Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Правила работы предприятий розничной торговли).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика розничной торговли.
1.1 Сущность и функции розничной торговли.
1.2 Классификация розничных торговых предприятий.
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли.
Глава 2. Анализ розничной торговли на предприятии ООО «Магия Золота».
2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия
2.3 Особенности организации коммерческой деятельности розничного предприятия ООО «Магия Золота».
Однако стоит отметить, что в магазине «Магия Золота» самые высокие цены среди всех объектов сравнения. Высокие цены на ювелирные изделия в магазине «Магия Золота» объясняются надежными отечественными поставщиками, в некоторых магазинах-конкурентах присутствуют изделия китайского производства.
Стремительно развиваться и одновременно осуществлять эффективную коммерческую деятельность по продаже ювелирных изделий на рынке с высокой конкуренцией достаточно тяжело. В процессе оценки конкурентоспособности магазина «Магия Золота» были выявлены конкурентные преимущества, а именно: качество предлагаемого товара, высокое качество обслуживание покупателей и предоставление дополнительных услуг, широкий ассортимент реализуемых товаров.
Для наиболее полного анализа организации коммерческой деятельности объекта исследования необходимо произвести анализ не только внутренней среды розничного предприятия, но и внешней среды.
Отслеживая изменения внутренней и внешней среды розничного предприятия «Магия Золота», можно выявить предпосылки для предотвращения негативных изменений, повышения уровня спроса и наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей города Южноуральск.
Для анализа внешней среды розничного предприятия «Магия Золота» воспользуемся СТЭП-анализом , представленном в таблице 1.5.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная сфера деятельности магазина «Магия Золота» является не достаточно благоприятной для обеспечения и поддержания конкурентоспособности предприятия. В последнее время наметились отрицательные изменения на рынке труда города Южноуральск – уровень безработицы увеличился, что в свою очередь привело к снижению благосостояния населения и платежеспособного спроса на продукцию магазина. Однако за последние пять лет численность населения в городе Южноуральск увеличилась на 10%, что в свою очередь увеличивает число потенциальных покупателей.
Таблица 1.5 – СТЭП-анализ розничного предприятия ООО «Магия Золота»
Технологическая сфера, в свою очередь, способствует в значительной степени повысить качество торгово-технологического процесса и снизить издержки обращения магазина «Магия Золота».
Экономическая сфера деятельности из-за своей изменчивости и нестабильности является неблагоприятной для розничного предприятия «Магия Золота». Во-первых, магазин «Магия Золота» ограничен в свободных оборотных средствах, которые приходятся, в основном, на закупку ювелирных изделий. Высокие кредитные ставки препятствуют воспользоваться банковским кредитом для увеличения оборотных средств магазина «Магия Золота». Во-вторых, также отрицательным фактором является снижение темпов экономического роста в России, что приводит к снижению покупательской способности населения.
Негативное влияние на повышение конкурентоспособности розничного предприятия оказывает слабая поддержка малого бизнеса со стороны администрации Южноуральского городского округа.
Подводя итог проведенному анализу, можно сделать вывод, что в целом состояние внешнего окружения магазина «Магия Золота» слабо способствует эффективной организации коммерческой деятельности розничного предприятия.
Следующим этапом анализа организации коммерческой деятельности розничного предприятия «Магия Золота» является SWOT-анализ, с помощью которого удастся установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, и внешними угрозами и возможностями. Этот метод является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
SWOT-анализ розничного предприятия «Магия Золота» представлен в таблице 1.6.
Анализируя данные SWOT-анализа, можно сделать вывод, что основной проблемой розничного предприятия «Магия Золота» является недостаток свободных денежных средств, что в свою очередь ведет к недостаточному уровню материального стимулирования на предприятии сотрудников, а также невозможностью увеличить фонд на закупку ювелирных изделий.
