Файл: Планирование хозяйственной деятельности торговой организации, на примере реально существующей организации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана на предприятии
2. Общая характеристика ООО «РТК»
2.2. Анализ хозяйственной деятельности Общества
2.2.2. Анализ финансового состояния организации
2. Анализ платежеспособности и ликвидности бухгалтерского баланса
4. Оценка финансовой независимости и устойчивости предприятия
5. Анализ деловой активности предприятия
6. Анализ прибыли и рентабельности
3. Бизнес план развития организации
3.1 Маркетинговая стратегия развития.
Введение
Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу.
Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.
Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности.
С помощью бизнес-планирования они научились выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффективно управлять ресурсами, предвидеть вероятные изменения в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования[[1]].
Однако использование бизнес-планирования для выработки и обоснования решений по управлению на российских предприятиях – это, скорее, исключение, чем правило. Многие предприниматели еще не имеют возможности, а кто и просто не умеет заниматься бизнес-планированием на горизонты хотя бы в пределах года.
Практика показывает, что большинство руководителей все еще не владеют методологией и философией бизнес-планирования и скептически относятся к его полезности. В то же время потребность коренного изменения менеджмента назрела уже давно.
Сегодняшний российский рынок интенсивно развивается, становится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Менеджменту российских компаний придется учиться работать в условиях более стабильных, но невысоких уровней доходов.
Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, сроки предоставления других форм и видов отчетности так же строго регламентируется исполнительными органами власти.
Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются.[[2]]
Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.
Наиболее активно бизнес-план используется при поиске кредиторов, инвесторов и других партнеров по осуществлению проекта.
В данной курсовой работе представлен вариант разработки бизнес – плана развития ООО «РесурсТехКомплект». Данная организация может привлечь дополнительных покупателей, что позволит предприятию повысить уровень финансового состояния.
Поскольку планируется расширить рынок сбыта, то необходимо рассмотреть какие перспективы ожидают организацию в новой сложившейся ситуации. Для этого в данной курсовой работе приведен ряд расчетов для выявления слабых и сильных сторон функционирования фирмы. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы бизнес планирования в организации; проанализировать внутреннюю и внешнюю среду; разработать перспективы развития организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность и основы бизнес планирования; изучить цели и задачи бизнес планирования; проанализировать финансовые показатели организации; разработать перспективы развития организации.
Предметом исследования является бизнес планирование в организации. Объектом данной курсовой работы является хозяйственная деятельность ООО «РесурсТехКомплект».
Актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и списка использованных источников.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы бизнес-планирования в организации. Во втором – проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности фирмы. В третьем разделе – перспективы развития и оценка ожидаемых рисков. В заключении делаются выводы по исследуемой теме.
1. Бизнес планирование
1.1 Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана на предприятии
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
1. Создание новых коммерческих организаций;
2. Использование инноваций в рамках действующей коммерческой организации;
3. Реализация новых видов деятельности в действующих предпринимательских структурах;
4. Финансовое оздоровление малорентабельных, убыточных предпринимательских единиц;
5. Привлечение инвесторов (включая кредиторов: государственных, коммерческих);
6. Составление проспектов эмиссии ценных бумаг;
7. Рекламирование деятельности в целях поддержания имиджа коммерческой организации;
8. Обоснование эффективности инвестиционных проектов;
9. Развитие территорий (федеральные целевые, региональные целевые бизнес-планы развития);
10. Обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
11. Ликвидация проектов и др.
Пример классификации основных целей бизнес-планирования представлен на Рис. 1 (Приложение А), однако следует заметить, что данный список целей может быть дополнен и расширен.[[3]]
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:
1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
2) непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования;
3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
4) интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
6) участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
7) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
1.2. Структура бизнес-плана
При составлении бизнес-планов необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов:
1. Основа разработки – маркетинговая концепция предпринимательской деятельности, содержанием которой является разработка стратегии и тактики поведения коммерческой организации в определенных рыночных сегментах.
2. Необходимость отражения всех сторон предпринимательской деятельности в их взаимосвязи и взаимозависимости: производственная, финансовая, коммерческая, коммуникативная.
3. Состав плана, содержание его разделов и методика расчета плановых показателей не должны быть сложными.
Общие требования к бизнес-плану те же, что и к аналогичному организационно-правовому документу планового характера:
- достоверность;
- своевременность (составление и, соответственно, использование по назначению в нужное время);
- достаточность (наличие минимально необходимого объема информации);
- понятность и доступность для восприятия.
- Кроме того, материалы бизнес-плана должны также обладать: