Файл: «Понятие и признаки правового государства» (Понятие и принципы правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важная предпосылка формирования правового государства в Российской Федерации - создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе страны, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают Россию к правовому государству, но даже отдаляют от него. Эта борьба, как и многое другое, разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей.

Современная жизнь дает тому множество весьма печальных примеров. В том числе примеров, связанных с разрушением единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью втянутых в политические и другие конфликты невинных людей[15].

Следовательно, законы жизненно важно соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае устарелости, консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи в обществе.

2.2. Гарантированность прав и свобод личности

Вторым основополагающим признаком правового государства является незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности. Данный принцип заключается не только в признании и гарантии государством естественных прав и свобод человека, но и в охране и защите их от посягательств других субъектов. Понятно, что реальное обеспечение равенства всех граждан РФ, иностранных граждан и других лиц на территории РФ как субъектов права затруднительно. Проблема в том, что общество имеет слабые правовые установки, невысокий уровень правосознания и правовой культуры. Как результат, общество и государство имеют высокий уровень преступности[16].

В ст. 2 Конституции РФ записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Однако в реальной жизни эта статья Конституции РФ мало кем трактуется как ограничение деятельности нашего же государства требованиями международного института прав человека. Больше всего эта статья многими воспринимается как некое декларативное заявление на неопределенное будущее.


В правовом государстве должны быть реально обеспечены права и свободы «рядовых» граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности; последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются также привитие населению потребности сознательного участия в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа, последовательное расширение и углубление в экономике, политике, культуре, науке, социальной сфере принципов реальной демократии.

Государство, его органы и институты связаны правами и свободами человека и гражданина. По смыслу российской Конституции не государство дарует права индивидам, а сами политически правоспособные граждане в их совокупности, приобретая основные права и свободы от рождения, делегируют свои властные полномочия государственным органам. В этом выражается такая сторона правовой государственности, как народный суверенитет и связанный с ним принцип народовластия. Важнейшей чертой правового государства выступает положение, согласно которому источником власти, носителем суверенитета является народ (общество), делегирующий часть своих полномочий государству.

Народовластие представляется центральным элементом и качественным показателем демократического правового государства как такового. Отчуждение народа от принятия государственно-властных решений ведет к искажению самой сути такого государства.

Среди существенных предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. В отечественной и зарубежной литературе существует довольно много не совпадающих друг с другом представлений о понятии гражданского общества и характере его соотношения с государством[17]. Например, нередко гражданское общество понимается как система противостоящих государству и конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных социальных групп и индивидов, а также правовыми и неправовыми правилами и обычаями.

Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются прежде всего такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения бизнесменов и др. Все они относительно самостоятельны применительно друг к другу, а также независимы от государства. Согласно сложившимся воззрениям «царство гражданского общества» исключает какие бы то ни было политические связи и отношения, а также «институты государства».


В законодательстве Российской Федерации все чаще используются термины «гражданское общество» и «институты гражданского общества». Указанные понятия содержатся в государственных программах[18], используются в наименованиях органов власти, применяются в текстах ряда федеральных законов. В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[19] термин «институты гражданского общества» употребляется особенно активно: в определении понятия «противодействие коррупции» в качестве одного из принципов противодействия коррупции указано сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами и в иных случаях.

Иными словами, гражданское общество выступает, и в этом есть значительная доля истины, в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и принятие всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона[20].

Гражданское общество выступает не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства.

2.3. Взаимная ответственность гражданина и государства

Третьим основополагающим признаком правового государства является взаимная ответственность гражданина и государства. Суть его заключается в таком характере взаимоотношений гражданина (гражданского общества) и государства (государственных органов), при котором становится возможным строгое соблюдение взаимных прав и юридических обязанностей. Это условие устойчивого правового порядка[21].

Взаимоотношения власти и личности, государства и человека - очень важная проблема, решение которой имеет не только теоретическое, но и практическое значение для любого государства. «Взаимодействие» - не только сложное слово, но и общенаучная категория, в различных отраслях знаний понимаемая по-разному. Тем не менее его смысловое значение во всех случаях предполагает общность, обоюдность, обусловленность и связанность одного с другим, воздействие друг на друга, результатом чего выступает изменение состояния и движение. Что касается социальной и государственно-правовой сферы, то здесь взаимодействие выступает в качестве основания для изучения всех процессов и явлений, поскольку присутствует на всех уровнях жизнедеятельности человека, общества и государства[22].


Взаимодействие указанных субъектов конституционных отношений между собой предполагает совершение определенных правовых действий по отношению друг к другу, причем если взаимные действия осуществляются длительное время, то данные отношения стабилизируются и организовываются, образуя вместо кратковременных и стихийных действий постоянную конституционно-правовую деятельность, осуществляемую в различных формах.

Процесс формирования современной российской конституционно-правовой концепции взаимоотношений личности и государства находится одновременно в двух стадиях - в стадии формирования и модернизации. Стадия формирования названной концепции вполне соответствует переходному состоянию российского государства и права.

Модернизация представляет собой способ развития и приспособления к новым реальностям правовой системы всех юридических понятий, правовых институтов, видов государственной деятельности, публичной власти, законодательства и законотворчества. При этом из практики властеотношений и законодательства всех уровней исключаются устаревшие формы и методы управленческой деятельности, а также ненужные и тормозящие позитивное развитие институты. Конечными целями модернизации должно являться установление и развитие правовых институтов как гарантий реализации Конституции Российской Федерации[23].

Для современной российской концепции взаимоотношений государства и личности характерна еще одна особенность - попытка сочетать идеи «сервисного государства» и «сильного государства». Теория «сервисного» государства, по которой оно является корпорацией по оказанию публичных услуг, представляет собой пример имплементации зарубежных институтов властно-правового взаимодействия человека, общества и государства. В основе сервисного государства лежит как эффективное предоставление населению публичных услуг, так и возможность делегирования функций по их оказанию «частному сектору».

Именно с реализацией концепции сервисного государства связан совершенно новый формат взаимодействия общества и государства, ранее маловероятный в силу отсутствия электронных средств получения и обработки информации, например таких, как обращения гражданина в формате отзыва, содержащего оценку деятельности органов государственной власти или местного самоуправления, а также их должностных лиц[24].

Сильное государство - это эффективное, полноценное, авторитетное и уверенное в себе государство, четко выполняющее все свои функции и социальное назначение. Сильное государство в истинном смысле слова - это демократическое государство, которое знает только одну власть - власть закона, права.


Рассматривая концепцию сильного государства, следует обратить внимание и на понятие «эффективное государство». Данная категория, впервые использованная в России в 2000 г., регулярно упоминается в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию как аналог сильного государства, способного гарантировать стабильность общественного развития и соблюдения прав личности. Необходимо отметить, что высказанная Президентом России идея построения сильного государства, основанного на стабильности конституционного строя и высочайшем статусе прав и свобод человека, более широка. В качестве одной из важнейших задач она, наряду с укреплением гражданского иммунитета, предполагает создание обстановки общественного отрицания экстремистских, радикальных идей[25].

Правовое государство показывает государственную власть со стороны ее организации, взаимодействия и взаимодействия всех ветвей власти, пределов вторжения законодательных, исполнительных и судебных органов общественную и личную жизнь граждан, а социальное государство выступает показателем одного из основных направлений государственной деятельности и выражается в возложении на государство социальных задач, которые обусловлены социальным и экономическим развитием общества.

Социальное государство - это юридическое выражение ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению заложенной в экономических, социальных и культурных правах социальной программы. Конституция РФ декларирует: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (Ст.7).

Еще одной проблемой становления правового государства в РФ является недостаточное выполнение государством социальных функций как социального правового государства. Результатом этого является низкий уровень жизни населения, недостаточно высокая продолжительность жизни, большое количество населения страны, которое находится за чертой бедности. Понятно, что ограничением социальной политики государства играют возможности отечественной экономики, международные экономические санкции, ряд других значимых обстоятельств.