Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Введение
Персонал составляет наиболее важный – человеческий – ресурс организации. И высшие руководители, и менеджеры всех уровней, и специалисты, и работники вспомогательного состава – все они включены в единую и сложную систему организационных взаимоотношений.
Управление людьми относится к одной из наиболее трудных и важных функций менеджмента. Не случайно выдающиеся менеджеры и специалисты по управлению в списке профессионально значимых качеств руководителя отдают приоритет умениям работать с людьми.
В литературе по управлению персоналом приводится масса полезных рекомендаций, как сделать работу организации более эффективной. На практике выполнение этих рекомендаций далеко не всегда протекает по описанному в литературе сценарию. Оно не обязательно автоматически ведет к обещанному результату: одно дело — теория, и совсем другое — практика, реальная жизнь, где на процесс достижения цели оказывает влияние много «дополнительных переменных»: мотивация исполнителей, их лояльность к руководству, особенности характера, возраст, пол.
Влияние последнего фактора на результативность управления персоналом, на наш взгляд, освещено в литературе недостаточно. В исследованиях последнего времени, в основном, рассматриваются мужской и женский стили управления, мужская и женская деловая одежда, служебная карьера мужчины и женщины.
Большинство управленческих рекомендаций ориентированы на некий абстрактный «персонал», пол которого не уточняется. И в коллективе, сбалансированном по гендерному признаку (примерно в равной пропорции представлены мужчины и женщины), часто возникают проблемы, при решении которых необходимо учитывать гендерную специфику. Если же преобладают представители одного пола (что в нашей стране характерно для целого ряда профессий, считающихся «мужскими» или «женскими»), то управление коллективом приобретает целый ряд особенностей, которые выступают тем резче, чем ниже статус подчиненных и чем в большей степени нарушено равновесие. Надо заметить, что именно в гомогенном коллективе (только мужском или только женском) происходит заострение негативных черт, традиционно считающихся преимущественно женскими и мужскими. Возникает своего рода синергетический эффект, снимающий внутренние моральные барьеры.
В настоящее время эта проблема в большей степени интересует психологов, чем менеджеров. Вместе с тем следует отметить, что проблема должна представлять определенный интерес и для управленцев. Актуальность данной темы проста: в менеджменте она раскрыта либо частично, либо не полностью, что я и попытаюсь исправить в своей работе.
Цель исследования: выявить особенности и проблемы женского персонала организации, разработать способы их решения.
Объект: женский персонал как часть ресурса организации.
Предмет: особенности управления женским персоналом.
Задачи:
- Изучить литературу по выбранной теме;
- Выявить слабые и сильные стороны женского коллектива;
- Разработать рекомендации по улучшению деятельности организации, касательно женского персонала.
База: сеть магазинов модной одежды
Выборку составили: шесть сотрудниц данных торговых точек от восемнадцати до двадцати двух лет
Глава I. Особенности управления женским персоналом организации
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретает задача поиска новых путей повышения социально-экономической эффективности бизнеса. Одним из таких путей является повышение качества работы персонала, заключающееся в актуализации новых ресурсов управления, составляющих потенциал гендерных отношений.
Гендер, или социальный пол, – это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. Использование результатов исследований гендерных различий позволяет актуализировать значительные ресурсы управления, заключенные в личностном потенциале гендерных отношений.
Сегодня от каждого руководящего работника требуется, чтобы в своей деятельности он учитывал индивидуальные особенности каждого конкретного сотрудника. На передний план вышли такие аспекты, как мотивация и развитие индивидуальности. Кроме того, на повестку дня снова и снова выдвигаются следующие вопросы. Надо ли руководить женщинами иначе, чем мужчинами? Какие трудности могут возникнуть в работе с женщинами?
На эффективность выполнения служебных обязанностей женским персоналом влияют некоторые специфические особенности женского организма и проблемы работающих женщин, являющиеся актуальными и для всех сфер деятельности общества:
1.2. Биологические особенности: выполнение репродуктивной функции.
Детородный период является самым активным периодом в жизни женщины, однако он тормозит профессиональный рост, поскольку женщина вынуждена прерывать профессиональную деятельность из-за отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, в результате чего она теряет профессиональные навыки и отстает в продвижении по службе от коллег-мужчин.
Для решения данного вопроса необходимо создавать систему профессиональной реадаптации для женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности.
1.3. Психофизиологические особенности как положительно, так и отрицательно влияющие на выполнение служебных функций:
1.3.1 Эмоциональность.
Как показывают исследования, одними из основных личностных черт женщин является эмоциональность и тревожность, они эмоциональнее мужчин, обидчивее, болезненно реагируют на критику и личные оскорбления. Излишняя эмоциональность является отрицательным качеством, т.к. может перерасти в несдержанность.
В течение одного часа женщина может испытать очень сильные, совершенно противоположные эмоции. Для мужчины это сложно: обычно он придерживается какой-то одной, постоянной эмоции. Это обусловлено тем, что органическая структура женщины обладает большей, чем у мужчины, способностью к приёмопередающему взаимодействию с окружающей средой. Полученное она сразу переводит в эмоцию. Диапазон восприятия организмической и природной информации у женщины гораздо шире, чем у мужчины.
