Файл: «Карьера государственного служащего: технологии планирования и управления».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности управления персоналом в органах государственной власти
1.3 Элементы управления карьерой
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ОРЛА
2.1 Характеристика организационной структуры Администрации г. Орла
2.2 Анализ основных показателей деятельности Администрации г. Орла
2.3 Предложения по улучшению управления карьерой государственных служащих Администрации г. Орла
Введение
Развитие управленческих кадров, способных осуществлять эффективную деятельность в условиях рыночной экономики, является актуальной проблемой для государственной службы современной России. Полноценное обеспечение этого процесса невозможно без активизации научных исследований карьеры государственных служащих, которая неразрывно связана с понятием профессионально-должностного развития служащих.
Актуальность темы исследования определена многими причинами. Во-первых, сегодня возрастает роль государственной службы в реализации функций государства и развитии гражданского общества, что связано с повышением активности и карьерным ростом государственных служащих. Однако эта работа затруднена в связи со слабостью нормативной правовой базы государственной гражданской службы относительно служебной карьеры.
Во-вторых, непременным условием повышения эффективности карьеры государственных гражданских служащих становится управление этим процессом. Однако во многих государственных органах пока не внедрены рациональные формы и методы развития карьеры гражданских служащих. В управлении карьерой отсутствует система планирования и регулирования профессионального и должностного развития.
В-третьих, в практике не выработано четкой системы управления карьерой государственных гражданских служащих, глубоких представлений об объектах и субъектах управления прохождением службы.
Актуальность темы исследования вызвана также тем, что в процессе реформирования государственной гражданской службы возникает необходимость исследования концептуальных основ регулирования карьеры государственных служащих, реализации установленных положений о должностном регламенте, аттестации, квалификационном экзамене и др.
Каждая организация имеет в своем составе персонал. Поэтому ни одна организации не может обойтись без службы, которая занимается работой с персоналом. С развитием общественного производства и менеджмента служба персонала развивалась и трансформировалась. В настоящее время существуют различные подходы к роли, функциям службы персонала в организации. Они зависят от размеров, целевых установок организации, характера менеджмента и понимания роли персонала в деятельности организации.
В структуре органов государственного управления служба персонала является важным элементом системы. От деятельности персонала государственной службы зависит планомерное достижение установленных целей государственного образования: достижение намеченных конечных результатов при оптимальном расходовании ресурсов, формирование благоприятного морально-психологического климата коллектива, повышение действенности инструментов стимулирования и улучшение условий труда. В результате получаем рост эффективности работы государственных служащих, повышение удовлетворенности трудом. Профессионализм кадрового состава определяет перспективы государственного образования, достижение его миссии и параметры уровня жизни населения данного государственного образования.
Кадровая служба органа местного самоуправления должна таким образом организовать работу персонала, чтобы получить максимальную отдачу.
Объектом исследования является Администрация г.Орла. Предмет исследования – роль и функции службы персонала в структуре органов местного самоуправления.
Цель работы – изучение организации службы персонала и их функций в органах местного самоуправления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические вопросы организации работы службы персонала в структуре органов местного самоуправления;
2) провести анализ деятельности Администрации г. Орла;
3) изучить структуру и функции службы персонала в Администрации г. Орла, выявить основные проблемы;
4) предложить направления решения выявленных проблем.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Особенности управления персоналом в органах государственной власти
Государственная служба – это сравнительно новый для российской действительности институт публичной власти, которая проходит путь становления и дальнейшего развития. Практика деятельности государственных образований и государственных служащих на местах дает новые импульсы для изменения, дополнения и совершенствования всей государственной службы. Конечным итогом всего этого процесса должно быть функционирование эффективной системы местного самоуправления.
Важная роль государственной службы как института местного самоуправления определила и внимание законодателя к регулированию вопросов ее организации. [11, с. 94]
Законодательство определяет государственную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях государственной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Основные принципы государственной службы включают:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного служащего;
3) профессионализм и компетентность государственных служащих;
4) стабильность государственной службы;
5) доступность информации о деятельности государственных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к государственной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении государственной службы;
8) правовая и социальная защищенность государственных служащих;
9) ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность государственной службы [13, с. 246].
Данные принципы накладывают отпечаток на процессы формирования и функционирования коллектива в структуре органа местного самоуправления.
В составе государственных служащих выделяют: работников, замещающих государственные должности и работников, замещающих должности государственной службы.
Государственная должность - это должность, предусмотренная уставом государственного образования в соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом государственного образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа и ответственностью за исполнение этих обязанностей. [5, с.112]
Государственные должности подразделяются на два вида:
1) выборные государственные должности, замещаемые в результате государственных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате государственных выборов;
2) иные государственные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Работники, замещающие должности государственной службы - сотрудник, исполняющий в порядке, определенном уставом государственного образования в соответствии с федеральными и региональными законами, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, не замещающие государственные должности государственной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются государственными служащими. [10, с.54]
Особенностью местного самоуправления является его близость к населению. Осуществляя свои должностные обязанности, государственные служащие должны заниматься вопросами местного значения, решать их в интересах населения государственного образования.
От государственного служащего требуются прежде всего беспристрастность, нейтральность, законопослушность, строгая дисциплина. Его деятельность протекает в рамках нормативных правовых актов. Это во многом и предопределяет характеристику управления персоналом в государственной службе.
Орган местного самоуправления в своей деятельности должен ориентироваться на различные интересы:
а) на интересы государственного образования;
б) на интересы системы власти и управления.
Эти направления зачастую могут противоречить друг другу в процессе выполнения служебных функций [20, с. 135].
Специфическая особенность механизма формирования и функционирования коллектива органа местного самоуправления, определяется наличием в нем патриотической составляющей.
Уровень осознания социальной значимости государственным служащим собственной деятельности, сочетание результатов ее деятельности с потребностями общества и государства отличает коллектив сотрудников государственного управления, государственных организаций.
Особенности организационной культуры персонала, которые свойственны органам государственного и государственного управления, обусловлены следующими факторами:
1) особенными статусными характеристиками сотрудников органов государственного и государственного управления и самих государственных и государственных организаций;
2) высокой степенью ориентации на бюрократические методы;
3) зависимостью государственных организаций от общероссийских тенденций в государственном и муниципальном управлении;
4) значительным влиянием традиций взаимоотношений внутри организации, свойственных для российской бюрократии;
5) присутствием большего духовно-нравственного компонента, чем в бизнес-среде [20, с. 138].
Таким образом, рассматривая особенности управления персоналом в органах государственного и государственного управления и управления деловой карьерой государственного служащего, отметим, что коренных отличий в этой сфере от других организаций нет.
В то же время, существующие особенности, которые присущи системе государственного и государственного управления, накладывают отпечаток на характер взаимодействия сотрудников, взаимоотношения и организационную культуру коллектива органа местного самоуправления, а также на всю работу по управлению деловой карьерой. [11, с.203]
Для формирования системы управления деловой карьерой государственного служащего, таким образом, требуется учитывать особенности работы персонала в органах государственного управления:
- имеющиеся нормативные ограничения для трудоустройства и деятельности;
- значительная регламентированность трудовых процессов;
- морально-нравственная нагрузка.
1.2 Понятие и этапы карьеры
В системе государственного управления важно учитывать различные аспекты формирования карьеры.
Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. [12, с.141]
Карьеру - траекторию своего служебного движения - человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками. Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
1. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Профессиональная карьера государственного служащего формируется на протяжении всего периода работы специалиста в органах местного самоуправления, других организациях.