Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системного, ситуационного и маркетингового подходов в менеджменте
1.1 Системный подход: эволюция, задача и цели, основные методы
1.2 Ситуационный подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
1.3 Маркетинговый подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
Глава 2. Практические аспекты управлением организацией на примере предприятия ПАО «Мосэнерго»
2.1 Описание деятельности предприятия ПАО «Мосэнерго»
1) формирование управленческой компетентности руководителя, т.е. его овладение средствами управления, которые доказали на практике свою эффективность;
2) предвидение возможных последствий (как положительных, так и отрицательных) от применения какой-либо концепции или метода по отношению к ситуации; их сравнительный анализ;
3) адекватная интерпретация ситуации; выделение ее главных факторов — так называемых ситуационных переменных (внешних и внутренних); оценка эффектов от воздействия на одну или несколько переменных;
4) согласование выбранных руководителем приемов управления с конкретными условиями на основе требования максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов.[12]
Главным в данном процессе считается его 3-ий период, состоящий в выборе более значительных для истории наружных и внутренних переменных. Определенные наборы данных переменных крепко варьируются. Впрочем, есть и довольно узкий список ведущих между их — более весомых для подавляющего большинства управленческих обстановок. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. [13] Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность работы организации, но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более десяти.
Внутренние переменные исследовались разными школами, при данном любая среднее учебное заведение акцентировала свое забота на различных свойствах внутренней среды организации. Так, среднее учебное заведение научного управления направляла основные силы на технологию управления; среднее учебное заведение психологии и человеческих отношений - на трудовые ресурсы (людей) организации; традиционная (административная) среднее учебное заведение - на структуру управления. Но воззрению адептов данных средних учебных заведений, на достижение целей организации всецело зависело от внутренних переменных, и в следствие этого они не уделяли ни малейшего интереса моментам, оказавшимся за пределами организации.
Внутренние переменные работают чертой организации, потому что организация дает собой разработанные людьми системы, то внутренние переменные в ведущем считаются итогом управленческих заключений. В самой организации к главным переменным, которые настоятельно просят интереса управления, относятся конструкция, задачи, технологии и люди.
Для действенного функционирования передовых организаций им очевидно мало принимать во внимание воздействие лишь только внутренние переменные. В реальное время организации чувствуют важное воздействие внешней среды, которое, в первую очередь, оказывает гигантское влияние на внутренние переменные организации.
Важнейшим вкладом системного подхода в науку управления стало представление о значении внешней окружающей среды и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации. Мысли о необходимости учета влияния внешней среды на деятельность организации появились в конце 1950-х гг. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию как систему управления, подвергающуюся воздействию как внутренних, так и внешних факторов. Необходимость учета изменений во внешней среде особенно актуальна в настоящее время. Выживание организации и сохранение эффективности ее работы в подавляющем большинстве случаев зависит от того, сумеет ли организация приспособиться к изменениям окружающей ее среды.[14]
Ситуационный подход, вобрав в себя все плюсы прошлых средних учебных заведений и раскладов , расширил практическое использование доктрине систем, определив главные внутренние и наружные переменные, которые воздействуют на производственные системы. Сообразно данному подходу все знакомые концепции и способы обязаны быть применимы к определенным свойствам. Ситуационный подход, или, как его нередко именуют, ситуационное мышление, считают в реальное время наилучшим методикой устроить управление действенным.
1.3 Маркетинговый подход: эволюция, цель и задачи, основные методы
Содержание и роль маркетинга подверглись глубокому изучению со стороны специалистов в этой области, среди которых были, как теоретики маркетинга, так и практикующие маркетологи. В результате многочисленных исследований окончательно оформились четыре основные точки зрения на эту сферу деятельности.
Во-первых, маркетинг рассматривается как управленческая философия, направленная на достижение “рыночной ориентации” организации и создание среды, благоприятной для предпринимательства и инноваций. Этот взгляд на концепцию маркетинга можно резюмировать как веру в то, что “маркетинг – это способ преуспеть в бизнесе”.
Во-вторых, маркетинг рассматривается как набор стратегических решений, касающихся различных вариантов позиционирования продукции и услуг на целевых рынках и поддержания конкурентного преимущества.
В-третьих, маркетинг рассматривается как система управления компонентами маркетинговой программы, в свою очередь, состоящая из узкоспециализированных подсистем управления продуктовой политикой, ценообразованием, маркетинговыми коммуникациями и каналами распределения.
В-четвертых, маркетинг все чаще рассматривается как функция обработки информации, как своеобразный “переводчик” рыночной среды на язык, понятный организации. Эта, весьма смелая и оригинальная трактовка концепции маркетинга, впервые представленная мировой общественности в 1997 году, принадлежит N. Piercy.
