Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Правила работы предприятий розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако в структуре управления возникают трудности, связанные с противопоставлением целей отделов общим целям развития предприятия (несовпадение интересов), а также с трудностями в подборе квалифицированного руководителя отдела.

Рисунок 1.2 – Дивизиональная организационная структура ООО «Магия Золота»

Директор предприятия

Ювелирная мастерская

Магазин

Гравер

Ювелир

Менеджер снабжения

Продавцы

Магазин представлен следующими сотрудниками: менеджер по снабжению ювелирными изделиями; продавцы. Основными функциями менеджера снабжения являются: поиск поставщиков ювелирных изделий, заключение договоров на поставку, оптимизация закупочной деятельности. Ювелирная мастерская состоит из двух мастеров: ювелир и гравер. Ювелирные мастера, в силу своего профессионализма, часто помогают покупателям в выборе ювелирных изделий. Это связано с тем, что некоторые потребителю больше доверяют мнению профессиональному ювелиру, чем продавцу.

Ответственность за соблюдение технологических процессов приемки, правильность и своевременность составления товаросопроводительной документации, сохранность товарно-материальных ценностей и торгового оборудования, соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности и пожарной безопасности возлагается на директора предприятия.

Ответственность за соблюдение технологических процессов работы с ювелирными изделиями в части выкладки, оформление ценников, сохранность товарно-материальных ценностей возлагается на продавцов.

Трудовые отношения с работниками основываются на положениях трудового законодательства РФ, внутренних нормативных документов и закрепляются в трудовых договорах. Функции, права и обязанности персонала изложены в должностных инструкциях, утвержденных руководителем предприятия. Должностные инструкции на работающий персонал разработаны с учетом соблюдения требований стандарта, единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, особенностей работы данного предприятия, действующих законов и иных нормативно правовых актов и нормативных документов.

2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия

Для того чтобы розничное торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить анализ ее экономических показателей. Проводя систематический анализ экономических показателей, можно быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой деятельности розничного предприятия, точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получение прибыли по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг; определить расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для правильного определения цены и расчета рентабельности; находить оптимальные пути решения коммерческих проблем предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.


Для анализа экономических показателей коммерческой деятельности ООО «Магия Золота» были выбраны показатели, представленные в таблице 1.3

Таблица 1.3 – Основные экономические показатели коммерческой деятельности ООО «Магия Золота»» за 2018-2019 гг.

В тысячах рублей Показатели

2018 год

2019 год

Темп роста, %

Отклонения

(+,-)

Товарооборот

16 500

18 400

111,5

1 900

Валовой доход

6 356

7 320

115,2

964

Уровень валового дохода, (в % к товарообороту)

38,5

39,8

-

1,3

Издержки обращения

2 950

3 350

113,6

400

Уровень издержек обращения, %

17,9

18,2

-

0,3

Прибыль от реализации

3 406

3 970

116,6

544

Уровень рентабельности, %

21,4

21,6

-

0,2

Чистая прибыль

2 576

2 827

109,7

251

Численность работников, всего

8

8

100

-

Товарооборот на 1 работника

2062,5

2300

111,5

237,5

Численность работников торгового зала

4

4

100

-

Товарооборот на 1 работника торгового зала

4125

4600

111,5

475

Анализ показал, что основные показателей деятельности розничного предприятия «Магия Золота» имеют тенденцию роста в 2019 году по сравнению с 2018 годом.

Основным экономическим показателем коммерческой деятельности торгового предприятия является товарооборот. Под товарооборотом понимается сумма продажи товаров за определенный период времени. Данные таблицы 2.1 показывают, что в 2019 году товарооборот увеличился по сравнению с 2018 годом на 1900 тыс. руб., темп роста по сравнению с 2018 годом составил 11,5%. Увеличение товарооборота произошло в основном по причине роста цен на ювелирные изделия в 2019 году.


Одним из главных показателей деятельности розничного торгового предприятия является величина валового дохода – это выручка от реализации товаров и услуг за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров. Из данных таблицы 1.3 видно, что в 2019 году валовой доход увеличился по сравнению с 2018 годом на 964 тыс. руб., т. е. на 15,2%. Увеличение объема товарооборота означает рост массы валового дохода: чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма торговой надбавки.

Другим важным показателем деятельности торгового предприятия являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности). Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности.

Эти издержки связаны с выполнением дополнительных функций (расходы по перевозкам, хранению, упаковки товара, обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала предприятия и т. п.).

Исходя из данных таблицы видно, что в 2018 году издержки обращения составляли 2950 тыс. руб., в 2019 году издержки увеличились на 400 тыс. руб. и стали составлять 3350 тыс. руб., так как увеличились коммунальные и охранные услуги, увеличилась арендная плата магазина, произведено частичное обновление торгового оборудования.

