Файл: «Понятие и признаки правового государства» (Понятие и принципы правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это значит, во-первых, то, что государство не отождествляется с обществом или системой других общественно-политических организаций и не растворяется в них. А во-вторых, что оно, помимо своих собственных специфических признаков и черт, обладает, как и любое государство, общеродовыми признаками и чертами.

Как и любое, правовое государство обладает публичной властью и располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Этот аппарат состоит из совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.

Правовое государство, как и любое другое, располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями экономики, эффективно воздействовать на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением, применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.

Правовое государство, так же как и все другие, обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти правового государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами. Обладая суверенитетом, правовое государство организует самое себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения. Некоторые государства при этом предусматривают определенные правила поведения и ответственность за их соблюдение в отношении не только отдельных граждан и их организаций, но и всего общества, народа.

Названные черты являются общими как для правовых, так и для неправовых государств. Сравнивая те и другие государства, следует выделить, прежде всего, такую особенность, как верховенство закона. В соответствии с данным признаком, или принципом, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакие коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается в прямом своем значении, а именно как акт, исходящий от высшего представительного органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой[8].


В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что во многих государствах, будучи формально главенствующим юридическим актом, на деле закон фактически «растворяется» в других, подзаконных, а точнее, ведомственных актах.

Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование правового государства в любой стране предполагают установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого воздействия на общественные отношения.

Было бы упрощением полагать, что в условиях правового (или любого иного) государства можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов, содержащихся в них положений. Нельзя, в частности, обойтись без подзаконных актов при реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или в процессе реализации права на образование. Возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не одного, пусть самого авторитетного, фундаментального акта, каким является конституционный закон, а системы взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем предписания актов[9].

Следовательно, речь идет не о том, должны или не должны быть в правовом государстве наряду с законами подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали количественно и качественно в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали суть самих законов. В России и других странах, ставящих своей целью формирование правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы к созданию правового государства неизбежно останутся всего лишь призывами.

Среди других особенностей правового государства укажем на такие, как полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами.


По действующей Конституции России, «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч.1 ст.17). Конституция провозглашает, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ч.2 ст.19).

В то же время очевидным является и то, что в силу экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан России в значительной мере ослабляются. Как и раньше, обычный гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Разделение властей - принцип (или теория), исходящий из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду.

Суть этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим[10].

К важнейшим особенностям правового государства относятся не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках. Должен быть создан механизм полной гарантированности и всесторонней защищенности прав граждан; последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Кроме названных, есть и другие особенности, характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от неправового. Их достаточно много, и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, что такое правовое государство и что не является таковым, каковы сущность, содержание, основные цели создания и каково назначение правового государства.


Таким образом, правовое государство – это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение широкого круга прав и свобод человека и гражданина. Как правовая категория «правовое государство» имеет ряд основных признаков, которые более подробно рассмотрены во второй главе.

2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

2.1. Верховенство права

Первым основополагающим признаком правового государства является господство, или верховенство, права. Эта черта предполагает создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона, связанность государства им же созданными законами, верховенство конституции в системе нормативных правовых актов. Формально все эти пункты провозглашены, а на практике верховенство права не всегда соблюдается. Причина в отсутствии эффективных механизмов ограничения государственной власти посредством права, слабая роль правовых установлений, предписаний в ограничении деятельности государства, его органов и должностных лиц. Примером превышения должностных полномочий является коррупция, которая пока остается острой проблемой деятельности государственного аппарата[11].

Конституция РФ в своем составе не имеет термина «верховенство права». Но важнейшим конституционным элементом характеристики России как современного государства является правовое государство. Конституция РФ в ст. 3 закрепляет принцип верховенства Конституции и федеральных законов, а в ст. 15 - высшую юридическую силу и прямое действие Конституции РФ. Статья 125 Конституции РФ утверждает значение верховенства Конституции в обеспечении режима конституционной законности.

Приведенные положения представляются равнозначными принципу верховенства права, поскольку Конституция России: а) основана на общественном договоре, который был утвержден на референдуме; б) признает неотчуждаемые права и свободы человека; в) базируется на естественном праве, связанном с рынком, частной собственностью, свободой экономической деятельности. Правовое государство неотделимо от верховенства права. Россия, как часть мирового сообщества, гарантирует народовластие и демократию, права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права[12].


В российском законодательстве принцип верховенства права имеет многослойное отражение. Законы субъектов Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам. Федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством России, применяются правила международного договора.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Основы конституционного строя России, закрепленные в Конституции РФ, обладают особой юридической характеристикой. Положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя страны.

В реализации верховенства права имеют значение общеправовые принципы в правотворчестве и применении права. Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что правовая норма и практика применения права не должны противоречить общеправовым принципам, например, справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина. Общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер. Общеобязательность таких принципов видится в приоритетности их перед иными правовыми установлениями и в распространении их действия на все субъекты права[13].

Многие правовые позиции Конституционного Суда РФ конкретизируют содержание правового государства как общеправового принципа. Это касается, в частности, вопросов организации и деятельности органов государственной власти. Так, было подтверждено значение правового определения пределов предмета регулирования со стороны Указов Президента Российской Федерации. Было выделено правовое содержание конституционной обязанности Президента РФ в связи с процедурой подписания им закона. Суд воссоздал правовую конструкцию формирования Правительства Российской Федерации. Раскрывая юридическое значение состава Государственной Думы, Суд связал его с порядком осуществления законодательного процесса в Российской Федерации. В правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации реконструировано правовое поле органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Компетенции органов государственной власти субъектов Федерации, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются регионом самостоятельно[14].