Маркетинговый подход учитывает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при заключении каждых задач на покупателя. К примеру, выбор стратегии компании обязан реализоваться на базе анализа имеющих место быть и прогнозирования грядущих стратегических необходимостей в предоставленном облике продукта или же предложений, стратегической сегментации рынка, прогнозировании актуальных циклов грядущих продуктов, анализе конкурентоспособности собственных продуктов и продуктов соперников, прогнозировании их конкурентных превосходства, прогнозировании механизма воздействия закона конкуренции.
Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.
При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие:
1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;
2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов:
3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.
В условиях централизованно-плановой системы хозяйствования приоритетами альтернативного производственного подхода были следующие:
1) снижение себестоимости продукции (иногда выгоднее было повышать себестоимость);
2) повышение качества продукции; затраты у потребителя продукции не регламентировались и не управлялись.
Глава 2. Практические аспекты управлением организацией на примере предприятия ПАО «Мосэнерго»
2.1 Описание деятельности предприятия ПАО «Мосэнерго»
ПАО «Мосэнерго» –Публичное акционерное общество. Форма собственности – государственная.
ПАО «Мосэнерго» (Территориальная генерирующая компания № 3, ТГК-3) — московская энергетическая компания. Полное наименование — «Публичное акционерное общество энергетики и электрификации „Мосэнерго“».
Основными видами деятельности АО «Мосэнерго» согласно Устава являются:
- передача электрической энергии;
- централизованное технологическое (оперативно - диспетчерское) управление передачей электрической энергии;
- планирование и поддержание надежности системы электроснабжения;
- ремонт и реконструкция электрических сетей;
- проектирование, монтаж, наладка, испытание электрооборудования;
- внешнеэкономическая деятельность.
ПАО «Мосэнерго» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе Устава. Финансовая и производственная деятельность осуществляется на основе хозяйственной самостоятельности.
ПАО «Мосэнерго» имеет самостоятельный баланс, расчетный и депозитные счета в банке, печать с указанием наименования на казахском и русском языках.
ПАО «Мосэнерго» Годом основания принято считать 1887 год (рождение энергосистемы Московского региона), когда началась практическая деятельность по электрификации Москвы.
ПАО «Мосэнерго» — основной производитель электрической и тепловой энергии для Московского региона, объединяющего два субъекта Российской Федерации — город Москву и Московскую область. Электростанции «Мосэнерго» поставляют свыше 60% электрической энергии, потребляемой в Московском регионе, и обеспечивают около 90% потребностей Москвы в тепловой энергии.
Крупнейшая по основным показателям деятельности территориальная генерирующая компания. В состав компании входят 15 электростанций установленной электрической мощностью 12 798 МВт и установленной тепловой мощностью 43 136 Гкал/ч. ПАО «Мосэнерго» является крупнейшим производителем тепловой энергии в мире. Вторая по объёму установленной мощности теплогенерирующая компания после ПАО «ОГК-2». На долю компании приходится 8% электрической и 6% тепловой энергии, вырабатываемой в России.
Основные акционеры компании: ООО «Газпром энергохолдинг» (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром», владеет 53,50 % уставного капитала ПАО «Мосэнерго»), Правительство Москвы (26,45 %).
Председатель совета директоров компании — Виталий Маркелов, заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром».
Решением внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «Мосэнерго» полномочия единоличного исполнительного органа Общества с 21 мая 2015 года переданы управляющей организации — ООО «Газпром энергохолдинг». Данное решения приняты в целях повышения эффективности управления, исключения дублирования функций и сокращения управленческих расходов и других затрат.
Управляющий директор ПАО «Мосэнерго» — Александр Бутко.
2.2 Организационная структура предприятия
Публичное акционерное общество «Мосэнерго» (далее ПАО «Мосэнерго») и его дочерние организации (далее совместно «Группа» или «Группа Мосэнерго») производят тепловую и электрическую энергию, а также оказывают услуги по распределению тепловой энергии в Москве и Московской области. Функционирование Группы по выработке электрической и тепловой энергии обеспечивается 15 электростанциями с установленной электрической и тепловой мощностью на уровне 12 798 МВт и 43 136 Гкал/ч, соответственно. ПАО «Мосэнерго» зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации 6 апреля 1993 года на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом №169-Р от 26 марта 1993 года в результате приватизации активов, генерирующих, передающих и распределяющих электроэнергию и теплоэнергию, ранее находившихся под контролем Министерства энергетики Российской Федерации. Зарегистрированный офис ПАО «Мосэнерго» находится по адресу: Российская Федерация, 119526, г.Москва, проспект Вернадского, д.101, корп.3.
2.2 Бухгалтерская служба предприятия
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, в ПАО «Мосэнерго» непосредственным руководителем является президент.
Бухгалтерский учет в ПАО «Мосэнерго» осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
На отдел бухгалтерии возлагается организация своевременного и достоверного бухгалтерского учета, формирование полной и достоверной информации о его деятельности и имущественном положении, необходимой также для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов (в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами), предотвращение негативных явлений в деятельности организации, осуществление строжайшего режима экономии.