Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие «группа». Причины объединения в группы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
Введение
Группа — относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга, для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Группа состоит из работников, которые взаимодействуют таким образом, что поведение и результативность каждого зависят от действий других ее участников. При правильной организации работы в группе проявляется эффект синергии, т.е. возможности группы как целого многократно увеличиваются по сравнению с суммарной возможностью отдельных ее участников.
Причины создания групп
Классические теории группообразования
Теория близости - люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.
Теория формирования групп Дж. Хоманса - люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций — как положительных, так и отрицательных — по отношению друг к другу и к руководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.
Теория равновесия - люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.
Теория обмена - люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.
Другие причины, по которым люди объединяются в группы:
- возможность достижения целей
- удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса.
Теория близости
Общность установок и ценностей
Теория равновесия
Эмоциональная близость, разделяемые
чувства
Получение экономической выгоды от сотрудничества
Теория формирования групп
Теория обмена
Удовлетворение потребностей:
* в безопасности;
* в принадлежности и общении;
* в уважении и самоуважении;
* во власти и получении определенного статуса
Привлекательность целей группы
Возможность достижения личных целей в группе
Причины образования групп
Пространственная и географическая близость
2.
Вид классификации |
Виды групп |
По размеру |
*большие (социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные концессии, общественные организации, возрастные группы). *малые (немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии). |
По сфере совместной деятельности |
*управленческие (группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах — совместное, коллективное принятие решений. И командные группы и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм). *производственные (группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание) |
По уровню развития |
*высокоразвитые (группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т.д.)
|
По реальности существования |
|
По принципу создания и характеру межличностных отношений |
*формальные (группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.) *неформальные (группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей) |
По цели существования |
*целевые (проектные) (группы для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом) *функциональные (группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции) *по интересам, дружеские (группы объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп). |
По периоду функционирования |
*постоянные (группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость)
|
По вхождению индивида в группу |
*референтные (группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которой он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях, их иногда называют эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.) *нереферентные (группы принадлежности) (группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся) |
3. Характеристики группы
Различают основные и ситуационные характеристики группы.
Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.
Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.
Основные характеристики |
Группа |
Ситуационные характеристики |
||
• Структура • Статус • Роли • Нормы • Лидерство • Состав •Групповой процесс • Сплоченность • Конфликтность |
• Размер •Пространственное расположение • Задачи, решаемые группой • Система вознаграждения |
Основные характеристики группы
Структура группы — схема взаимоотношений в группе между должностями. Члены группы определяют престиж каждой должности, значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях, но и профессионально-квалификационных оценках половозрастном составе.
Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус - уважение).
Роли — модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. Сотрудник может играть не одну, а несколько ролей. Например, менеджер по персоналу может одновременно быть председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом Ассоциации специалистов кадровых служб. Одновременно он может выполнять ряд социальных ролей: мужа, отца, капитана футбольной команды т др.
Роли — определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой.
Роли могут быть:
- предполагаемыми (ожидаемыми) — это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;
- воспринимаемыми — модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;
- предписанными — фактическая модель поведения члена группы.
Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми ее членами.
Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.
Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием.
Так, американский исследователь Мередит Белбин выделяет следующие возможные роли членов группы:
координатор, организатор, генератор идеи, искатель (разведчик ресурсов), математик (оценщик идеи, критик), командный игрок, исполнитель, финишер, специалист.
Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.
М. Белбин считает, что группа, где есть исполнители всех девяти ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен там, где имеют место быстрые изменения содержания работы.
Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:
- способный руководитель;
- сильный генератор идей;
- интеллектуал, стимулирующий генератора идей; » математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.
М. Белбин рекомендует менеджерам развивать навыки работы не только в предпочитаемой ими командной рол и, но и в других ролях, что позволит им решать периодически возникающие в группе проблемы.
Анализ подходов к пониманию ролевых функций в группе позволяет сделать ряд выводов.
1. Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе.
2. Чем более полная и разнообразная ролевая структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность этой группы.
3. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.
Нормы — общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.
Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.
Групповые нормы оказывают сильное влияние па поведение ее членов. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.
Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации .
Примеры позитивных и негативных норм в организациях
Позитивные нормы |
Негативные нормы |
У нас все сотрудники считают, что «успех компании — это мой успех» |
В нашей организации сотрудники придерживаются мнения, что человек человеку волк, и поэтому спасается кто как может |
В нашей организации псе сотрудники считают, что любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок |
У нас все работают но принципу «всю работу не переделаешь» |
В нашей организации все сотрудники считают, что любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок |
У нас сотрудники знают, что чем лучше и быстрее ты работаешь, тем больше работы на твои плечи взваливает руководитель, поэтому не надо торопиться, ведь «работа не Алитет, в горы не уйдет» |
У нас все сотрудники рассматривают работу в компании как возможность творчества и самореализации |
У нас. все сотрудники знают, что инициатива наказуема |
В пашей организации интересы клиента ставятся превыше всего |
Для наших сотрудников клиенты воспринимаются как случайные люди, доставляющие одни неудобства |
У нас в коллективе поддерживается мнение, что в споре рождается истина |
В пашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и дистанцироваться от своих начальников и тем более не спорить с ними |