Файл: «Понятие и признаки правового государства» (Понятие и принципы правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, несоответствие минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму, регулярное повышение цен (инфляция), низкие зарплаты и пенсии порождают социальную напряженность в обществе и недовольство проводимой государством политикой. Провозглашение в Основном законе и принятие иных нормативно-правовых актов, закрепляющих основы социального государства, лишь начальный этап его формирования. Становление Российской Федерации как социального государства зависит от многих факторов – экономических, политических, социальных, культурных, духовно-нравственных и других.

Важнейшей предпосылкой установления гармоничных отношений государства и личности является концепция социального партнерства, под которой понимается принципиально новая модель взаимоотношения государства и личности, обеспечивающая равенство и оптимальное сочетание их интересов. В последнее время указанной проблеме (партнерству) уделяется пристальное внимание российских ученых[26].

Таким образом, проанализировав некоторые практические проблемы формирования основ правового государства в нашей стране, можно сделать следующие выводы.

1. Одним из направлений решения проблемы становления правового государства является формирование социального государства как его основы.

2. Недостаточно высокий уровень общественного правосознания обусловливает необходимость дальнейшей систематизации законодательства, повышения его качества и эффективности действия.

3. Необходимо повышать уровень правосознания и правовой культуры, что важно для формирования гражданского общества и правового государства.

4. Необходимо создание достойных условий для самореализации личности, необходимы инвестиции не только в экономику, но и в человеческий капитал (образование, здравоохранение, культуру).

Правовое государство предполагает наличие правовой культуры и правосознания высокого уровня. Поэтому основная проблема заключается в том, чтобы сформировать в обществе такие ценности и нормы, которые соответствовали бы высоким стандартам правового государства[27].

К настоящему времени историческое положение российского государства в системе развития страны практически восстановлено. В сфере социально-экономических отношений российское государство является главным регулятором и фактором роста и внедрения социальной справедливости. В современных условиях на российское государство возложена обязанность по обеспечению модернизации экономики, отношений собственности, организации эффективного управления и качественного обновления, действующих социальных стандартов. Российское государство обеспечивает обороноспособность страны, государственный суверенитет, территориальную ее целостность, осуществляет меры, направленные на возрождение духовности и исторических ценностей народов России. Современные усилия государства связаны с утверждением единой российской нации. Все это гарантирует возрождение в новых исторических условиях российского национального государства. Российскому государству обеспечена ресурсная, политическая, духовная и идеологическая поддержка многонационального народа[28].


Таким образом, проблема формирования правовой государственности в России состоит в том, что требуется перестройка системы ценностей всего общества, формирование соответствующего правосознания и правовой культуры, новой государственной идеологии, в которой правовые начала жизни будут иметь первостепенное значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования понятия и признаков государства, можно сделать следующие выводы.

Правовое государство - это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма, верховенства закона, гражданского согласия, гарантированности, реальности и защищенности прав и свобод человека (гражданина), взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка.

Правовое государство как основа конституционного строя объединяет в себе целый ряд взаимосвязанных основ, провозглашенных в главе первой Конституции России. Несмотря на невозможность достижения всех характеристик идеальной правовой государственности в современных условиях, этот базовый конституционный принцип не только декларируется, но и частично реализуется в российской конституционной практике.

Однако для того, чтобы правовое государство прочно укоренилось в отечественной правовой системе, стало ориентиром фактических конституционно-правовых отношений, требуется модернизация ключевых институтов государства и общества.

В особенности важна модернизация правосознания представителей государственной власти и местного самоуправления, чиновников, формирующих направления правовой политики государства.

Обобщая, можно отметить, что Российская Федерация, провозглашенная правовым государством, в реальности таковым не является. На сегодняшний день не обеспечен принцип верховенства закона, уровень доверия граждан к власти невысокий. Дополняют печальную картину слабые гарантии реализации прав и свобод граждан, низкий уровень правовой культуры в стране. Однако многое зависит и от активности самих граждан, прежде всего в политической сфере, в управлении делами государства, в контроле за властью.

В современных условиях на российское государство возложена обязанность по обеспечению модернизации экономики, отношений собственности, организации эффективного управления и качественного обновления, действующих социальных стандартов. Российское государство обеспечивает обороноспособность страны, государственный суверенитет, территориальную ее целостность, осуществляет меры, направленные на возрождение духовности и исторических ценностей народов России. Современные усилия государства связаны с утверждением единой российской нации. Все это гарантирует возрождение в новых исторических условиях российского национального государства. Российскому государству обеспечена ресурсная, политическая, духовная и идеологическая поддержка многонационального народа.