Уровень издержек обращения также является важным качественным показателем деятельности розничного торгового предприятия. По этому показателю судят с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1000 руб. товарооборота, с другой – о доле торговых расходов в цене продукции, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Из данных таблицы 1.3 видно, что уровень издержек в 2019 году увеличился на 0,3% по сравнению с 2018 годом, что означает увеличение издержек на единицу объема товарооборота.

Показатель прибыли отражает результаты всей торговой деятельности предприятия. Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы розничного предприятия полностью покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг.

Прибыль от реализации рассчитывается как разность между валовым доходом и издержками обращения. Из данных таблицы 2.1 видно, что по сравнению с 2018 годом прибыль предприятия ООО «Магия Золота» в 2019 году увеличилась на 544 тыс. руб. и составила 3970 тыс. руб.

Динамика изменения основных экономических показателей розничного предприятия ООО «Магия Золота»» схематично представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Динамика изменения основных экономических показателей.


В деятельности розничных торговых предприятий широко применяется показатель рентабельности, характеризующий относительный размер прибыли. В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность розничного торгового предприятия определяется посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям: товарообороту, издержкам обращения, основным средствам, собственному капиталу и т. д.

Наиболее широкое распространение в торговле получил показатель рентабельности, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота.

Уровень рентабельности в 2019 году на 0,2% выше показателя 2018 года. Он характеризует уровень прибыльности и является относительным показателем финансовых результатов деятельности предприятия ООО «Магия Золота». В 2018 году он составил 21,4%, в 2016 году – 21,6%.

Основным показателем эффективности предприятий розничной торговли является товарооборот на единицу торговой площади. Данный показатель при оценке эффективности использования материально-технической базы за период времени на предприятиях розничной торговли или при анализе их текущего состояния позволяет рассчитать количественное значение этого эффекта.

Таблица 1.4 – Динамика показателя эффективности использования торговой площади магазина «Магия Золота» за 2017-2019 гг.

Показатель

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Розничный оборот,

млн. руб.

14 900

16 500

18 400

Торговая площадь, кв.

66

66

66

-

2018 к 2017 г.

2019 к 2018 г.

Показатель эффективности использования торговой площади

-

1,10

1,11

Анализ экономических показателей деятельности розничного предприятия ООО «Магия Золота»» показал, что розничное предприятие является рентабельным. Весь торгово-технологический процесс реализации ювелирных изделий направлен на получение прибыли и достижение наивысших финансовых результатов.

Можно сделать вывод, что в настоящий момент розничное предприятие ООО «Магия Золота»» имеет достаточно стабильное положение с положительными значениями рентабельности, основные статьи доходов используются эффективно. Предприятие ориентировано на максимизацию прибыли путем увеличения товарооборота и уменьшения издержек обращения.


2.3 Особенности организации коммерческой деятельности розничного предприятия ООО «Магия Золота».

В условиях риска и неопределённости, главной задачей предприятий розничной торговли является выживание на рынке, то есть конкурентоспособность, которую следует рассматривать как интегральный показатель. Показатель конкурентоспособности для любой фирмы отражает совокупные итоги работы всех её подразделений (т.е. состояние её внутренней среды), а также её реакцию на изменение внешних факторов воздействия . При этом особо значимой является способность розничного предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.

Первоначально разработаем этапы проведения оценки конкурентоспособности розничного предприятия «Магия Золота».

Оценка конкурентоспособности розничного предприятия «Магия Золота» проведем методом экспертной оценки конкурентных преимуществ .

Составные этапы оценки конкурентного состояния розничного предприятия «Магия Золота» выделены на рисунке 1.4.

Как уже отмечалось, для успешного функционирования на рынке, предприятие розничной торговли должно обладать определёнными конкурентными преимуществами по сравнению с конкурентным окружением. Для исследования предложены следующие критерии для оценки конкурентоспособности:

– качество;

– цена;

– ассортимент;

– местонахождение;

– услуги ювелирной мастерской;

– интерьер магазина;

– качество обслуживание;

– наличие акций и спецпредложений;

– репутация фирмы.

Рынок розничной торговли по продаже ювелирных изделий города Южноуральск представлен 11 розничными предприятиями, которые предлагают товары аналогичного ассортимента предприятию «Магия Золота». При определении объектов сравнения были выбраны розничные предприятия, наиболее приближенные и которые чаще всего составляют конкуренцию магазину «Магия Золота».

После обработки данных исследования можно сделать некоторые выводы. Анализ таблицы 1.4 показывает, что явным лидером на розничном рынке ювелирных изделий города Южноуральск является магазин «Русское Золото». Анализируемое розничное предприятие «Магия Золота» находится на втором месте. Лидирующее положение розничное предприятие «Магия Золота» занимает благодаря следующим конкурентным преимуществам: высокое качество товара, высокий уровень обслуживания покупателей, самый широкий ассортимент среди анализируемых предприятий благодаря наличию детских ювелирных изделий, предложение потребителям дополнительных услуг.