Файл: «Основные функции в системе менеджмента» (Теоретические основы функций в системе менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Важность темы исследования заключается в том, что успех в управлении организацией во многом зависит от глубины знания функций менеджмента и навыков, применяемых в конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.
Снижение применения управленческих функций в организациях зачастую они обанкротятся, что негативно скажется на окружающей их среде. Именно поэтому функции менеджмента являются важнейшей задачей исследовательской тематики, как со стороны специалистов, так и в современной практике использования достижений должностей во всей деятельности организации.[1]
Специфика способов и методов реализации функций менеджмента является основой профессиональной деятельности любой организации.
Выполнение административных задач требует времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного распределения и использования ввиду взаимосвязанности управленческих функций. Именно поэтому все управленческие проблемы рассматриваются с точки зрения оперативного управления.[2]
Цели руководителей подразделений являются отправной точкой для определения объема и видов административной деятельности, обеспечивающих их достижение.
Это функции, которые являются неотъемлемой частью любого процесса управления, независимо от характеристик продукта. Поэтому их называют общими в своем составе, как правило, планирование, развитие, координация, надзор и мотивация.
Чтобы выполнить ту или иную относительно простую работу, необходимо заранее указать, что нужно получить в итоге, как организовать работу, мотивировать и контролировать их выполнение.
Проблема функционирования организации с точки зрения выполнения основных функций управления в крупной проблемы теории и практики управления. Из-за этого эта проблема уже давно серьезно изучена.
Фундаментальные научные исследования по данной проблеме представляют интерес в работах отечественных ученых Андреева А. А., Бовыкина В. И., Валуева С. А., Бабушкина н. в. И ... Вершигора Е. Е. и другие. Работы зарубежных ученых и специалистов, таких как Минцберг, Х., рис, М. Тейлор Ф. В., Файоль, А. и др., а также лежащие в основе научной литературы, тематические исследования ведущих отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры специализированных и периодических изданий, справочники.
Целью данной работы является изучение основных функций в системе менеджмента.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы функций в системе менеджмента
2. Проанализировать функции менеджмента на примере ООО «Птица».
Объектом данной работы является ООО «Птица».
Предметом- анализ функций на ООО «Птица».
Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы функций в системе менеджмента
1.1 Управление в системе менеджмента
Методы и средства планирования и организации деятельности фирмы представляют собой целый комплекс специфических, разнообразных и сложных задач тесного взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий. [3]
Естественно, эффективно управлять целым комплексом мероприятий один управляющий или даже группа управляющих не могут. Необходимо разделение деятельности организации на отдельные направления, в рамках которых функционируют определенные управленческие структуры.
Подобные направления названы в административной школе управления А. Файоля функциями.
Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, отражающими организацию работы определенного направления.
В классической (административной) школе управления рассматриваются четыре основных (базовых) функции:
1)Планирование
2)Организация — функция управления, включающая вопросы разделения и кооперации труда исполнителей, в том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействия;
3)Мотивация труда (стимулирование деятельности) — настройка людей на поведение, способствующее их эффективной деятельности в соответствии с целями организации; [4]
4)Контроль — получение информации о ситуации, полноте и качестве выполнения заданий, факторах, влияющих на эффективность деятельности организации.
Сами по себе функции управления не могут иметь самостоятельного, абсолютного значения. Управленческая деятельность представляет собой выполнение поставленных задач с единым пониманием цели и способов ее достижения, а, следовательно, с обеспечением тесной взаимосвязи между функциями.
Сфера управления как реализация основных функций охватывает, как правило, не только планирование и организацию производства, но и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), сбыт, финансы, коммуникации, трудовые ресурсы и т. д., т. е. все стороны обширной деятельности фирмы (компании) по выполнению задач или достижению поставленных целей.
Круг проблем, решаемых управленческой деятельностью в плане реализации основных функций, можно свести к следующему. Прежде всего определяются конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и последовательность решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий, позволяющая решить проблемы, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения. Все это составляет основу перспективного и оперативного (текущего) планирования и, следовательно, служит конкретной базой организаторской работы управленческого аппарата, как по обеспечению необходимых условий, так и по непосредственному выполнению подчиненными поставленных задач.
