного управления предприятием.
Ситуационный подход не оспаривает разработанные ранее принципы управления. Он, однако, утверждает, что оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель для успешного достижения целей организации, не могут носить только общего характера и должны значительно варьироваться, они определяются именно ситуацией управления. Содержание управления, а в значительной мере — и искусство руководства им заключаются в умении правильного выбора оптимальных приемов и методов руководства из всего их множества.[11]
Согласно ситуационному подходу, процесс управления включает четыре основных макроэтапа: