Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России (Правила работы предприятий розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Правила работы предприятий розничной торговли.

В целях улучшения работы розничных торговых предприятий и усиления защиты интересов покупателей с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

В общих положениях этих правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования.

Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяются его уставом. Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы муниципальных предприятий.

При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.

В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.

Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.

Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии не реже одного раза в год и удостоверяться специальным клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Соответствующие документы должны находиться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.


В магазине должна быть представлена следующая информация:

указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров;

фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;

перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;

текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;

о внеочередном обслуживании отдельных категории граждан;

адреса и телефоны местных органов администрации.

На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.

В правилах работы розничных торговых предприятий следует также определить:

основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;

порядок продажи товаров;

требования, предъявляемые к продавцам;

контроль за работой розничных торговых предприятий.

Принятые по количеству и качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.

Хранение товаров должно быть организовано с учетом строгого соблюдения основных принципов товарного соседства, санитарных и других правил, а также соответствующих режимов.

Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.

Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам па общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.

Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.

Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.

В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.

Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.


На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.

Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.

Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, должны продаваться с соблюдением этих норм.

Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.

В магазинах, торгующих продовольственными товарами, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями - контрольные метры.

Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более часа.

Магазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3-х суток.

Контрольно-кассовые машины, используемые на предприятиях торговли, должны быть зарегистрированы в налоговых службах в установленном порядке.

В правилах работы предприятий розничной торговли особое место уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.

Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров, их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он должен уметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т. п. В правилах же сформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а также предусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.

Глава 2. Анализ розничной торговли на предприятии ООО «Магия Золота».

2.1 Общая характеристика организационно-хозяйственной деятельности розничного предприятия ООО «Магия Золота».


ООО «Магия Золота» осуществляет розничную продажу ювелирных изделий широкого ассортимента колец, серег, браслетов, часов и цепочек из золота и серебра, а также украшений с бриллиантами в г. Южноуральске. Розничное предприятие успешно работает и развивается на потребительском рынке ювелирных изделий.

Главная цель розничного предприятия ООО «Магия Золота» – обеспечение потребителей современным, качественным ювелирными изделиями и получение прибыли от коммерческой деятельности.

Основными видами деятельности предприятия являются:

– розничная торговля ювелирными изделиями из золота и серебра;

– розничная торговля ювелирными изделиями со вставками бриллиантов и других драгоценных и полудрагоценных камней;

– оказание услуг по ремонту ювелирных изделий.

Ювелирные изделия, реализуемые в магазине «Магия Золота» представлено широким ассортиментом, классификация которого рассмотрена на рисунке 1.1, и изготовлено из классического материала – золота и серебра.

Рисунок 1.1 – Ассортимент магазина «Магия Золота».

Ювелирные изделия магазина «Магия Золота»

Женские изделия

Детские изделия

Мужские изделия

– кольца

– цепи

– серьги

– браслеты

– подвески

– часы

– пирсинг

– колье

– броши

– кольца

– цепи

– серьги

– браслеты

– подвески

– кольца

– цепи

– браслеты

– подвески

– часы

– зажимы

При подборе ассортимента ювелирных изделий основной акцент делается на ассортимент женских изделий, в связи с тем, что основными потребителями ювелирной продукции являются женское население. Розничное предприятие «Магия Золота»» в 2018 году сократило ассортимент импортных ювелирных изделий и расширило ассортимент ювелирных изделий отечественных производителей. Это связано с тем, что в 2018 году цены на импортные ювелирные изделия увеличились почти на 50%.

Розничное предприятие «Магия Золота» в 2017 году с целью расширение сферы деятельности открыло ювелирную мастерскую. Ювелирная мастерская предоставляет следующие виды услуг:

– родирование ювелирных изделий;

– закрепка, замена ювелирных вставок (камней);

– ремонт бижутерии и перетяжка бус;

– ремонт и чистка столового серебра;

– подгонка колец по размеру;

– пайка цепей;

– замена и установка замков на цепях, браслетах и серьгах;

– закрепка ювелирных вставок (драгоценных камней);

– бесплатная подгонка по размеру изделий, купленных в магазине «Магия Золота».


Ювелирная мастерская является не только источником дополнительной прибыли, но и повышает конкурентоспособность магазина «Магия Золота», т.к. потребитель может в одном месте приобрести товар и получить услуги по уходу за ним. Кроме того, некоторые услуги покупателям изделий магазина «Магия Золота» предоставляются бесплатно.

Розничное предприятие «Магия Золота» расположено в стационарном помещении на первом этаже жилого дома. Розничное предприятие имеет отдельный вход для покупателей и вход для служебного персонала, который также является местом разгрузки транспортных средств, доставляющий товар в магазин. Магазин имеет следующий состав помещений:

– общая площадь магазина – 105 м2;

– торговая площадь – 66 м2;

– ювелирная мастерская – 9 м2;

– подсобное помещение для персонала – 9 м2;

– помещение-сейф для хранения ювелирных изделий – 6 м2;

– другие помещения (коридор, туалет) – 15 м2.

Специализация розничного предприятия не подразумевает накопление товарных запасов, в связи с этим складские помещения в магазине отсутствуют. Ювелирные изделия в рабочие часы размещаются в торговом зале, при закрытии магазина перемещаются в помещение-сейф.

Розничное предприятие ООО «Магия Золота» за восемь лет своей хозяйственной деятельности сформировало упорядоченную организационную структуру. В связи с тем, что предприятие занимается не только розничной продажей ювелирных изделий, но и самостоятельно осуществляет функции ювелирной мастерской (производственный процесс), руководством предприятия было решено использовать дивизиональную организационную структуру. Дивизиональная организационная структура управления предполагает функционирование нескольких самостоятельных подразделений, каждое из которых имеет свою сферу деятельности, самостоятельно решает текущие хозяйственные вопросы, при этом все подразделения объединены между собой и с общим центром финансовыми и административными связями.

Дивизиональная организационная структура ООО «Магия Золота» представлена на рисунке 1.2.

В связи с тем, что руководство предприятия состоит из одного руководителя, а именно Куропятник М.Ю., то основным преимуществом использования дивизиональной структуры является децентрализация, повышающая самостоятельность принимаемых решений и их обоснованность внутри подразделения. Кроме того, преимуществами используемой организационной структуры являются: ориентация на источник прибыли, скоординированное управление, обеспечение наиболее тесной связи предприятия с потребителем, быстрое реагирование предприятия на изменения во внешней среде и адаптация к новым условиям.