Таблица 1.6 – SWOT-анализ розничного предприятия ООО «Магия Золота»
S Сильные стороны: – Высокое качество торгово-технологического процесса – Наличие постоянных лояльных покупателей – Широкий ассортимент ювелирных изделий – Высокий уровень обслуживания – Наличие дополнительных услуг – Хорошее месторасположение |
W Слабые стороны: – Недостаток свободных денежных средств – Невозможность увеличить сегмент потребителей в связи с ограниченностью населения города Южноуральск – Высокие логистические затраты на транспортные услуги – Высокие цены на реализуемые ювелирные изделия |
О Возможности: – Повышение платежеспособного спроса населения – Увеличение объемов продаж, за счет расширения ассортимента предлагаемых товаров – Увеличение объемов продаж, за счет снижения цен на реализуемые товары – Освоения новых сегментов рынка, путем введения в ассортиментный перечень ювелирных письменных принадлежностей – Снижение издержек обращения |
Т Угрозы: – Возможность снижения финансовой устойчивости – Ужесточение конкуренции – Потеря покупателей – Высоки темпы инфляции – Высокие ставки акцизов на ювелирные изделия (5%) |
В то же время розничное предприятие «Магия Золота» обладает колоссальными внутренними ресурсами, среди которых основными являются наличие постоянных лояльных покупателей, широкий ассортимент реализуемых товаров, высокий уровень обслуживания и предложение дополнительных услуг покупателям. В результате магазин «Магия Золота» не только устойчиво работает на рынке города Южноуральск по продаже ювелирных изделий, но и постепенно расширяет свои позиции на рынке. Также за 8 лет функционирования розничное предприятие «Магия Золота» завоевало положительную деловую репутацию на потребительском рынке.
Среди основных возможностей магазина «Магия Золота» необходимо отметить увеличение количества квалифицированного персонала, рост производительности труда и снижение издержек обращения. Реализация инновационных способностей способствует снижению издержек обращения и росту рентабельности предприятия. Также в настоящее время предприятие планирует увеличение объемов продаж за счет расширения ассортимента ювелирных изделий и освоения новых сегментов рынка, путем введения в ассортиментный перечень ювелирных письменных принадлежностей.
Одной из основных угроз для магазина «Магия Золота», как показал не только проведенный SWOT-анализ, но и оценка конкурентоспособности предприятия, является высокий уровень конкуренции на рынке и высокие цены на реализуемый в магазине товар. При этом необходимо учитывать, что потенциальные возможности могут перерасти в потенциальные угрозы и наоборот.
Розничная продажа ювелирных изделий, как и любая другая отрасль торговли, является четко налаженной цепью взаимодействий, направленных на обеспечение конечного покупателя качественными товарами за приемлемую для них цену. Каждое звено этой цепи, так или иначе, обеспечивает работу отрасли ювелирных изделий в целом.
Цепь товародвижения розничного предприятия ООО «Магия Золота» по структуре является транзитной, т.е. ювелирные изделия в магазин завозятся непосредственно от производителя, минуя оптовое звено.
Схематично цепь товародвижения предприятия ООО «Магия Золота» представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Цепь товародвижения предприятия ООО «Магия Золота»
Основными поставщиками ювелирных изделия предприятия ООО «Магия Золота» являются следующие предприятия-производители:
– Московский ювелирный завод;
– Ювелирная компания «Sokolov»;
– Ювелирная компания «Серебро».
В соответствии с представленной схемой, предприятие ООО «Магия Золото» осуществляет закупочную деятельность с предприятиями-производителями, которые территориально расположены в г. Москве. Процесс товародвижения осуществляется следующим образом:
1. Поставщики осуществляют доставку своей продукции широкого ассортимента в г. Челябинск собственными силами и средствами.
2. Предприятие ООО «Магия Золота» осуществляет отборку товара по образцам, закуп отобранного ассортимента у поставщиков в г. Челябинске.
3. Предприятие ООО «Магия Золота» осуществляет доставку товара из г. Челябинска в магазин г. Южноуральска собственными силами и средствами.
Формирование заказов на поставку очередной партии ювелирных изделий всегда сопряженно с рисками. Переизбыток товара в магазине, невостребованность товара, нехватка популярных позиций, все это ведет к замораживанию оборотных средств, а соответственно, и к уменьшению прибыли предприятия ООО «Магия Золота».
Во избежание подобных погрешностей в закупочной деятельности, каждый заказ на ювелирные изделия менеджер снабжения с руководителем магазина формирует на основе:
– анализа продаж;
– ассортиментной матрицы товарных категорий;
– установленных планов продаж и предполагаемых сроков поставок;
– тенденций в ювелирной моде.
На основе полученных данных в соответствии с внутренней политикой магазина закупки строятся по структуре товарных категорий, которая рассмотрена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5.
Заключение.
Розничная торговля – это торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения.
Розничная торговля выполняет ряд функций:
исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Розничная торговля представлена большим количеством торговых предприятий, которые можно классифицировать по таким критериям как: товарная специализация, формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, состав контингента обслуживаемых покупателей, характер местонахождения и др.
В целях улучшения работы розничных торговых предприятий утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Концепция развития внутренней торговли исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.
Общими принципами развития розничной торговой сети являются:
- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);
- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
- формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;
- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
- восстановление розничной торговли через автоматы.
Малые предприятия розничной торговли начинают играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становятся важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Развитие малого и среднего предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно – экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы.