Файл: «Понятие и признаки правового государства» (Понятие и принципы правового государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Правовое государство - емкая, многозначная юридическая категория, синтезирующая целый ряд основных конституционных принципов. Как и иные основы конституционного строя, правовое государство можно рассматривать в трех значениях: как базовую ценность, на которую ориентируется общество в развитии конституционного строя; как основной принцип, выступающий в качестве руководящего для конкретных сторон конституционного строя; как конституционно-правовые институты и нормы, через которые названные ценность и принцип получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.
В России тезис о том, что Российская Федерация является правовым государством, закреплен на самом высоком нормативно-правовом уровне - в Конституции РФ (ст. 1). Ведущее место в системе конституционных основ занимает признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. С позиций идеи правового государства верховенство прав и свобод, основанное на приоритете права, приобретает особый смысл.
Основной движущей силой и субъектом построения и укрепления правового государства в России, в силу ее исторических, национально-культурных и структурных особенностей, призвано выступать само российское государство. В этом находят свое выражение особенности места и роли российского государства в политической системе страны. По своему положению российское государство является наиболее современной организацией, которая в состоянии вытянуть российское общество из прошлого и дать ему возможность приспособиться к условиям информационного развития.
Актуальность работы состоит в том, что правовые начала не получили повсеместного воплощения в повседневной социальной практике и деятельности государственных органов власти и управления. Острой остается проблема реализации принципов правового государства, а также снятие противоречий формирования гражданского общества и правового государства.
Объект курсовой работы составляют общественные отношения, возникающие в результате формирования правого государства в России.
Предмет курсовой работы составляет совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей, присущих правовому государству и представляющих интерес с точки зрения цели исследования.
Целью курсовой работы является теоретическое объяснение общих закономерностей развития правогогосударства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и принципы правового государства;
- дать общую характеристику признакам правового государства;
- раскрыть основные черты правового государства;
- проанализировать призники правового государства в России.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как и других, разрабатывающих вопросы теории государства и права.
В ходе проведенного исследования применяются методы диалектики, структурно-функциональный и сравнительно-правовой, широко применяемые в гуманитарных науках.
Структура и объем работы соответствует целям и задачам, поставленным перед исследованием. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе исследованы вопросы, посвященные проблеме определения правового государства как юридической категории, основные признаки, характеризующие на его формирование.
Во второй главе раскрывается содержание отдельных признаков правового государства. Проанализировано современное состояние государства в России.
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и принципы правового государства
Идея правового государства имеет очень давнюю историю. Отдельные аспекты данной теории исследовались еще античными учеными Демокритом, Платоном, Аристотелем, Полибием и др.
Развили данную теорию мыслители эпохи Возрождения Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. В более поздний период идея правового государства исследовалась И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, М. Вебером и другими философами. В научный оборот сам термин «правовое государство» был введен в XIX в. Р. фон Молем.
В дореволюционной России существенный вклад в развитие идеи правового государства внесли А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н. Радищев, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич, Н.А. Бердяев и др.
В советское время концепция правового государства находилась в большей степени за рамками научных исследований[1].
В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. наступил новый этап развития общества и государства, и в Конституции 1993 г. Россия впервые была провозглашена правовым государством (ст. 1)[2].
Сущность идеи правового государства - в подчинении государства обществу, утверждении демократических начал. Правовым можно считать такое государство, которое признает в качестве своих базовых принципов верховенство права, разделение властей, независимость суда, законность управления, гарантированность прав и свобод граждан, взаимную ответственность государства и гражданина.
Принципами правового государства являются:
- верховенство права;
- приоритет прав человека и гражданина;
- обеспечение широкого круга прав и свобод человека и гражданина;
- связывание государства правом;
- разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- независимость суда;
- равенство всех перед законом и судом;
- высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
- взаимная ответственность государства и гражданина;
- наличие гражданского общества[3].