Проявление чувств всегда воспринималось как нечто женское, привлекательное, необходимое для будущих матерей. Поэтому порой женщины действительно реагируют весьма эмоционально и промежуточный мозг регулирует выделение гормонов, воздействующих на организм: слезы, внезапная потеря речи, покраснение лица, едва скрываемая ненависть, необдуманные реакции при негативных ощущениях и, конечно же, радующий сердце смех и доверчивость при позитивных ощущениях. Может возникнуть симпатия, оказывающая весьма значительное влияние на поведение женщины, как и антипатия, которая «наносит вред совместной работе. Среди работающих женщин часто встречаются такие, которые не знают, как справиться со своей излишней эмоциональностью. Они считают ее серьезным недостатком, источником неуверенности и несправедливости, причиной многих конфликтов. Некоторые женщины взяли за правило сначала мысленно считать до 10 или даже до 50, чтобы блокировать необдуманное, спонтанное высказывание и приглушить свои эмоции.
1.3.2. Подверженность стрессам.
Согласно научным исследованиям женщины значительно больше мужчин подвержены стрессам. Так, опрос американского Научного фонда показал, что женщины испытывают печаль, отчаяние, тревогу, чувство вины и боль примерно втрое чаще, чем мужчины. В то же время женщины в гормональном отношении быстрее выходят из состояния стресса. Даже по здоровью и способности к самовосстановлению женщины намного превосходят мужчин. А.Менегетти пишет: «…Женщина обладает удивительной способностью к восстановлению: сегодня она подавлена и измождена, а буквально через неделю в ее дом снова возвращается весна, наполняя ее новыми силами».
1.3.3. Интуиция.
У женщин больше, чем у мужчин развито правое полушарие мозга, что выражается в образности восприятия и мышления, богатой интуиции.
1.3.4.Такие качества, как эмпатия (сочувствие, сопереживание), любовь к людям, способность понимать и готовность опекать других, женщинам свойственны в большей степени, чем мужчинам.
1.3.5. Коммуникабельность и аффилация (терпимость к другим).
Наиболее признанная и допустимая роль женщин – это проявление сопереживания и заботы о других, положительное влияние на виды социального общения и соблюдение морали. Женщины более приветливы и терпеливы.
1.3.6. Агрессивность.
Женщины отличаются нежностью и кротостью. Нормальный уровень агрессивности и пассивности варьируется в зависимости от характера общества, но внутри каждой цивилизации мужчина неизменно агрессивнее, что является универсальным законом.
1.3.7. Самооценка
Чаще всего она занижена, они самокритичнее; у мужчин – завышена, они больше довольны собой. Вследствие заниженной самооценки и повышенной самокритичности женщины позже
мужчин решаются посвятить себя производственной деятельности, реже них стремятся получить высокий общественный статус, престижные должности и ценят в карьере возможность личного роста и самосовершенствования.
В то же время, согласно исследованиям Института психологической коррекции, и Центра когнитивной терапии США, комплекс неудачника распространен среди мужчин, они боятся, что их коллеги и знакомые добьются большего, чем они сами, «для женщин же любовь и одобрение важнее карьеры. Мужчины с раннего детства запрограммированы на то, что успех в делах – цель их жизни».
1.3.8. Типы мышления.
Наблюдения показывают, что женщины мыслят не так, как мужчины. Получаемая ими информация обрабатывается в их психике по-своему.
Известно, что мужчины лучше женщин могут воспринимать и мысленно представлять расположение предметов в пространстве, их местоположение, очертания, пропорции. Недаром мужчины лучше женщин справляются со сложной обстановкой, сидя за рулем автомашины. Правда они чаще женщин рискуют, и поэтому последние уравновешивают здесь свои шансы попасть в аварию.
Практика общения свидетельствует о том, что в разговоре женщины используют более длинные и сложные словосочетания, чем мужчины. Это связано с тем, что вербальная (словесная) деятельность мужчин главным образом замыкается на левом полушарии. У женщин задействуются оба полушария. Мужчины используют правое полушарие для абстрактного мышления, женщины к этому процессу подключают еще и левое полушарие. Они чаще, чем мужчины, при принятии решения используют чувственный аппарат своего интеллекта. Судя по особенностям обработки и пользования информации четко выделяют два типа мышления – мыслительный и чувствующий. Первый характерен для мужчин, а второй – для женщин.
Чувствующий тип осложняет процесс принятия решения межличностными отношениями. У него превалирует субъективная оценка. Когда он раздумывает о ситуации, ему на ум приходят такие слова: “сердечность”, “гуманность”, “гармония”, “человечность”. Принимая решение, люди такого типа задумываются над тем, как это решение повлияет на других. Они невольно отождествляют себя с другими, а поэтому чувствуют чужую боль.
Поведение чувствующего типа:
- считает “хорошим” решением то, которое принимает во внимание чувства людей;
- старается помочь людям нередко ценой собственного благополучия;
- способен взять свои слова обратно, если считает, что не прав;
- в споре способен поставить себя на место других;
- предпочитает избегать конфликтов, старается обеспечить согласие;
- полагается на теории, дающие простор чувственному восприятию;
- легче работает с материалом, который затрачивает эмоциональную сферу психики.
Хороший менеджер, будь он мужчиной или женщиной должен в жизни практиковать единство мыслительного и чувствующего типа.
-
- Успех в работе
Если мы поднимемся по иерархической пирамиде А. Маслоу на ступеньку выше, то столкнемся со стремлением к престижу и признанию. Тут разница в поведении женщин в зависимости от конкретных условий жизни еще больше; более того, в сопоставимых ситуациях они зачастую ведут себя противоречиво. Женщина, «удачно» вышедшая замуж, может вообще не ощущать потребности выделяться в работе среди коллег. Она же может страстно стремиться к повышению своей квалификации, чтобы на работе признавали ее социальный статус. Может случиться, что такая женщина будет просто пытаться доказать своему мужу, что и она,— а не только он, и независимо от него! — может сделать хорошую карьеру, приобрести собственный статус.