Основополагающее значение среди функций управления имеет функция планирования, отражающая конечные цели организации и способы их достижения. Однако осуществление планов невозможно без соответствующей структуры, осуществляющей организацию производства и сбыта продукции или услуг, без укомплектования кадрами специалистов всех отделов и служб, без стимулирования их труда и контроля хода реализации намеченных планов. Нельзя не подчеркнуть, что развитие и реализация каждой из функций управления обусловливаются влиянием объективных факторов.
Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных социально-экономических условиях. Это означает, что к изучению (определению) сущности и содержания функций управления нельзя подходить с чисто формальной стороны; необходимо выявлять и анализировать все изменения, происходящие в сфере управленческой деятельности. Многие изменения факторов влияния как внутренней, так и внешней среды организации, отражают глубинные процессы, происходящие в экономике. Функции управления проявляются наиболее полно в условиях системного, комплексного подхода к организации деятельности и развития фирмы, применения целевого управления и создания программно-целевых структур, позволяющих отслеживать каждый пункт оперативных и перспективных планов по содержанию и срокам исполнения.
Повышение уровня централизации в управлении объединениями предпринимательских структур на современном этапе предполагает дальнейшее развитие таких функций управления, как внутрифирменное планирование, организация и контроль производственной деятельности всех подразделений фирмы. Видоизменяясь, эти функции оказывают влияние и на цен- трализованное управление, которое приобретает новые черты и свойства, требующие детального и комплексного изучения.
Централизованное управление исходит из необходимости проведения в рамках фирмы глобальной хозяйственной политики, предусматривающей, в частности, разработку общих задач и согласование действий всех подразделений с целью их своевременного и качественного решения. Поэтому в процессе реализации указанных выше функций важную роль играет их тесная увязка с функциями низового звена управления, т. е. производственных отделений и дочерних компаний, что и обеспечивает эффективную деятельность организации в целом
Формирование эффективной системы менеджмента (управления) на предприятии необходимо для целей обеспечения конкурентных позиций организации как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Управление для современных организаций, предприятий и фирм – залог успеха и «путь» к росту их конкурентных преимуществ. Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.
Т.е. управление на предприятии осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.
На рисунке 1 будут представлены первостепенная цель и задачи системы управления для предприятий. Система управления на предприятии преследует цель обеспечить конкурентные позиции организации как на внутреннем, так и на внешнем рынке для целей обеспечения максимально возможного результата деятельности..
Рисунок 1 - Цель и задачи системы управления предприятием
В соответствии с представленными на рисунке 1 сведениями можно судить о том, что без качественно проработанной системы управления невозможно обеспечить результативность и перспективное развитие деятельности предприятия и её конкурентных позиций.
Сущность функционального подхода к управлению заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.[5]
Функция управления (управления) - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управления и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
1.2 Мотивация и контроль как функция в системе менеджмента
Мотивация труда является основным условием гарантийного выполнения работы персонала любой организации. От того, как хорошо такая мотивация сформирована и соответствует целям и задачам деятельности, будут зависеть его целеустремленность, повышение эффективности и качества труда [2, с. 3].
Мотивация трудовой деятельности — это стремление работника удовлетворить свои потребности с помощью труда, направленного на достижение целей компании [1, с. 8].
Мотивация – это побуждение человека к деятельности. Побуждать человека могут разные условия, в которых человек находится. Всю совокупность этих побуждающих обстоятельств называют мотиваторами. Исходя их всего, выходит, что мотиваторы – это факторы, которые влияют на мотивацию.
В зависимости от особенностей мотиваторов, мотивация может классифицироваться по различным признакам [5, с. 25]. Существует большое количество мотивирующих факторов, влияющих на мотивацию людей, например, получение нового места работы, а также изменение привычных условий труда вызывает у сотрудника желание хорошо проявить себя. Не получив такой возможности, любой сотрудник разочаровывается в своей работе. При этом с экономической точки зрения люди являются довольно дорогим ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью. Любой руководитель обязан понимать, что существует и моральный фактор.
Осознание этой проблемы ставит перед руководителем новую. Система менеджмента качества (СМК) является организационной системой. Это значит, что персонал играет важную роль в её работе. Без персонала организация не сможет получать тех результатов, для достижения которых она была создана. Следовательно, мотивация персонала и его вовлечение в трудовую деятельность – это ключевой элемент во внедрении системы качества.
Мотивация персонала в СМК представляет собой процесс, который обеспечивает стабильное выполнение сотрудниками всех необходимых действий для повышения качества работы. Основная задача организации, вовлечь в процесс внедрения СМК как можно больше работников. Мотивация сотрудников должна быть добровольной, а не административной.