Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность политического (государственного) режима
1.1. Государственный (политический) режим как элемент формы государства
1.2. Демократический политический режим
2. Признаки различных типов политических режимов
2.1. Тоталитарный и авторитарный политические режимы: основные признаки
2.2. Характерные признаки демократического политического режима
3. Развитие политических режимов в современных государствах
3.1. Характеристика демократических и антидемократических режимов
3.2. Развитие демократических институтов в различных странах
Также признаки демократического режима состоят в наличии множества других свобод и прав (экономических, политических, социальных, гражданских, духовных и т.п.), многие из которых также автоматически обретают статус неотъемлемых и обязательных.
Право человека является совокупностью норм, осуществляющих регулирование взаимоотношений свободных людей между собой, государством и обществом, с обеспечением возможности действовать по своему выбору, получать блага для собственной жизни. Свободами же обеспечиваются возможности выбора поведения и деятельности. Именно совокупность свобод и прав – это ключевые признаки демократического режима, формирующие целостную систему.
Любой индивид имеет много разных прав. Это «негативные», обеспечивающие охрану свободу человека и состоящие из обязанностей государства и общества по несовершению некорректных действий в отношении личности (жестокое обращение, пытки, произвольный арест и т.п.). Существуют также и «позитивные», которые означают обязанность государства и общества обеспечивать индивиду определенные блага (отдых, труд и образование). Помимо этого, свободы и права подразделяются на личные, культурные, политические, социальные, экономические и т.п.
Признаки демократического режима были впервые в полной мере описываются во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной еще в 1948г. Что любопытно, СССР в то время ее не подписал, и лишь при правлении Горбачева ее признали. Данная Декларация отображает все гражданские и политические права, дает перечень положительных и отрицательных свобод. Также приводится раскрытие смысла и содержания политических, культурных и экономических прав. Всеобщая декларация прав человека выступает частью международного законодательства. Помимо этого, ООН приняла многие иные конвенции, декларации и пакты, нацеленные на то, чтобы установить демократическое общество и поддерживать права и достоинства человека.
Также нужно сказать, что плюрализм является неотъемлемой чертой всех демократических режимов. Это говорит о признании в политической и общественной жизни многих и разных автономных (но при этом и взаимосвязанных) политических и социальных партий, групп, организаций, идеи и установки которых непрерывно находятся в состоянии конкурентной борьбы, соревнования и сопоставления. Плюрализм является антиподом монополизма и выступает как базовый принцип политической демократии.
Соответственно, как основные социальные и политические стабилизаторы и регуляторы выступают сами граждане. В сфере экономики же – это частная собственность людей, формирующая основу к полной независимости отдельной личности от института власти, а также различного рода религиозных, политических и социальных групп. Идейно-политический плюрализм, многопартийная система, осуществленное разделение государственной власти на несколько независимых веток с созданием системы баланса (равновесия), свободные выборы – это все формирует крепкий базис к существованию демократии в современном мире.
2. Признаки различных типов политических режимов
2.1. Тоталитарный и авторитарный политические режимы: основные признаки
Тоталитарный режим возможен также в условиях того или иного общественного строя. Был он в капиталистической высокоразвитой Германии (фашизм), а также социалистических государствах (Советский Союз, Румыния, Албания). С позиций институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуют следующие черты:
1. политические свободы и права граждан, возможность их активного и самостоятельного участия в определении политики государства принципиально отвергает концепция вождизма, на котором основан режим. Граждане не имеют выбора, они нацелены на существование единой безвариантной системы: не просто выступления против нее, но и обыкновенную критику закон рассматривает как уголовное преступление;
2. политическое руководство от одной партии к другой переходить путем выборов не может: как правило, есть только одна легальная партия, а если другие могут существовать, то они, как массовые общественные организации, подконтрольны этой легальной партии; руководящую роль партии закрепляют на конституционном уровне;
3. принципиальное отвержение политического плюрализма, недопущение политической оппозиции, непризнание защиты прав меньшинства; принципом демократического централизма требовалось безусловное подчинение меньшинства большинству. Под руководство фюрера, правящей партии, военного совета ставятся все имеющиеся общественные организации, происходит создание единого механизма политического властвования. В некоторых случаях, как было это в Гвинее, провозглашают формирование целостного, слитного организма «партии-государства», в качестве членов единственной партии объявляют всех граждан, а государственные органы, как было это в Заире, становятся органами партии (законодательным советом партии становятся парламент, исполнительным советом – правительство и пр.);
4. отвержение разделения властей, в конституциях в различных вариантах фигурирует принцип единства власти. Роспуск представительных органов или же они выступают в качестве единственных законодательных органов. Местное самоуправление лишается также любого реального значения: правление назначенных представителей правительства и главы государства на местах, а при их отсутствии (власть Советов) – сосредоточение реальных полномочий в руках органов партии;
5. единую обязательную политическую идеологию обеспечивает государственное принуждение в четких либо же скрытых формах.
Авторитарный режим является политическим режимом, когда государственную власть осуществляет один лицо или же узкий круг лиц (правящая элита) с минимальным участием населения.