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само себя ограничивает правовыми нормами. Его важнейшим принципом является верховенство права, которое означает, что наиболее важные общественные отношения регулируются законами. Безусловно, в правовом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Однако законы являются высшей формой выражения государственной воли народа, а потому обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам государства.
Особое значение в правовом государстве придается конституции. В ней закрепляются основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, основы правового статуса личности. Конституция имеет безусловный приоритет в современном правовом государстве. Согласно ст. 15 Основного закона России «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Российская Федерация, являясь полноправным членом мирового сообщества, признает составной частью своей правовой системы общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ, все нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции и законам. Исследователями справедливо отмечается, что серьезным препятствием для утверждения принципа верховенства закона являются издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества. Зачастую подзаконный акт извращает смысл закона, что порождает бюрократизм, коррупцию и иные злоупотребления.
Важнейшей предпосылкой формирования правового государства является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все важнейшие сферы жизни общества. В идеале законы должны быть справедливыми, т.е. отвечать интересам личности, общества, государства, а не узкой группы лиц.
Сам процесс законотворчества должен быть максимально открытым, чтобы граждане могли участвовать в нем, высказывать свое мнение. Закрытое принятие законов порождает негативное отношение как к законам, так и к самой власти. Исторический опыт показывает, что действия «для народа, но без народа» ни к чему хорошему не приводят[4].
Правовое государство - это государство, в котором гарантирован широкий круг прав и свобод человека, гражданина. Мало закрепить в Конституции права и свободы, не менее важно их обеспечить.
Конституция СССР 1936 г. имела ярко выраженный демократический характер, причем уникальный для того времени. Однако во многом она носила декларативный характер. Массовые репрессии, последовавшие почти сразу после ее принятия, стали тому подтверждением. Важнейшая задача для современной России - реально обеспечить права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ и других законах.
Правовым может быть такое государство, в котором обеспечено равноправие. Согласно ст. 19 Конституции России в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Принцип независимости судебной власти получил закрепление в ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»[5].
Данный принцип предполагает наличие следующих составляющих:
- независимость судебной ветви власти отражена в федеральном законодательстве, в частности в ФКЗ «О судебной системе РФ»;
- судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной ветви власти;
- судебная власть реализуется в рамках своих полномочий, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах;
- обязанность государства выделять достаточное обеспечение для осуществления судами беспристрастно и независимо своих судебных полномочий.
Для реализации своих прав и обязанностей гражданам необходимо знать и понимать их. Поэтому Конституция РФ содержит следующие требования: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Другая крайность - зачастую законы публикуются с формулировкой «вступает в силу со дня официального опубликования». Граждане, организации, юридические лица и другие субъекты попросту не успевают ознакомиться с законом, подготовить документы, выполнить необходимые действия и поневоле становятся правонарушителями.
Сегодня, к сожалению, многие новации в законодательстве в обществе воспринимаются в штыки. Сказывается тот факт, что пренебрежительное отношение к закону складывалось долгие годы.
Исправить ситуацию с низким уровнем правовой культуры могла бы разъяснительная работа среди граждан, что позволило бы понимать смысл закона, определить его цель, сферу деятельности, применять его для защиты своих прав и законных интересов.
Относительно взаимоотношения государства и личности в нашем государстве долгие годы утверждалось, что права и свободы - это блага, дарованные гражданам государством свыше. Поэтому о какой-либо ответственности государства перед личностью практически не упоминалось. В современном правовом государстве ответственность государства и личности должна быть взаимной.
В России в настоящее время делаются определенные шаги в части установления юридической ответственности государства перед гражданами. В частности, приняты законы, устанавливающие ответственность чиновников за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения дел в суде и др.
Однако граждане далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои интересы. Зачастую требуется вмешательство первых лиц государства, чтобы решить ту или иную проблему[6].
1.2. Основные признаки и черты правового государства
Характеризуя правовое государство, следует учитывать, что, несмотря на специфические особенности, оно оставалось и остается государством[7].