Таким образом, построение правового государства требует больших совместных усилий государства, общества и граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.

Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утв. Президентом РФ 15 сентября 2012 г. № Пр-2789 // КонсультантПлюс

  1. Архипов С.И., Белканов Е.А., Берг Л.Н., Березина Е.А., Грибанов Д.В., Перевалов В.Д., Плетников В.С., Пучков О.А., Тарасов Н.Н., Федоров И.В., Шабуров А.С., Ярков В.В. Актуальные проблемы теории государства и права (учебник). - М.: Юстиция, 2019. - 440 с.

Бабаджанян К.А. Взаимная ответственность личности и государства как основа гармонизации взаимоотношений между ними (теоретико-правовой аспект): дис. ....- Саратов, 2013. - 183 c.

Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник / Под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. – М.: Проспект, 2017. - 324 с.

Грудцына Л.Ю. Развитие гражданского общества в аспекте конвергенции частно-правовых и публично-правовых начал российского права // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. – С. 12 - 16.

  1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
  2. Миронов Д.Н. Основы формирования правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2016. - № 3. - С. 6 - 10.
  3. Савоськин А.В. Отзывы о деятельности органов власти: от практики к теории // Lex russica. 2016. № 12.- С. 68 - 78.
  4. Титова Е.В. К вопросу о конституционно-правовой концепции взаимодействия государства и человека // Lex russica. 2018. № 11. - С. 69 - 82.
  5. Никитина Е.Е. Система институтов гражданского общества в России: конституционно-правовой аспект // Журнал российского права, 2017. - № 6 - С. 37-49.
  1. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник / [А.А. Гогин и др.]; /Под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского. – М.: Проспект, 2017. - С. 121.

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

  3. Гогин А.А. и др. Указ. соч.- С. 122.

  4. Гогин А.А. и др. Указ. соч.- С. 123.

  5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.

  6. Гогин А.А. и др. Указ. соч.- С. 124.

  7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Проспект, 2016. - с. 49.

  8. Марченко М.Н. Указ. соч.- С. 50.

  9. Марченко М.Н. Указ. соч.- С. 51.

  10. Марченко М.Н. Указ. соч.- С. 52.

  11. Архипов С.И., Белканов Е.А., Берг Л.Н., Березина Е.А., Грибанов Д.В., Перевалов В.Д., Плетников В.С., Пучков О.А., Тарасов Н.Н., Федоров И.В., Шабуров А.С., Ярков В.В. Актуальные проблемы теории государства и права (учебник). - М.: Юстиция, 2019. – С. 93.

  12. Миронов Д.Н. Основы формирования правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 3. - С. 8.

  13. Миронов Д.Н. Указ. соч. – С. 9.

  14. Там же.- С.10.

  15. Марченко М.Н. Указ. соч.- С. 53.

  16. Архипов С.И. и др. Указ. соч. – С. 93.

  17. Грудцына Л.Ю. Развитие гражданского общества в аспекте конвергенции частно-правовых и публично-правовых начал российского права // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. – С. 12.

  18. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утв. Президентом РФ 15 сентября 2012 г. N Пр-2789 // КонсультантПлюс

  19. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.

  20. Никитина Е.Е. Система институтов гражданского общества в России: конституционно-правовой аспект // Журнал российского права, № 6, июнь 2017. - С. 37.

  21. Архипов С.И. и др. Указ. соч. – С. 94.

  22. Титова Е.В. К вопросу о конституционно-правовой концепции взаимодействия государства и человека // Lex russica. 2018. № 11. - С. 69.

  23. Титова Е.В. Указ. соч. – С. 70.

  24. Савоськин А.В. Отзывы о деятельности органов власти: от практики к теории // Lex russica. 2016. № 12.- С. 72.

  25. Титова Е.В. Указ. соч. – С. 71.

  26. Бабаджанян К.А. Взаимная ответственность личности и государства как основа гармонизации взаимоотношений между ними (теоретико-правовой аспект): дис. ....- Саратов, 2013. – С. 73.

  27. Архипов С.И. и др. Указ. соч. – С. 96.

  28. Миронов Д.Н. Указ. соч. - С. 7.