Файл: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(Понятие, признаки, основания применения права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ НРАВА - ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ
1.1 Понятие, признаки, основания применения права
1.2 Основные требования к применению права
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
2.1 Характеристика стадий применения права.
Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами: меры юридической ответственности; меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.)[4].
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт. Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путём установления чётких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов. Эта деятельность требует профессиональных знаний.
Поэтому государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности.
К ним относятся: государственные органы (суд, полиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (профсоюзы), при этом следует помнить, что, как отмечал В.А. Ю супов, «для того, чтобы целесообразность в процессе правоприменительной деятельности была законной, необходим высокий уровень правовой службы органов управления и юридической подготовки их кадров».
Именно поэтому, например, одним из принципов государственной службы РФ является принцип профессионализма государственных служащих. Отдельные граждане право не применяют, хотя иногда они наделяются правомочиями активно препятствовать противоправному поведению другого лица. Это возможно при действии граждан в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Кроме того, часто по инициативе граждан осуществляется применение права (заявление гражданина о приеме на работу и т.д.). Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную творческую реализацию права.
Цель применения права - удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права. Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений, правовое положение участников в подобных правоотношениях различно.
Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т.п. - такова задача субъектов правоприменения».
В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах.
В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации - сложная форма, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.
В-пятых, применение права - это определенный процесс (подробнее об этом - ниже). «Для юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен быть ... оптимальным ...». Он устанавливается if нормативными предписаниями.
В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
Ю.И. Гревцов отмечал: «применением действующего законодательства занимаются различные государственные и общественные органы и организации, как осуществляющие юрисдикцию, так и не обладающие такими полномочиями. Однако можно говорить о едином начале, характерном для самых различных видов и субъектов правоприменительной деятельности. Этим объединяющим началом выступает процессуальная форма, в рамках которой чаще всего происходит правоприменение».
1.2 Основные требования к применению права
Правоприменительная деятельность отвечает определенным принципам и требованиям. К основным принципам правоприменения относятся, законность, истинность, уважение и соблюдение прав и свобод человека, справедливость и целесообразность.
Требования к правоприменительной деятельности:
законность, обоснованность, целесообразность, справедливость. Законность. Правоприменительный орган, разрешая конкретное дело, опирается на одну или несколько норм права, относящихся к делу, строго следуя этим предписаниям и установленным нормами границам.
Важное значение имеет требование рассмотрения дела компетентным лицом (органом). Никто не может присвоить себе чужие полномочия, передать кому-либо дела своей компетенции либо отказаться от рассмотрения дел своей компетенции, применение права осуществляется в строгих процессуальных формах и границах[5].
Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные нормой. До тех пор, пока норма не отменена, не изменена и не приостановлена в установленном законом порядке либо не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа.
Истинность - применение права включает познание реальных фактов. Уважение и соблюдение прав и свобод человека. Применение права не может нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ. Применение права не может носить характер отчуждения прав и свобод человека, посягать на свободу, жизнь и достоинство личности, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Обоснованность. При вынесении решения проявляются, оцениваются все относящиеся к делу факты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.
Целесообразность имеет 2 аспекта: с точки зрения законодателя, требование закона - самый целесообразный путь решения вопроса, достижения цели, им поставленной; существует необходимость в каждой конкретной жизненной ситуации находить наиболее целесообразный способ исполнения требований нормы права.
С одной стороны, нормативный акт с точки зрения законодателя сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений. Следование ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.
С другой стороны, целесообразность в праве - это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации. В норме права в силу её общего характера невозможно предусмотреть все разнообразие конкретных случаев, но она даёт возможность исполнителю учитывать их.
Как правило, норма предусматривает определенные пределы для усмотрения при решении того или иного дела (определенные границы в рамках одного решения, возможность выбора между различными решениями, возможность как применить норму, так и воздержаться от применения). В пределах содержания нормы следует выбрать решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше норма даёт возможностей для проявления инициативы и самодеятельности, тем большее значение приобретает это требование.
Орган или должностное лицо, применяющее право, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должны в то же время действовать инициативно, максимально учитывая особенности места и времени исполнения, разумно распределяя силы и средства, расставляя кадры и т.д. Решение конкретных дел без учёта их политической и моральной характеристики, индивидуальных особенностей, без учёта социальной значимости применяемой нормы порождает юридический формализм и глубоко чуждо природе демократии, духу права, принципам деятельности государственного аппарата.
Справедливость предполагает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов государства, общества, гарантированных личных прав и свобод. При этом недопустима подмена этих высших интересов другими интересами группы лиц или органа, местническими интересами. Это убедительность и доказанность собранных обстоятельств и фактов, объективный подход к их исследованию и к принимаемому решению. Справедливый акт применения согласуется с моральными и другими ценностями общества: «Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению ...».
От того, насколько морально оправданно решение компетентного органа, во многом зависит его воспитательное воздействие.
Требование справедливости предполагает также объективный подход к исследованию обстоятельств дела, к участвующим лицам. Основная тенденция в области правоприменительной практики зарубежных стран - ее зависимости от того, к какой правовой семье относится то или иное государство.
Так, если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированным правом и правоприменитель решает дело, сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой, то англосаксонская система общего права характеризуется тем, что в ее основе лежит судебный прецедент, то есть она представляет собой систему некодифицированного права.
Для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права - однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел.
Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.
Выводы по первой главе
Поскольку общим объектом правоприменительной деятельности является упорядочивание общественных отношений, их регулирование, то государство в лице наделённого властными полномочиями субъекта правоприменительной деятельности не только направляет развитие конкретных общественных отношений, но и переводит их в качественно новое состояние путём установления субъективных прав и юридических обязанностей их участников с учётом особенностей конкретных ситуаций и общих предписаний правовых норм[6].
Субъектами правоприменения являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица различных органов, а также, в отдельных случаях, общественные организации, действующие по поручению государства. Необходимо создание серьезных правозащитных противовесов, что обеспечит правильное применения закона.
Однако, необходимы и некоторые общие основания взаимодействия правоприменителя и гражданина, обеспечивающие снижения уровня конфликтности между ними[7].
Анализ современного состояния правоприменительных отношений в России в связи с этим позволяет сделать следующие выводы: во-первых, реализация прав и свобод граждан РФ, зафиксированных в соответствующих статьях Конституции РФ и других нормативных актах может быть в достаточной мере гарантирована сложившимся государственным механизмом правоприменения, однако нынешний уровень социально-экономического развития общества делает это затруднительным, что в итоге приводит к низкой эффективности правоприменительной деятельности, (это выражается в росте преступности и нарушениях прав граждан); во-вторых, политическая стабильность общества также является своего рода гарантией ослабления противоречий в системе: «право-личность»; в-третьих, законотворческие и правоприменительные акты должны исходить из приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Аналогичные исходные позиции в своих действиях должны занимать и правоприменительные органы.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
2.1 Характеристика стадий применения права.
Правоприменительные акты: понятие, виды, структура Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких логически связанных друг с другом последовательных стадий.
Основные стадии процесса применения права таковы: установление фактической основы дела; установление юридической основы дела; принятие решения по делу. На каждой стадии разрешаются конкретные задачи правоприменительного процесса, связанные с установлением фактических обстоятельств юридического дела, правовой квалификацией, толкованием правовых норм, устранением пробелов в праве и исполнением принятого решения.