Авторитарный режим является режимом, которым ограничивается демократия и устанавливается власть одного лица либо же группы лиц (диктатура). Таким режимом существенно ограничиваются полномочия представительных институтов, игнорируется принцип разделения властей, ущемляются политические и гражданские права, незаконно присваивается или захватывается власть.
В самой общей форме за авторитаризмом был закреплен облик системы жесткого политического правления, которая постоянно использует силовые и принудительные методы для того, чтобы регулировать основные социальные процессы. Ввиду этого важнейшие политические институты в обществе – дисциплинарные государственные структуры: его силовые органы (полиция, армия, спецслужбы). При данном стиле властвования оппозицию исключают не просто из сферы принятия решений, а также в целом из политической жизни. Выборы либо же иные процедуры, нацеленные на выявление запросов граждан, общественного мнения, или же отсутствуют, или же их используют исключительно формально.
Признаки авторитарного политического режима таковы[5]:
- на местах и в центре власть концентрируется в руках одного либо же нескольких тесно взаимосвязанных органов с одновременным отчуждением народа от реальных рычагов власти государства;
- игнорирование принципа разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную (чаще всего президент и исполнительно-распорядительные органы себе подчиняют все остальные органы, наделяются судебными и законодательными полномочиями);
- ограничение роли представительных органов власти, хотя возможно и их существование;
- суд, по сути, вспомогательный орган, вместе с которым использоваться могут и внесудебные органы;
- сужение или отсутствие сферы действия принципов выборности должностных лиц и государственных органов, подконтрольности и подотчетности их населению;
- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
- сохранение частичной цензуры, существование своего рода «полугласности»;
- в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;
- права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;
- политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти.
При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным.
2.2. Характерные признаки демократического политического режима
Возникший в античный период и обозначая «власть народа» (от греч. demos – «народ», а также kratos – «власть»), понятие «демократии» получило очень большое распространение в политике[6]. Однако, массовое применение указанного понятия не оставило за ним определенного однозначного содержания.
На протяжении истории к идее демократии, которая основывается на принципах равенства и свободы, обращались лучшие умы человечества, развивая и обогащая данное понятие: Перикл (Древняя Греция), Б. Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж. Руссо (Франция, XVIII в.), Т Джефферсон (США, XVIII в.), И. Франко (Украина, к. XIX – н. XX в.), В. Гавел (Чехия, XX в.), А. Сахаров (СССР, XX в.) и др. Большинство (к примеру, А. Токвиль) делали акцент на необходимости «учиться демократии»[7].
Гёте утверждал: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой»[8].
Каждый исторический период вносил собственные признаки в понятие демократии и расставлял собственные акценты на их значимости.
Слово «демократия» применяют в разных значениях:
- в качестве формы государства;
- в качестве политического режима;
- в качестве принципа организации и деятельности государственных органов, а также общественных организаций.
В политологии по-прежнему не сформировано единых представлений, которые дали бы возможность установления точного определения демократии. Различные авторы концентрируют внимание на ее определенных элементах, например, на власти большинства, на ограничении ее и контроле над ней, на ключевых правах граждан, на правовой и социальной государственности, а также на общих выборах, разделении властей, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, соучастии, равенстве, плюрализме и т.п.
Следовательно, демократию понимают в нескольких смыслах: прежде всего, расширительно, как общественную систему, основывающуюся на добровольности всех форм человеческой жизнедеятельности; во–вторых, в более узком понимании, как форму государства, при которой все граждане имеют одинаковые права на власть.
Когда ведут речь о государстве, что оно является демократическим, то имеется в виду наличие всех указанных значений. Демократия как форма государства является возможной в государствах с демократическим режимом, а, значит, с демократическим принципом организации, а также деятельности всех субъектов политической общественной системы, которые одновременно выступают и как субъекты демократии. Очевидно, субъекты демократии – это, в первую очередь, народ и гражданин. Демократия без государства никогда и нигде не существовала. Реально демократия является формой (разновидностью) государства, которое характеризуют, по меньшей мере, следующие признаки (см. рис.1):
Признаки демократии
признание народа высшим источником власти
подчинением меньшинства большинству при принятии решений
выборностью основных органов государства
равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав
Рис. 1. Признаки демократии[9]
Любое демократическое государство строится на основании данных общих признаков, но уровень развития демократии может отличаться. Демократизация общества является долговременным постоянным процессом, нуждающимся во внутригосударственных и в международных гарантиях.
Современное демократическое государство (а являться демократическим государством – это престижно) дополняет ряд иных принципов и признаков[10]:
1) соблюдение прав человека, приоритет их над правами государства;
2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
4) верховенство закона;
5) разделение властей и др.
Если руководствоваться современным наполнением демократии качественным дополнительным содержанием, то может быть дано определение демократии как идеала, образца, к которому стремится каждое цивилизованное государство.
Демократия является политической организацией власти народа, когда обеспечивается: равное участие каждого и всех в управлении общественными и государственными делами; выборность ключевых государственных органов и законность в функционировании каждого субъекта политической системы общества; обеспечение свобод и прав человека и меньшинства согласно международным стандартам.
Проведем рассмотрение признаков демократии.
1. Демократия обладает государственным характером: